Организационный момент. Цель: ввести учащихся в учебную ситуацию | Здравствуйте, ребята. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! | Приветствуют учителя | Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правил поведения на уроке |
Актуализация опорных знаний. Цель: сообщение темы и целей урока | Отгадайте загадку. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен И елочек. Я - … (осень) - Сколько слогов в слове осень? - На какой слог падает ударение? - Сколько букв в этом слове? - Сколько звуков в слове? Почему? Составьте предложение со словом осень. (Осень наступила). - Найдите основу в этом предложении. - Что такое основа предложения? Назовите мне главные слова в этом предложении. Как мы подчеркиваем главные слова? Сегодня наш урок мы посвятим предложению, а точнее узнаем, как по научному называют главные члены в предложении. | Слушают загадку. Отгадывают Осень. Осень — слово из 2 слогов: о-сень. Ударение падает на 1-й слог. В слове 5 букв. 4 звука. Составляют предложения. (Осень наступила). Выделяют основу в этом предложении. (Осень наступила) Главные слова в предложении Осень – главное слово, наступила - главное слово. Отвечают. | Познавательные: формулируют проблему Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: сотрудничают с учителем; умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: развитие знаково-символических действий; |
Изучение нового материала. Цель: ввести новые понятия | Основа предложения – это главные слова в предложении. Их называют главными членами предложения. А еще их называют подлежащим и сказуемым. Откройте учебники на стр.60. Прочитайте правило на с. 61. Давайте посмотрим на пример. Весна придет! О чем или о ком говорится в предложении? Весна в предложении будет являться главным словом-предметом, т.е подлежащим. Что нам сказано о подлежащем? Каким членом предложения будет являться слово придет? Посмотрите на второе предложение в примере. Что у нас является подлежащим, а что сказуемым. Откроите тетради запишите число классная работа. Упражнение 52. Запишите предложения «Ворона пьет.» и «Ворона пьет воду из лужи». Подчеркните основу в предложениях. Какой частью речи является слово «ворона»? Докажите. Какой род, число. Подпишите. Какой частью речи является слово «пьет»? Запомните, что части речи «работают» в предложении членами предложения. Ворона пьет. Существительное «ворона» работает в предложении подлежащим, а глагол «пьет» – сказуемым. Как по-другому можно назвать основу предложения? А еще как? Какие другие члены предложения есть в предложении? Для чего они нужны в предложении? Что они уточняют? Давайте проверим наше рассуждение. Прочитайте правило на с.62. Какие члены предложения называются второстепенными? Какова их функция, что они делают? В какие словосочетания входят второстепенные члены предложения? Запишите их вместе с вопросами от слова-командира. Запишите еще одно предложение и подчеркните его основу (Она пьет воду из лужи) Каким словом это предложение отличается от предыдущего? Можно ли сказать, что в предложениях разные подлежащие? Какой частью речи выражено подлежащее в 1-м предложении? Какой частью речи выражено подлежащее во 2-м предложении? Какой частью речи выражены сказуемые в 1-м и во 2-м предложениях? Части речи работают в предложении членами предложения. Для того чтобы это запомнить это посмотрите на две таблички после правила. | Читают. О весне Что весна придет. Главным словом, сказуемым. Читают предложение называют главные члены предложения. Записывают предложения. (Ворона пьет. Ворона пьет воду из лужи.) Существительное. Подписывают жен.р., ед.ч. Глагол. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Они дополняют и уточняют те сведения, которые несут его главные члены. Читают правило. (дополнение, обстоятельство…) Второстепенные члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения. Записывают. Словосочетания: пьет (кого? что?) воду; пьет (из кого? из чего?) из лужи. Записывают подчёркивают основу. (Она пьет воду из лужи) Словом она. Да. Существительным. Отвечают. Смотрят читают. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей. Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные: умение извлекать информации из схем, иллюстраций, текстов. Регулятивные: умение работать по коллективно-составленному плану; уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
Продолжение по теме урока Цель: продолжить изучение новой темы. | Упражнение 53. Спишите текст, раскройте скобки. (Проверка написания слов в упражнении устно.) Найдите в этом тексте знакомые вам части речи, подпишите. Удалось ли найти местоимение? Какого оно лица? В форме какого числа стоит в тексте? Вместо какого существительного автор использовала это местоимение в тексте? Списывают предложения раскрывают скобки. Обратите внимание на карточки, которые лежат у вас на столах. Вам нужно вставить вместо пропусков подлежащее и сказуемое. По воскресеньям наша семья … в парке. На прогулку … всегда берём угощения для птиц и зверей. … угощаются печеньем прямо из рук. Птицы … крошки хлеба. Спишите текст, подчеркните главные члены предложения, подпишите какими частями речи они выражены. | (лег в кроватку на бочок . Сонный мишка лег в кровать, только слон не хочет спать. Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон. Отвечают, находят. Да. (он) 3-е лило. Ед.ч. Вместо существительного слон. Читают. Списывают, вставляют пропущенные слова. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; умеют проводить анализ и синтез; умеют самостоятельно выполнять задания; Регулятивные: осуществляют самоконтроль за ходом выполнения работы; умеют обрабатывать информацию; выполняют учебные действия в правильной речевой и устной форме; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; |
Итог урока. Рефлексия. Цель: проверить, все ли учащиеся усвоили изучаемый материал на уроке. | О чем мы с вами говорили на этом уроке? Какие члены предложения называют главными? Что в предложении показывает подлежащее? Что в предложении показывает сказуемое? Как подчеркиваются главные члены предложения? Какие другие члены предложения могут быть в предложении? Какова их функция, что они выполняют? Что у нас делают самостоятельные части речи в предложениях? Спасибо за урок. | О главных членах предложения. Подлежащее, сказуемое. Обозначает то, о чет или о ком говорится в предложении. Обозначает то, что сказано о подлежащем. Второстепенные. Дополняют и уточняют сведения, которые передают главные члены предложения Работают в предложениях членами предложения. | Личностные: формирование способности к самооценке. Регулятивные: умение оценивать учебные действия; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |