Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова". Урок изучения новых знаний, технология деятельностного метода. УМК "Школа России". Цель: Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия непроизносимые согласные в корне слова для правильного использования правильной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ в корне слова »
Предмет: Русский язык ОС «Школа 2100»
Учитель:Расова Нина Николаевна
Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Этап обучения по данной теме: Начальный
Цели урока:
Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР - карточки-задания (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df/63046/?interface=pupil&class=44&subject=8).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.
Оборудование и основные источники информации компьютеры (урок проходит в компьютерном классе), доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, методические рекомендации к уроку.
Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.
Список используемой литературы:
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник «Русский язык» 3 класс. Москва «Баласс» 2009 г.
2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» класс. «Баласс». 2009г.
3. Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык 3 класс. Методические рекомендации «Баласс». 2009г.
4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Чему вы учитесь в школе в первую очередь?
- Напомните, что это значит?
- Урок русского языка. Он посвящён открытию нового знания. А как мы будем их открывать?
- Мы учимся учиться.
-Учиться это значит понять, что я не знаю и уметь самому добывать знания.
- Мы выполним пробное действие. У нас возникает затруднение. Сами найдём способ выхода из него.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
(Формулирование темы урока)
На доске записаны слова.
- Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)
-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)
Везде «Т» пишется, но не везде произносится (осознание противоречия)
Почему в некоторых словах «Т» не произносится (учебная проблема как вопрос).
-Тема урока: «Непроизносимые согласные».
- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Поиск решения, совместное открытие знаний
(побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)
- Попробуем ответить на вопрос: «Почему в некоторых словах «Т» не произносится?» Какие есть гипотезы?
-Вы с этой гипотезой согласны?
-Есть ли еще слова с приставкой?
- Значит дело не в приставке. Какие есть еще гипотезы?
- Вы с этой гипотезой согласны?
- Может, посмотрим на существительное?
- Значит не в частях речи дело. Какие еще есть гипотезы?
- А где же стоит непроизносимый «Т»?
- Как нам проверить эту гипотезу.
- Как можно поработать с нашими словами?
Выполняйте в тетради.
- Что вы заметили? (завершение проверки гипотезы).
- К какому же выводу вы пришли?
- Сверьте ваше предположение с учебником на странице 59, прочитав текст в рамке.
- Подтвердилось ваше предположение?
- Звук «т» не произносится только в словах с приставкой, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).
Молчат.
- Слово «известие» тоже с приставкой, но здесь «Т» произносится (контраргумент).
- Звук «т» не произносится в прилагательных, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).
Молчат.
- Слово «вестник» существительное, но здесь «Т» тоже не произносится (контраргумент).
Молчат.
- Между согласными. (Решающая гипотеза)
Молчат.
- Можно выписать слова в два столбика (где произносится и где не произносится) и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «Т» (план проверки).
Работают по плану, пишут в тетрадях, а один на доске:
вестник весть
известный известие
- «Т» не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях «Т» произносится (аргумент).
- «Т» не произносится, когда стоит между согласными (открытие нового знания).
Читают вывод в учебнике.
- Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится.
Физминутка
- Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и тянетесь вверх. А если в слове все звуки произносятся, то выполняете три наклона вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова: здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно.
Слушают и выполняют упражнения
Построение алгоритма действий при возникновении затруднения (работа в парах).
- Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?
Человек трудолюбивый – самый…
Тайна, … троим, уже нетайна.
… встанешь – мало сделаешь.
- Напишите эти слова в столбик.
- Прочитайте пословицы, которые получились. (слайды 2-5)
- Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите.
- О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения?
- А какой выход из этого затруднения?
- Попробуем найти выход вместе.
- На слайде даны слова. Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное слово и подписать его справа.
счастливы счастье
вестник известие
опоздать поздний
- Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слова.
Показываю образец. (слайды 6,7)
- Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.
- Откройте страницу 61 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом.
- Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми.