физ.минутке. использовала
познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными, формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными, сопоставлять слова по произношению и написанию; развивать логическое и критическое мышление. Развивать мелкие мышцы пальцев и кистей рук, речь. Воспитывать аккуратное каллиграфическое письмо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слова с непроизносимыми согласными в корне слова »
урок по русскому языку №56 3-б 29.01. Шепотиленко Г.Г.
Тема: "Слова с непроизносимыми согласными в корне слова"
Цель: познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными, формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными, сопоставлять слова по произношению и написанию; развивать мелкие мышцы пальцев и кистей рук, речь
Оборудование: аудиозапись с разминкой для пальцев и кистей рук компьютерная презентация урока на экране (Приложение)
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение.
2. Минутка чистописания.
– А теперь, внимание на экран! Прочитайте буквы. Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. На какие две группы их можно разделить? (Гласные и согласные.) – Каких меньше? (Согласных.)– Назовите эти буквы (Л, Д, Т, В). Эти буквы будут нашими помощниками на протяжении всего урока. Как они нам помогут, вы скажите позже сами.– Для начала проследите закономерность, с которой вы будете писать эти буквы. (Экран. На доске образец первых соединений.)А теперь сделаем разминку пальчиков и напишем эти буквы, используя закономерность.
Буквы ЛДТиВ взялись за руки уже. (Соединить пальцы рук по очереди.)А за ними встать спешат буквы ДТВЛ в ряд. (Кисти рук скрестить и сдвигать.)Следом хоровод ведут ТВЛиД идут. (Рукопожатия.)А за ними чуть дыша ВЛДиТ спешат. (Хлопки, отсчитывая ритм.)
3. Постановка темы урока.
Прочитайте пословицу на экране. Объясните. Как вы понимаете е смысл?
Серце матери лучше сонца греет.
– Можно ли записать пословицу в таком виде? Почему? Какие на ваш взгляд допущены ошибки? – В словах сердце и солнце пропущены буквы. Сердце, солнце – не произносятся д, л, но пишутся. (На экране исправление ошибки.)Сердце матери лучше солнца греет.Как можно назвать согласные, которые не произносятся? (Непроизносимые.)
Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке!
С правописанием, таких слов мы с вами сегодня и познакомимся. Какие непроизносимые согласные в этом помогут? (ДТВЛ)
4. Объяснение нового материала.
Как называют человека, которого все знают? Он всем известен? Произнесите это слово. (Известный.)Прочтите его так, как оно написано на экране.Что вы заметили? (Пишется и произносится слово по-разному.)Подберите однокоренные слова к этому слову. (Не все слова появляются на экране.)Найдите корень в этих словах. Произносится ли согласный – т- во всех этих словах? (Показать. Да.)Кто догадывается, как можно проверить непроизносимый согласный в корне слова? (Подобрать такие однокоренные слова, где бы согласный слышался ясно.)
известный – весть, весточка, известие
Понаблюдаем за другими словами. (Экран.) грустный Сердце Солнце Здравствуй грусть сердечко солнышко здравие
– Что общего в этих словах? (Есть непроизносимый согласный.) – Подберите однокоренные слова. Найдите корень в этих словах. Сравните написание этих слов.
– Спишите слова парами, выделите корень, подчеркните непроизносимые согласные. Но перед письмом еще раз подготовим пальчики.
Давайте еще раз вспомним, что нужно сделать для проверки непроизносимых согласных в корне слова? (Выводится алгоритм.) Непроизносимые согласные Л, Д, Т, В в корне слов проверяй так:
произнеси слово подбери однокоренные слова найди корень выбери из этих слов проверочные
5. Проверка понимания. – Прочитайте задание к упражнению 1 на карточках.
Выходят к доске по одному и комментируют по алгоритму. (5 человек)
– В следующем задании необходимо расшифровать текст. Для этого вам необходимо определить границы слов и предложений. Для начала расскажите, что вы знаете о предложении?
Зрительная гимнастика. Спишите текст, подчеркните непроизносимые согласные. Какие согласные, и в каких словах подчеркнули? Докажите, что вы правы. (Алгоритм.)
6. Закрепление.
– Какие зимние забавы знаете? На мой взгляд, всем нравится катание с горы. Но для того, чтобы скатиться с горы, на не надо взобраться. Подниматься в горы будем по командам. (2 человека у доски.) Победит тот, кто первый окажется на вершине, вставляя в слова пропущенные буквы. Здра...ствуй Со...нце Звз...ный Грус...ный сер...це мес...ный чес...ный
Проверка команд при помощи сигнальных карточек. (Красный цвет – неверный ответ, зеленый цвет – верный ответ.) Доказать правильность написания некоторых слов, используя алгоритм.
7. Итог урока. Домашнее задание.
– Что нового узнали на уроке? Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?