Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Тип урока: закрепление пройденного.
Цели:
Образовательные:
Закрепить умения детей писать слова с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д;
Совершенствовать навык нахождения непроизносимого согласного в словах;
Конкретизировать общий способ проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы «непроизносимый согласный»;
Развивающие:
Развивать память, мышление, речь;
Обогащать словарь учащихся;
Развивать фонематический слух;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому языку;
Толерантность;
Умение слушать и слышать одноклассников и учителя.
Оборудование: учебник, иллюстрации с изображением Графики, Фонетики, Лени (разрезана на 9 частей.)
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Подготовка руки к письму.
- У нас урок русского языка. Работа предстоит серьезная, настроение должно быть хорошее. Давайте немного пошутим и поиграем:
Стоит на кухне за столом
Горшок со свежим молоком.
(Левая рука на локте, пальцы сжаты в кулак- «горшок»)
Тайком пробралась в кухню кошка,
Отведать молока немножко.
(Указательный и средний пальцы правой руки идут по столу к «кувшину»)
Наклонилась, пьет вершок,
Засунув голову в горшок.
(Указательный и средний палец «пьют вершок»)
Бежит кошка во двор,
Натолкнулась на забор.
(Пальчики «бегут»)
Побежала кошка в дом
(Пальчики «бегут»)
Опять за вкусным молоком.
Гопса, гопса, гопса-са
Вот такие чудеса.
(Пальчики сжимаются и разжимаются)
III. Создание ситуации успеха.
Сейчас мы с вами пойдем в гости. Попробуйте угадать к кому?
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
- О каком серебре говорится в загадке?
IV. Развитие памяти.
- Очень внимательно послушайте слова, которые подарила нам зима, и постарайтесь их запомнить.
Зима, мороз, снег, птицы, кормушка, спасибо.
V. Минутка чистописания.
- В царство зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес…
В него мы входим…
Идти вперед нам, чтобы
Преодолеем-ка сугробы.
Дети пишут букву лЛлЛл, соединения ля, ал, ел, Лю, аул.
Назовите соединения букв, которые являются словом.
VI. Словарно-орфографическая работа.
Запись отгадок к загадкам. Составление фонетической транскрипции слов.
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть.
В путь за медом и малиной
Отправляется…(медведь)
Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще … (молоко)
Погляжу в окошко
Висит лукошко. (месяц)
Берегите уши, нос,
Здесь ведь прячется… (мороз)
- В названии, каких литературных произведений встречается слово «мороз»?
- Какое слово лишнее?
VII. Введение в сказку.
В стране Словографии случилось несчастье – лохматая Лень заколдовала Графику и Фонетику. И началось твориться неладное. Стали пропадать согласные звуки. Буквы в словах есть, а звуки они не обозначают. Прочитайте слова и убедитесь сами.
Звездный, капустный, солнце, чувство.
- Определите, какие буквы в данных словах не обозначают звуки.
- Запишите слова в столбик, подчеркните согласные буквы, не обозначающие звуки.
Дэ, тэ, вэ, эль
Превратились сразу в тень!
Были звуки и звучали.
А теперь вдруг замолчали.
- Поможем расколдовать Графику и Фонетику? Для этого нам много надо знать, чтобы победить Лень.
- Что вы уже знаете о правописании корней в словах?
(В корнях прячутся безударные гласные и парные согласные.)
- Я вижу, вы готовы сражаться с Ленью. Но почему согласные в словах не произносятся? Попробуйте их произнести.
- Исчезают отдельные звуки на стыке трех, четырех согласных. Найдите в словах эти стыки.
- Это здн, стн, лнц, вств. (Лень исчезает по частям после выполнения заданий)
VIII. Сообщение темы урока.
Выделим умело
Линию родства
Однокоренные
Подберем слова.
Звездный – звездочка, звезда.
Капустный – капуста.
Солнце – солнышко.
Чувство – чувствительный.
- Как же проверить написание слов с непроизносимым согласным?
- Все ли слова являются проверочными?
К какому слову не смогли подобрать слово для проверки?
А как быть? (Нужно обратиться к словарю.)
IX. Словарная работа.
В словарике учебника найдите слова с непроизносимыми согласными и запишите в тетради.
Здравствуй, лестница.
- Подчеркните буквы, которыми мы обозначаем на письме непроизносимые согласные звуки.
- Какой вывод можно сделать о правописании непроизносимых согласных в словах?
X. Работа по учебнику.
Чтение правила по учебнику. Выполните задание №228.
(После выполнения задания Лень рассыпается, и появляются Фонетика с Графикой.)
XI. Игра «Поймай своё слово».
-- Команда мальчиков записывает слова с сочетаниями СТН, в которых пишется, но не произносится Т, а девочки – слова с сочетаниями СН, в которых Т не пишется. ( Побеждает команда, допустившая меньше ошибок).
Радостный, прекрасный, опасный, доблестный, грустный, вкусный, ненастный, тесный, местный, сенокосный, устный, киснуть, честный, повиснуть, известный, ужасный.
XII. Работа по отрывку из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Чтение отрывка учащимися, словарная работа.
Работа в тетради: запись текста, подбор синонимов.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный.
Что ж ты тих как день пасмурный?
Опечалился чему?
- Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными. И тогда мы получим тот текст, который был у А.С. Пушкина.
Запись в тетрадях с последующим выносом на доску.
С печальной – с грустной.
Добрый день – здравствуй.
Пасмурный – ненастный.
XIII. Проверка долговременной памяти.
- Вспомните и запишите слова, которые подарила нам зима в начале урока.
Зима, мороз, снег, птицы, кормушка, спасибо.
- Подберите к каждому из этих существительных как можно больше подходящих имен прилагательных.
XIV. Домашнее задание.
Используя эти имена существительные, написать рассказ. Дать рассказу название, использовать как можно больше прилагательных.
XV. Итог урока.
- Как избежать ошибок в написании слов с непроизносимыми согласными?