kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Односоставные предложения. Назывные предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ознакомления с назывными предложениями. Обобщение по теме: Односоставные предложения. Цель урока: формирование учебно-познавательных компетенций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Односоставные предложения. Назывные предложения»

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Тема урока. Односоставные предложения. Назывные предложения

Цель урока. Создание условий для формирования языковой компетенции: ознакомление с назывными предложениями, повторение и систематизация знаний о разновидностях односоставных предложений; развитие орфографической зоркости; активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении односоставных предложений; формирование умений организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, умение сотрудничать.

Ход урока

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Леса убегают далеко-далеко.

Во всем утомленье, глухое, немое.

К. Бальмонт

1. Мобилизующий этап.

  • Читаем эпиграф. Отвечаем на вопросы.

  • Какое настроение возникает, когда читаем эти строки?

  • Какое слово в эпиграфе не совсем понятно. Что обозначает?

(Учащиеся отмечают несколько слов: недвижимый, безглагольность)

  1. Вводно - мотивационный этап.

  • Проверка домашнего задания.

  • Читаем мини сочинения «Зимнее очарование». Составлены учащимися тексты с использованием односоставных предложений.

Два сочинения учащихся.

  • Время рассвета. Но сейчас зима. Ранним утром на улице темно, морозит слегка, а если прислушаться, то можно услышать, как смелая птичка пытается петь. Именно в такую погоду стоит выйти и погулять на свежем воздухе. Под ногами хрустит снег, деревья покрыты инеем. Что может быть лучше? Никакая пора года так не чарует, как зима. (Лена)

  • Вечереет. Туманом затянуло поле возле леса. Протяжно завывало на опушке и тут же заухало. Потом становилось совсем тихо. Было как-то одиноко, но в то же время спокойно. Быстро темнеет. И тут же задумываешься: чудно все-таки на нашем свете! (Рита)

  • Выход на тему и цель урока.

  • Находим в текстах сочинений односоставные предложения, подчеркиваем главный член. Определяем вид предложения. Доказываем.

  • Сравниваем с эпиграфом. Находим в эпиграфе предложения с подлежащим.

  • Называют учащиеся тему урока: односоставные предложения с главным членом – подлежащим.

  • Исходя из темы урока, формулируем цели, адаптированные к учащимся: к концу урока должны знать, что это за односоставные назывные предложения, знать их отличительные признаки, уметь находить в тексте, употреблять в речи.

  1. Этап операционно-познавательной деятельности.

  • Слово учителя. Раз мы уже заговорили о пейзаже, попытались передать свои ощущения в мини сочинениях, которые вызывает природа, обратимся еще к одному пейзажу, изображенному К. Д. Бальмонтом в стихотворении с теплым названием «Родное». Ученик читает наизусть.

Аллеи рек. Зеркальности озёр.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка, страшный тёмный бор.

Его вершин немолкнущие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошёл в мельканьи дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

- Объяснить значение слова затоны. (Затон - часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения).

- Запишем стихотворение и отметим грамматические основы предложений (стихотворение на слайде). Объяснить правописание некоторых слов.

- Чем выражены основы в большинстве предложений? (подлежащим)

- Какое значение придают стихотворению подлежащие? (В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижимость, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту природы. «Безглагольность» пейзажа противопоставлена в стихотворении «целому миру», «мельканью дней»).

- Подлежащие НАЗЫВАЮТ. Дается понятие назывных предложений.

- С учащимися определяем значение и строение назывных предложений.

  • Значение: назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени.

  • Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон; может быть распространенным и нераспространенным.

- Обращается внима­ние на то, что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногослов­но обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

  1. Этап реализации новых знаний.

  • Работа по учебнику. Сверяем с учебником. Читаем правило.

  • 1 вариант выполняет упражнение 204.

  • 2 вариант выполняет упражнение 205.

  • Упражнение 206 выполняет на доске учащийся. Распространить назывные предложения. Записать.

  • Упражнение 207 (1-4) выполняем устно. Отвечаем на поставленные вопросы.

  • Работа в парах. Устно определить: какого вида предложения в стихотворениях.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн. К. Бальмонт


Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу. А. Фет


Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, -

Ничто не повториться! В. Шефнер


  1. Этап коррекции знаний.

  • Запись под диктовку предложений из стихотворений А. Фета.

Тихая, звездная ночь...

Темно-синее небо и в мелких и в крупных звездах.

Сновиденье. Пробужденье. Тает мгла.

— Назовите грамматические основы предложений. Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Ср.: Вечер.— Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными определениями.

  • Установить соответствие между столбиками таблицы

  • Тест «ДА. НЕТ»

  1. Определенно - личные предложения - это односоставные предложения. (Да)

  2. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)

  3. Можно ли в неопределённо - личном предложении восстановить подлежащее? (Да)

  4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)

  5. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)

  6. Назывные - двусоставные предложения? (Нет)

  7. Назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)

  8. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)

  9. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)

  10. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)

  • Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; определить виды односоставных предложений, выполнить лексический разбор обозначенных слов.

  1. Этап рефлексии. Оценка и самооценка учащихся.

  • Слово учителя. Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н. В. Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

  • Три человека несут по тяжелому камню. Один: «Я несу этот проклятый камень». Второй: «Я его обменяю на хлеб». Третий: «А я строю храм».

  • Пусть каждый из вас скажет себе: «Чем был для меня урок? Тяжелой работой? Средством создать хорошее мнение о себе? Или я закладывал кирпичик в Храм своей образовательной деятельности?»

  1. Этап информации о домашнем задании.

  • Упражнение 208.

  • Составить кластер по видам простых предложений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: Односоставные предложения. Назывные предложения

Автор: Лукьянович Алла Сергеевна

Дата: 26.04.2016

Номер свидетельства: 322914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока Обобщение по теме «Односоставные предложения». "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "213094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431971662"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспекты  уроков  на темы: "Словосочетание", " Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekty-urokov-na-tiemy-slovosochietaniie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425303070"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока на тему "Определенно-личные предложения""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_opriedielienno_lichnyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "452290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516812382"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Назывные предложения (конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(41) "nazyvnyie-priedlozhieniia-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "145188"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418855285"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока на тему "Назывные предложения. Односоставные предложения (обобщение)."
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nazyvnyie-priedlozhieniia-odnosostavnyie-priedlozhieniia-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448802421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства