Тема: НЕ с причастиями
Цель: Помочь усвоить орфограмму "НЕ с причастиями"; отработать алгоритм применения правила; повторить орфограммы "НЕ с существительными", "НЕ с прилагательными"; повторить знания о причастном обороте; научить анализировать, сопоставлять, обобщать данные и делать выводы.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Создание проблемной ситуации.
На доске записаны слова:
Непрочитанная книга; не прочитанная учеником книга; не прочитанная, а просмотренная книга; книга не прочитана; недоумевающий взгляд.
-Чем различаются и чем похожи данные словосочетания?
-Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково?
-Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?
3. Формулировка темы. Правописание НЕ с причастиями.
Верно. Сегодня вы сами будете находить и формулировать правила написания частицы НЕ с причастиями. Заполним таблицу.
4. Решение проблемы. Работа с таблицей.
Правописание НЕ с причастиями.
Слитно
Раздельно
Правило
Пример
Правило
Пример
Учащиеся заполняют таблицу (колонки "Пример").
Правописание НЕ с причастиями.
Слитно
Раздельно
Правило
Пример
Правило
Пример
Непрочитанная книга
Не прочитанная учеником книга
Недоумевающий взгляд.
Не прочитанная, а просмотренная книга.
Книга не прочитана.
-Есть ли пример, который напоминает вам ранее изученное правило написание НЕ с другими частями речи?
- Запишем это правило в соответствующую ячейку. Приведите собственные примеры.
- Теперь сравните два верхних примера (непрочитанная книга и не прочитанная учеником книга). Одинаково ли они пишутся?
- Что необычного во втором словосочетании? Чем они различаются?
- Делаем соответствующий вывод о написании и вносим в таблицу.
5. Работа с учебником. Упр 138 Измените словосочетания ток, чтобы НЕ с причастием писалась раздельно
6. Продолжение работы с таблицей.
- Как мы запишем причастие в словосочетании недоумевающий от удивления взгляд?
- От какого глагола образовано данное причасти?
- Как пишется НЕ с этим глаголом?
-Заполняем таблицу. Приведите еще примеры на это правило.
-Мы почти заполнили нашу таблицу. Какое причастие в словосочетании книга не прочитана?
-Итак, НЕ с краткими причастиями…
- Оформите таблицу. Еще примеры.
- Как проверить, верно ли вы записали правила в вашу таблицу?
- Посмотрите правило в ваших учебниках. Проговорите его еще раз.
7. Игра "Дай задание", работа у доски.
Учитель: Теперь поиграем в игру "Цепочка". Один ученик выходит к доске и записывает свой собственный пример на правило, например, НЕ с краткими причастиями. Затем передает мел следующему ученику, задав другое правило, например, НЕ с противопоставлением и т.д., пока весь класс не поработает у доски. Одних и тех же учащихся вызывать нельзя, а вот правила могут повторяться, ребята должны сами придумать словосочетания. Пример: НЕ с одиночным причастием - Невыдуманная история, НЕ с противопоставлением - Не рассказанный анекдот, а прочитанный, НЕ с причастием, не употребляющимся без НЕ - негодующий человек, НЕ с кратким причастием - задание не выполнено, НЕ с причастным оборотом - не растаявший от солнца снег и т.д.
8. Самостоятельная работа.
Упр 139 Самостоятельно спишите предложения, раскрыв скобки.
9. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы изучили тему…….
Я узнал(а)……….
Я научился (ась)…………
Для меня было сложным………
Мне понравилось …………..
10.Д/з: Составить словарный диктант по теме (15 словосочетаний).