определять способ образования слов; – находить слова, которые заменяются в тексте местоимениями.
Формировать
понимание однозначности (синонимичности) названий основа предложения, главные члены предложения, подлежащее и сказуемое и равноценности их использования при разборе
предложений;
представления о работе каждой части речи в качестве определенного члена предложения/что члены предложения выражены определенными частями речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научные названия главных членов предложения»
Тема: Научные названия главных членов предложения.3 класс.
Задачи урока:
Закрепить умения
находить основу предложения;
определять способ образования слов; – находить слова, которые заменяются в тексте местоимениями.
Формировать
понимание однозначности (синонимичности) названий основа предложения, главные члены предложения, подлежащее и сказуемое и равноценности их использования при разборе
предложений;
представления о работе каждой части речи в качестве определенного члена предложения/что члены предложения выражены определенными частями речи.
П– года, к – мп – ют – р, б – лот – , м – лина, – г – род, ябл – ко.
– Проверьте написанное по эталону. Оцените свою работу по критериям. (Критерии вырабатываются коллективно). – Составьте предложения с любым из записанных слов. – Запишите:
В лесу зацвела душистая малина.
– Найдите и подчеркните основу предложения. – Объясните (докажите) свой выбор. – Прочитайте объяснение на с. 60-61.
Очень важно добиться того, чтобы дети по-разному называли основу предложения: и собственно основой, и главными членами предложения, и подлежащим и сказуемым. Поскольку дети часто путают части речи и члены предложения, важно, чтобы они понимали это различие. Объясните им сразу, что ЧАСТИ речи «работают» в предложении ЧЛЕНАМИ предложения. Например: Ворона пьет. Существительное ворона работает в предложении подлежащим, а глагол пьет – сказуемым. Побуждайте детей (особенно слабых) пользоваться словом «работает» (употребляйте это слово сами, пока не убедитесь, что дети усвоили данное различие).
III. С. 61-62. Упражнение 52.
После того как дети подчеркнут основу в 1-м и во 2-м предложениях и назовут основу по-другому, используя синонимичные конструкции, важно обратить их внимание на то, что, кроме основы, в предложении есть второстепенные члены, которые дополняют и уточняют те сведения, которые несут его главные члены.
В течение года необходимо отработать две формулы (то есть добиться того, чтобы дети понимали их смысл и сами умели так говорить):
1) части речи работают членами предложения (конкретно дети должны говорить примерно так: глагол «пьет» работает сказуемым, существительное «ворона» работает подлежащим, существительное «воду» работает второстепенным членом предложения (когда научатся различать второстепенные члены, они будут говорить «работает дополнением»); 2) члены предложения выражены определенными частями речи (например: сказуемое в предложении выражено глаголом «пьет», подлежащее в предложении выражено существительным «ворона», второстепенный член (в дальнейшем они назовут его конкретно, в данном случае это дополнение) выражен существительным «воду»).
Второстепенные члены предложения (из упражнения 52) входят в такие словосочетания: пьет (кого? что?) воду; пьет (из кого? из чего?) из лужи.
Сравнив два предложения («Ворона пьет воду из лужи» и «Она пьет воду из лужи»), дети обнаружат, что они различаются словами «ворона» и «она».
Школьники должны сказать, что в этих предложениях разные подлежащие, которые выражены разными частями речи: в 1-м предложении подлежащее выражено существительным «ворона», а во 2-м – местоимением «она»; а сказуемые в обоих предложениях выражены глаголом.
Вывод:С. 63. На плакате Летучей Мыши объясняется, что части речи работают в предложении членами предложения, а также как называются те и другие.
IV С. 63–64. Упражнение 53
После того как дети запишут текст и определят известные им части речи, они называют местоимение «он» (3-е лицо, ед. ч.). Учитель предлагает ответить на вопрос: «ВМЕСТО какого существительного автор использует это местоимение в тексте?» Слова, выделенные цветом, дети выписывают в начальной форме (бычок, сонный, слониха) и показывают, как образовано каждое из них:
бык/ бык/; бык (быч) + ок + … = быч/ок/ ; сон/ сон/; сон/ + н + … = сон/н/ый; слон/ слон/; слон/ + их + … = слон/их/а.
При словообразовательном анализе слова бычок учитель обращает внимание детей на чередование согласных [к]/[ч] в корне, а также на уменьшительно-ласкательное значение суффикса -ок-.
Затем дети разбирают пару слов кроватка – кровать и показывают, как от слова кровать образовалось слово кроватка: кровать/ – кровать/; кровать/ + к + … = кроват/к/а.
При этом учитель должен обратить внимание учащихся на чередование согласных в корне по мягкости/твердости: [т']/[т]. Дети сами или с помощью учителя отмечают уменьшительно-ласкательное значение суффикса -к- .
V. Самостоятельная работа
Карточка:
Вариант №1
– Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания. Подчеркни в первом и втором предложениях основу и укажи части речи.
Ночью был лёгкий мороз утром выпал пушистый снег Катя вышла на крыльцо на снегу были маленькие ямки какой зверь ходил по снегу у зверька длинные ушки он любит морковку это заяц.
Вариант №2.
– Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания. Подчеркни в первом и втором предложениях основу и укажи части речи.
Промелькнули летние деньки пришла осень день стал короче трава начала желтеть только ель стоит зелёная дует сильный ветер весь день идёт мелкий дождь везде сырость на улицах грязь на полях убрали картофель и морковь.
VI. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 37 (с. 41).