kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Непроизносимые согласные в корне слова. Закрепление пройденного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Тип урока: закрепление пройденного.
Цели:
Образовательные:
Закрепить умения детей  писать слова с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д;
Совершенствовать навык нахождения непроизносимого  согласного в словах;
Конкретизировать общий способ проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы «непроизносимый согласный»;
Развивающие:
Развивать память, мышление, речь;
Обогащать словарь учащихся;
Развивать фонематический слух;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому языку;
Толерантность;
Умение слушать и слышать одноклассников и учителя.
Оборудование: учебник, иллюстрации с изображением Графики, Фонетики, Лени (разрезана на 9 частей.)

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Подготовка руки к письму.
- У нас урок русского языка. Работа предстоит серьезная, настроение должно быть хорошее. Давайте немного пошутим и поиграем:
Стоит на кухне за столом
Горшок со свежим молоком.
(Левая рука на локте,  пальцы сжаты в кулак- «горшок»)
Тайком пробралась в кухню кошка,
Отведать молока немножко.
(Указательный и средний пальцы правой руки идут по столу к «кувшину»)
Наклонилась, пьет вершок,
Засунув голову в горшок.
(Указательный и средний палец «пьют вершок»)
Бежит кошка во двор,
Натолкнулась на забор.
(Пальчики «бегут»)
Побежала кошка в дом
(Пальчики «бегут»)
Опять за вкусным молоком.
Гопса, гопса, гопса-са
Вот такие чудеса.
(Пальчики сжимаются и разжимаются)

III. Создание ситуации успеха.
Сейчас мы с вами пойдем в гости. Попробуйте угадать к кому?
  Тройка, тройка прилетела,
  Скакуны в той тройке белы,
  А в санях сидит царица,
  Белоока, белолица.
  Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
- О каком серебре говорится в загадке?
IV. Развитие памяти.
- Очень внимательно послушайте слова, которые подарила нам зима, и постарайтесь их запомнить.
Зима, мороз, снег, птицы, кормушка, спасибо.
V. Минутка чистописания.
- В царство зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес…
В него мы входим…
Идти вперед нам, чтобы
Преодолеем-ка сугробы.
Дети пишут букву лЛлЛл, соединения ля, ал, ел, Лю, аул.
Назовите соединения букв, которые являются словом.

VI. Словарно-орфографическая работа.
Запись отгадок к загадкам. Составление фонетической транскрипции слов.
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть.
В путь за медом и малиной
Отправляется…(медведь)
Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще … (молоко)
Погляжу в окошко
Висит лукошко. (месяц)
Берегите уши, нос,
Здесь ведь прячется… (мороз)
- В названии, каких литературных произведений встречается слово «мороз»?
- Какое слово лишнее?

VII. Введение в сказку.
В стране Словографии случилось несчастье – лохматая Лень заколдовала Графику и Фонетику. И началось твориться неладное. Стали пропадать согласные звуки. Буквы в словах есть, а звуки они не обозначают. Прочитайте слова и убедитесь сами.
Звездный, капустный, солнце, чувство.
- Определите, какие буквы в данных словах не обозначают звуки.
- Запишите слова в столбик, подчеркните согласные буквы, не обозначающие звуки.
Дэ, тэ, вэ, эль
Превратились сразу в тень!
Были звуки и звучали.
А теперь вдруг замолчали.
- Поможем расколдовать Графику и Фонетику? Для этого нам много надо знать, чтобы победить Лень.
- Что вы уже знаете о правописании корней в словах?
(В корнях прячутся безударные гласные и парные согласные.)
- Я вижу, вы готовы сражаться с Ленью. Но почему согласные в словах не произносятся? Попробуйте их произнести.
- Исчезают отдельные звуки на стыке трех, четырех согласных. Найдите в словах эти стыки.
- Это здн, стн, лнц, вств. (Лень исчезает по частям после выполнения заданий)
VIII. Сообщение темы урока.
Выделим умело
Линию  родства
Однокоренные
Подберем слова.
Звездный – звездочка, звезда.
Капустный – капуста.
Солнце – солнышко.
Чувство – чувствительный.
- Как же проверить написание слов с непроизносимым согласным?
- Все ли слова являются проверочными?
К какому слову не смогли подобрать слово для проверки?
А как быть? (Нужно обратиться к словарю.)
IX. Словарная работа.
В словарике учебника найдите слова с непроизносимыми согласными и запишите в тетради.
Здравствуй,  лестница.
- Подчеркните буквы, которыми мы обозначаем на письме непроизносимые согласные звуки.
- Какой вывод можно сделать о правописании непроизносимых согласных в словах?
X. Работа по учебнику.
Чтение правила по учебнику. Выполните задание №228.
(После выполнения задания Лень рассыпается, и появляются Фонетика с Графикой.)
XI. Игра «Поймай своё слово».
-- Команда мальчиков записывает слова с сочетаниями СТН, в которых пишется, но не произносится Т, а девочки – слова с сочетаниями СН, в которых Т не пишется. ( Побеждает команда, допустившая меньше ошибок).
Радостный, прекрасный, опасный, доблестный, грустный, вкусный, ненастный, тесный, местный, сенокосный, устный, киснуть, честный, повиснуть, известный, ужасный.
XII. Работа по отрывку из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Чтение отрывка учащимися, словарная работа.
Работа в тетради: запись текста, подбор синонимов.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
 С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный.
Что ж ты тих как день пасмурный?
Опечалился чему?
- Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными. И тогда мы получим тот текст, который был у А.С. Пушкина.
Запись в тетрадях с последующим выносом на доску.
С печальной – с грустной.
Добрый день – здравствуй.
Пасмурный – ненастный.

XIII. Проверка долговременной памяти.
- Вспомните и запишите слова, которые подарила нам зима в начале урока.
Зима, мороз, снег, птицы, кормушка, спасибо.
- Подберите к каждому из этих существительных как можно больше подходящих имен прилагательных.
XIV. Домашнее задание.
Используя эти имена существительные, написать рассказ. Дать рассказу название, использовать как можно больше прилагательных.
XV. Итог урока.
- Как избежать ошибок в написании слов с непроизносимыми согласными?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Непроизносимые согласные в корне слова. Закрепление пройденного. »

Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Тип урока: закрепление пройденного.

Цели:

Образовательные:

Закрепить умения детей писать слова с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д;

Совершенствовать навык нахождения непроизносимого согласного в словах;

Конкретизировать общий способ проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы «непроизносимый согласный»;

Развивающие:

Развивать память, мышление, речь;

Обогащать словарь учащихся;

Развивать фонематический слух;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому языку;

Толерантность;

Умение слушать и слышать одноклассников и учителя.

Оборудование: учебник, иллюстрации с изображением Графики, Фонетики, Лени (разрезана на 9 частей.)


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка руки к письму.

- У нас урок русского языка. Работа предстоит серьезная, настроение должно быть хорошее. Давайте немного пошутим и поиграем:

Стоит на кухне за столом

Горшок со свежим молоком.

(Левая рука на локте, пальцы сжаты в кулак- «горшок»)

Тайком пробралась в кухню кошка,

Отведать молока немножко.

(Указательный и средний пальцы правой руки идут по столу к «кувшину»)

Наклонилась, пьет вершок,

Засунув голову в горшок.

(Указательный и средний палец «пьют вершок»)

Бежит кошка во двор,

Натолкнулась на забор.

(Пальчики «бегут»)

Побежала кошка в дом

(Пальчики «бегут»)

Опять за вкусным молоком.

Гопса, гопса, гопса-са

Вот такие чудеса.

(Пальчики сжимаются и разжимаются)


  1. Создание ситуации успеха.

Сейчас мы с вами пойдем в гости. Попробуйте угадать к кому?

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белоока, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром.

- О каком серебре говорится в загадке?

  1. Развитие памяти.

- Очень внимательно послушайте слова, которые подарила нам зима, и постарайтесь их запомнить.

Зима, мороз, снег, птицы, кормушка, спасибо.

  1. Минутка чистописания.

- В царство зимы мы тихо входим.

Вот зимний лес…

В него мы входим…

Идти вперед нам, чтобы

Преодолеем-ка сугробы.

Дети пишут букву лЛлЛл, соединения ля, ал, ел, Лю, аул.

Назовите соединения букв, которые являются словом.


  1. Словарно-орфографическая работа.

Запись отгадок к загадкам. Составление фонетической транскрипции слов.

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть.

