Этап урока | Содержание учебного материала | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организа-ционный момент | Чтение стихотворения. Готов ли ты начать урок! Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадки! Есть у нас девиз такой, Все, что надо, под рукой! | Проверить готовность к уроку, настроиться на работу. | Проверяет готовность к уроку, нацеливает на плодотворную работу. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. |
Введение в урок | Ой, ребята случилось что-то страшное. Пропали все наши учебники. А как же нам изучить новую тему? Смотрите, на доске, висит какой - то конверт…. В нём диск. Давайте, посмотрим, что здесь такое. Вставим диск в компьютер. (1 слайд) Кто это? Это Кикимора-непогодушка. Смотрите послание от неё. «Сегодня я проведу у вас урок. Я предлагаю вам несколько заданий. Справитесь с ними – отдам вам ваши учебники, не справитесь не видать вам их больше никогда. Ну, что, попутешествуем? Кикимора- непогодушка» | Заинтересовать детей. Включение учеников в активную работу. Мотивация. | -Что же нам делать? -А сможете ли вы справиться? -Как нам надо работать, чтобы выполнить все задания? | -Выполнить задания и вернуть учебники. -Конечно. -Дружно, активно, старательно. |
Чистопи-сание | 1.На экране(2 слайд) Б К Х М В Д Т Н З С Ц В Л Ф Ч Р Первое испытание на внимание. Найдите в столбике лишнюю букву. 2.Записать буквы лдтв влдт | (коррекция внимания и мыслительных операций) | -Найдите в столбике лишнюю букву. -Что общего у них? - Как такие буквы называются, вы должны узнать на уроке. | -Л буква, которая обозначает согл., непарн, звук звон., 2- Д-звон., парн., 3 – Т- глухой, парный, В- звонкий, парный) (Л,Д,Т,В) Предположения детей. |
. Актуали-зация и пробное учебное действие. | (3 слайд) «Я люблю, когда на улице ненасный день. Сонцэ не светит. Ужасна грусна кругом. Сегодня мы работаем в группах. Задание: расшифровать транскрипцию слов и записать их. Проверка выполненной работы. Отчёт. | Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | Наблюдение за работой Сегодня мы работаем в группах. Задание: расшифровать транскрипцию слов и записать их. Проверим, как вы справились с заданием. - Транскрипция слова была одна. А как вы написали слова? - Какой возникает вопрос? фиксирует на доске знак вопроса. | По группам выполняют задание. Группы предъявляют записи - По-разному. Одни написали буквы «т», «л», другие – нет. - Кто из вас прав? Как писать? (учебная проблема как вопрос) |
Выявле-ние причины затрудне-ния. | 1.Работа со словарём. 2.Выявление проблемы. | | - Ребята, когда вы не знаете, как писать, куда надо обратиться? - Заглянем в словарь. (с.79) - Кто же был прав? - А почему многие ошиблись и написали без буквы «т», «л»? - Прочитаем транскрипцию. - Произносится звуки «т», «л»? - Значит они какие? - Гласный или согласный? - Значит, что мы сейчас нового узнали? | - Правильно надо писать «солнце», - Тот, кто написал с буквой «т»-ненастный, грустный. - с буквой «Л» -солнце «Т» не было в транскрипции. Читают хором. - Не произносятся - Непроизносимые - Согласный - Бывают согласные звуки, которые пишутся, но не произносятся. Они называются Непроизносимыми. |
Тема урока | Определение темы урока | | - Кто догадался, какую тему мы начинаем изучать сегодня? - Верно (фиксирует темы на доске) | «непроизносимые» |
| Постановка задач. | формулирование каждым учеником собственной цели в предстоящей учебной деятельности | - Какие задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке? Модельный ответ: · Повторить · Узнать · Научиться | - Повторить уже имеющиеся у нас знания и умения правописания безударных гласных и парных согласных в корне слов. - Узнать о новой орфограмме в корне слова. - Научиться применять полученные знания |
Этап построе-ния проекта выхода из затрудне-ния | Предположения детей по проверке непроизносимых согласных. | Формулировка темы урока Формулировка цели урока Формулировка способа действия | В этих словах звуки «пропадают», когда мы их произносим. Такие звуки в русском языке называются непроизносимыми. Как же проверить слова с непроизносимыми согласными? | Предположение детей (на основании знаний орфограмм корня) -Подобрать проверочное слово так, чтобы непроизносимая гласная стала произносимой (слышалась ясно) |
Проверка гипотезы | (4 слайд)Объяснение правописания слов на экране. «со.це», «ненас.ный», «ужас.ный», «грус.ный» Вывести правило проверки непроизносимой согласной. | Выбор средств для построения нового знания Составление алгоритма | - Давайте попробуем объяснить правописание слов на экране. «со.це», «ненас.ный», «ужас.ный», «грус.ный» - Что надо сделать со словом солнце? - Найдите такое слово. - Кто подобрал другое слово? - Запишите в тетрадь: Солнышко – солнце, Выведем правило проверки непроизносимой согласной. - Какая пара слов лишняя? - Почему? - Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен. Солнышко Солнечный | |
Составле-ние алгорит-ма проверки непроиз-носимого соглас-ного | Совместное составление алгоритма. Произнести слово Проверь, есть ли в нем непроизносимый согласный звук Для этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится четко и ясно. Напиши слово Проверь написание и обозначь орфограмму | | Помогает детям вывести алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова. | выводят алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова. |
Этап реализации построенного проекта: | (5 слайд) «Раз вы такие догадливые – дам вам небольшую подсказку как их проверить». Стихотворение-правило. Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать не ясно нам… Чтобы знать, как писать Надо слово изменять. И за звуком непонятным Быстро гласную искать. | Познакомиться со стихотворением –правилом для лучшего запоминания способа проверки. | Знакомит со стихотворением. | Стараются запомнить стихотворение. |
Первич-ное закрепле-ние с прогова-риванием во внешней речи. ИГРА «Забей мяч в ворота». | (6 слайд) «А умеете ли вы играть в футбол? 1. Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать. В работе проверить можешь сам Своё внимание к словам». ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ 2.Правило проверки. 3.Слова, где согласная не пишется. | Первичное закрепление Использование алгоритма. Проговаривание во внешней речи | - Нарисованы ворота с буквами Д и Т, на мячиках написаны слова с пропущенными буквами. Распределить слова по нужным воротам с названием проверочных слов. Какие мячики, не попали ни в какие ворота? Почему? ( интересный, прекрасный, опасный, так как Что необходимо помнить, чтобы избежать ошибок при написании слов с непроизносимыми согласный. Вспомним стихотворение, в котором говориться о том, как проверить слова с непроизносимыми согласными: | Объясняют выбор слов по алгоритму -Интересный, прекрасный, опасный, так как в них нет непроизносимой согласной Вывод: Не во всех словах надо писать непроизносимые согласные. Всякий раз, если написание вызывает сомнение, нужно подбирать проверочное слово. Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать не ясно нам… Чтоб знать, как написать Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать. |
ФИЗМИНУТКА | Поработали отлично Отдохнуть пора сейчас. И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс. | Тренировка в определении слов с непроизносимой согласной. | Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет - приседаем. Грустный, радостный, несчастный, Опасный, прелестный, прекрасный, Тесный, злостный, вкусный, чудесный, Неизвестный, местный, честный. | Если в слове пишется непроизносимая согласная - хлопают, а если нет - приседают. |
Самосто-ятельная работа с самопро-веркой и взаимо-проверкой по эталону. | (7 слайд) «Получите карточки и выполните задание, если сможете». Словарная работа КАРТОЧКИ. Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная. Затем взаимопроверка: Отчёт о проверке. Повторение способа проверки. | Самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия Самопроверка учащимися своих решений по эталону Создание ситуации успеха для каждого | Раз, два, три, четыре Начинается игра. Вы теперь не просто дети. Вы теперь – учителя. - К какому слову не смогли подобрать проверочное слово? Это словарное слово, его написание надо запомнить или проверять по словарю. | -Выполнение заданий: подбирают близкие по значению слова, по алгоритму проверяют написание слов с непроверяемыми согласными Лестница Запись слова «лестница» |
Творчес-кое задание | (8 слайд) « А сейчас, творческое задание. Нужно «пошевелить мозгами». Разбейтесь на группы. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными». Проверка выполненного задания. | Связь нового способа действия с ранее изученными. Тренировка ранее сформированных умений. | -Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения. | Записывают предложения, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными». |
Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке | (Слайд 9) «Последнее испытание. Вспомните изученный на уроке материал». Проверка усвоенного материала. Самооценка деятельности на уроке. В дверь входит наряженный в Кикимору ученик и возвращает учебники «Молодцы, ребята, вы достойно справились со всеми заданиями и заслужили похвалы. Я возвращаю вам учебники и надеюсь, что они помогут вам в изучении русского языка». | Рефлексия и самооценка учащимися своей учебной деятельности Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | Вспомним, какие буквы мы писали на чистописании? Почему именно их? С какой орфограммой мы познакомились? Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? Отразите свои успехи в листе самооценки. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным цветом. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтые. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черный | -лтдн -Они могут быть на месте непроизносимых согласных в корне слова. - Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен. -Спасибо. |
Домаш-нее задание: | Обязательная часть №52 с.26 Творческое задание – Написать пословицы со словами, содержащими непроизносимые согласные в корне слова. | Закрепить изученный материал. Развивать мышление, речь. | Объясняет задание. | Вопросы по выполнению, если будут. |
Приложение №1.
Приложение №2.
Приложение № 3.