Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Односоставные предложения. Назывные предложения»
Конспект урока русского языка в 8 классе.
Тема урока. Односоставные предложения. Назывные предложения
Цель урока. Создание условий для формирования языковой компетенции: ознакомление с назывными предложениями, повторение и систематизация знаний о разновидностях односоставных предложений; развитие орфографической зоркости; активизацияучебно-познавательной деятельности учащихся при изучении односоставных предложений; формирование умений организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, умение сотрудничать.
Ход урока
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольностьпокоя.
Леса убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье, глухое, немое.
К. Бальмонт
1. Мобилизующий этап.
Читаем эпиграф. Отвечаем на вопросы.
Какое настроение возникает, когда читаем эти строки?
Какое слово в эпиграфе не совсем понятно. Что обозначает?
(Учащиеся отмечают несколько слов: недвижимый, безглагольность)
Вводно - мотивационный этап.
Проверка домашнего задания.
Читаем мини сочинения «Зимнее очарование». Составлены учащимися тексты с использованием односоставных предложений.
Два сочинения учащихся.
Время рассвета. Но сейчас зима. Ранним утром на улице темно, морозит слегка, а если прислушаться, то можно услышать, как смелая птичка пытается петь. Именно в такую погоду стоит выйти и погулять на свежем воздухе. Под ногами хрустит снег, деревья покрыты инеем. Что может быть лучше? Никакая пора года так не чарует, как зима. (Лена)
Вечереет. Туманом затянуло поле возле леса. Протяжно завывало на опушке и тут же заухало. Потом становилось совсем тихо. Было как-то одиноко, но в то же время спокойно. Быстро темнеет. И тут же задумываешься: чудно все-таки на нашем свете! (Рита)
Выход на тему и цель урока.
Находим в текстах сочинений односоставные предложения, подчеркиваем главный член. Определяем вид предложения. Доказываем.
Сравниваем с эпиграфом. Находим в эпиграфе предложения с подлежащим.
Называют учащиеся тему урока: односоставные предложения с главным членом – подлежащим.
Исходя из темы урока, формулируем цели, адаптированные к учащимся: к концу урока должны знать, что это за односоставные назывные предложения, знать их отличительные признаки, уметь находить в тексте, употреблять в речи.
Этап операционно-познавательной деятельности.
Слово учителя. Раз мы уже заговорили о пейзаже, попытались передать свои ощущения в мини сочинениях, которые вызывает природа, обратимся еще к одному пейзажу, изображенному К. Д. Бальмонтом в стихотворении с теплым названием «Родное». Ученик читает наизусть.
Аллеи рек. Зеркальности озёр.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка, страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошёл в мельканьи дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
- Объяснить значение слова затоны. (Затон - часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения).
- Запишем стихотворение и отметим грамматические основы предложений (стихотворение на слайде). Объяснить правописание некоторых слов.
- Чем выражены основы в большинстве предложений? (подлежащим)
- Какое значение придают стихотворению подлежащие? (В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижимость, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту природы. «Безглагольность» пейзажа противопоставлена в стихотворении «целому миру», «мельканью дней»).
- Подлежащие НАЗЫВАЮТ. Дается понятие назывных предложений.
- С учащимися определяем значение и строение назывных предложений.
Значение: назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени.
Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон; может быть распространенным и нераспространенным.
- Обращается внимание на то, что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.
Этап реализации новых знаний.
Работа по учебнику. Сверяем с учебником. Читаем правило.
1 вариант выполняет упражнение 204.
2 вариант выполняет упражнение 205.
Упражнение 206 выполняет на доске учащийся. Распространить назывные предложения. Записать.
Упражнение 207 (1-4) выполняем устно. Отвечаем на поставленные вопросы.
Работа в парах. Устно определить: какого вида предложения в стихотворениях.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн. К. Бальмонт
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу. А. Фет
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, -
Ничто не повториться! В. Шефнер
Этап коррекции знаний.
Запись под диктовку предложений из стихотворений А. Фета.
Тихая, звездная ночь...
Темно-синее небо и в мелких и в крупных звездах.
Сновиденье. Пробужденье. Тает мгла.
— Назовите грамматические основы предложений. Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Ср.: Вечер.— Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными определениями.
Установить соответствие между столбиками таблицы
Тест «ДА. НЕТ»
Определенно - личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
Можно ли в неопределённо - личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
Назывные - двусоставные предложения? (Нет)
Назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; определить виды односоставных предложений, выполнить лексический разбор обозначенных слов.
Этап рефлексии. Оценка и самооценка учащихся.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н. В. Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).
Три человека несут по тяжелому камню. Один: «Я несу этот проклятый камень». Второй: «Я его обменяю на хлеб». Третий: «А я строю храм».
Пусть каждый из вас скажет себе: «Чем был для меня урок? Тяжелой работой? Средством создать хорошее мнение о себе? Или я закладывал кирпичик в Храм своей образовательной деятельности?»