В путь за медом и малиной

Отправляется…(медведь)

Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще … (молоко)

Погляжу в окошко

Висит лукошко. (месяц)

Берегите уши, нос,

Здесь ведь прячется… (мороз)

- В названии, каких литературных произведений встречается слово «мороз»?

- Какое слово лишнее?


  1. Введение в сказку.

В стране Словографии случилось несчастье – лохматая Лень заколдовала Графику и Фонетику. И началось твориться неладное. Стали пропадать согласные звуки. Буквы в словах есть, а звуки они не обозначают. Прочитайте слова и убедитесь сами.

Звездный, капустный, солнце, чувство.

- Определите, какие буквы в данных словах не обозначают звуки.

- Запишите слова в столбик, подчеркните согласные буквы, не обозначающие звуки.

Дэ, тэ, вэ, эль

Превратились сразу в тень!

Были звуки и звучали.

А теперь вдруг замолчали.

- Поможем расколдовать Графику и Фонетику? Для этого нам много надо знать, чтобы победить Лень.

- Что вы уже знаете о правописании корней в словах?

(В корнях прячутся безударные гласные и парные согласные.)

- Я вижу, вы готовы сражаться с Ленью. Но почему согласные в словах не произносятся? Попробуйте их произнести.

- Исчезают отдельные звуки на стыке трех, четырех согласных. Найдите в словах эти стыки.

- Это здн, стн, лнц, вств. (Лень исчезает по частям после выполнения заданий)

  1. Сообщение темы урока.

Выделим умело

Линию родства

Однокоренные

Подберем слова.

Звездный – звездочка, звезда.

Капустный – капуста.

Солнце – солнышко.

Чувство – чувствительный.

- Как же проверить написание слов с непроизносимым согласным?

- Все ли слова являются проверочными?

К какому слову не смогли подобрать слово для проверки?

А как быть? (Нужно обратиться к словарю.)

  1. Словарная работа.

В словарике учебника найдите слова с непроизносимыми согласными и запишите в тетради.

Здравствуй, лестница.

- Подчеркните буквы, которыми мы обозначаем на письме непроизносимые согласные звуки.

- Какой вывод можно сделать о правописании непроизносимых согласных в словах?

  1. Работа по учебнику.

Чтение правила по учебнику. Выполните задание №228.

(После выполнения задания Лень рассыпается, и появляются Фонетика с Графикой.)

XI. Игра «Поймай своё слово».

-- Команда мальчиков записывает слова с сочетаниями СТН, в которых пишется, но не произносится Т, а девочки – слова с сочетаниями СН, в которых Т не пишется. ( Побеждает команда, допустившая меньше ошибок).

Радостный, прекрасный, опасный, доблестный, грустный, вкусный, ненастный, тесный, местный, сенокосный, устный, киснуть, честный, повиснуть, известный, ужасный.

  1. Работа по отрывку из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Чтение отрывка учащимися, словарная работа.

Работа в тетради: запись текста, подбор синонимов.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.


Добрый день, князь ты мой прекрасный.

Что ж ты тих как день пасмурный?

Опечалился чему?

- Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными. И тогда мы получим тот текст, который был у А.С. Пушкина.

Запись в тетрадях с последующим выносом на доску.

С печальной – с грустной.

Добрый день – здравствуй.

Пасмурный – ненастный.


  1. Проверка долговременной памяти.

- Вспомните и запишите слова, которые подарила нам зима в начале урока.

Зима, мороз, снег, птицы, кормушка, спасибо.

- Подберите к каждому из этих существительных как можно больше подходящих имен прилагательных.

  1. Домашнее задание.

Используя эти имена существительные, написать рассказ. Дать рассказу название, использовать как можно больше прилагательных.

  1. Итог урока.

- Как избежать ошибок в написании слов с непроизносимыми согласными?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Непроизносимые согласные в корне слова. Закрепление пройденного.

Автор: Машистова Анастасия Анатольевна

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка "Упражнение в применении приобретенных знаний" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uprazhnieniie-v-primienienii-priobrietiennykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "206421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430162723"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Языковой анализ текста Аспект фонетики, орфоэпии, орфографии. Аспект орфографии, морфемики и словообразования"
    ["seo_title"] => string(80) "iazykovoi_analiz_tieksta_aspiekt_fonietiki_orfoepii_orfoghrafii_aspiekt_orfoghra"
    ["file_id"] => string(6) "372691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482479997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства