Урок русского языка (8 класс).
Тема урока «Обособленные члены предложения».
Цель: Обеспечение усвоения знаний по теме «Обособленные члены предложения»
Задачи:
-дать понятие об обособлении;
-формировать умения видеть обособленные члены предложения в тексте;
-развивать умения выделять обособленные члены предложения в устной и письменной речи;
-воспитывать познавательные мотивы к овладению знаний по русскому языку.
Методическая цель: демонстрация применения приемов и методов в работе по технологии критического мышления.
Тип урока: урок новых знаний;
Форма проведения: урок-исследование
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал: учебный материал для исследования по теме, карточки с предложениями, листы для сочинений.,
Кроссворд, маркер).
Организационный момент.
-поприветствовать учеников,
-представиться
Эмоциональный настрой:
У нас все получится, а если будут ошибки, то мы их обязательно постараемся исправить.
- Оформление записей в тетради:
-дата: третье февраля.
Вид работы: Классная работа.
(на доске записано частичное название темы: «,,,,,,,,,,,,,,,,,, члены предложения»).
- (Тема сегодняшнего урока Ребята обратите внимание на название темы.) Одно слово куда-то исчезло. Я прошу вашей помощи. Для того чтобы отыскать ключевое слово нашей темы,
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд, чтобы отыскать ключевое слово нашей темы.
Задания для кроссворда: (по очереди выходят и заполняют кроссворд.
1)второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие, или указывает способ, меру, степень проявления действия или признака.(обстоятельство)
2)Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей.(дополнение).
3)Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы Кто? Что? (подлежащее).
4)Второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? Который? (определение).
5)Главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает предмет речи? Что с ним происходит? Каков он? Кто он такой? Что он такое? (сказуемое).
6)(как вариант сделать подсказку на проекторе).
- Мы нашли с вами ключевое слово и наша тема звучит: «Обособленные члены предложения». (записать тему в тетрадь).
Актуализация знаний:
-Ребята, какие у вас возникают ассоциации, идеи, предложения, связанные со словом обособление?
-Мы ими будем наполнять корзину, которую.
(учитель выслушивает мнения детей, фиксируя их в корзине).
- ЦЕЛЬ (ставят дети):
-Вас заинтересовала данная тема, хотели бы вы узнать что-то новое?
- Хотите проверить, подтвердить свои предположения и идеи?
(вопросы записать на ручке корзины. Предполагаемые вопросы:
Узнать что такое обособление, обособленный.
Для чего они нужны в предложении? Какую роль они играют в предложении?
Как выделять на письме?
Что значит обособить?)
- ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ.
- – вы наполнили корзинку своими идеями, а теперь я предлагаю вам найти научное подтверждение своим знаниям, идеи. Совпадает ли оно или расходится. Прочитайте и сделайте выводы. (наводящие вопросы на карточках)
.1-й ряд работает по карточке № 1, 2-й ряд работает со справочниками, 2 человека мне нужны для работы у доски.
(для работы отводится 5 минут) чтение с маркировкой.
- РЕФЛЕКСИЯ
- Возврат к первоначальным предположениям.
-Ребята, давайте сопоставим наши предположения, идеи с тем материалом, который вы сейчас изучили.
Вопросы для рефлексии:
А) Что такое обособление (выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную смысловую самостоятельность, особую значимость высказывания.
Б)Какие члены предложения называются обособленными? (выделяемые по смыслу и интонационно).
В) Как произносятся в устной речи обособленные члены предложения? (с особой выделительной интонацией).
Г) Как обособленные члены предложения выделяются в письменной речи ? (С обеих сторон запятыми).
Д) на какие группы можно разделить обособленные члены предложения? (обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения : -обособленные определения и приложения;
-обособленные обстоятельства;
-обособленные уточняющие члены предложения.)
Е) с каким значением второстепенные члены встречаются чаще ( добавочного сообщения, они приближаются к сказуемому, а так же к придаточному предложению).
(пример на экране:1) Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. (М. Лермонтов). Порой она скользила меж камней, смеялась неловкости своей.
2)У ворот стояла кибитка, запряженная тройкой татарских лошадей.(А.Пушкин). У ворот стояла кибитка, которая была запряжена тройкой татарских лошадей.
( Ж) какие смысловые признаки могут иметь обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения? (слайд).
(смысловые: вносят в предложение дополнительное значение;
Грамматические: являются только второстепенными членами предложения;
Интонационные: произносятся с особой выделительной интонацией;
Пунктуационные: на письме выделяются с обеих сторон запятыми.)
Предложения на экране.
- ребята, обратите внимание на экран и найдите предложения с обособленными членами предложения(Мы замечаем не всегда,
как много нам забот
и терпеливого труда
учитель отдает.
С едва заметной сединой
На темно-русой прядке
Стоит она перед тобой,
Сложив стопой тетрадки.
Сирень, покрытая росой, наполняла воздух нежным ароматом.
Работа по карточкам (можно в парах).
-карточки для всех одинаковые с алгоритмом задания:
1. Прочитайте выразительно предложения.
2. Запишите их в тетради.
3. Расставьте недостающие знаки препинания.
4. Покажите границы обособленных членов предложения.
5. Определите каким членом предложения является обособленный член предложения.
(Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Ветер, дувший со всех сторон, усилился. Победа, завоеванная нашими дедами, является гордостью русского народа. )
- на доске составить схемы предложений: правильную и неправильную, чтобы дети определили по схеме предложение)
ВОЗВРАТ К ВОПРОСАМ, ЦЕЛЯМ
-Ребята, давайте вернемся к нашей корзине и посмотрим, изменились ли ваши предположения на данный момент с теми, что были в начале урока?
-удалось ли вам найти ответы на ваши вопросы? (говорят дети).
Какие открытия вы сделали сегодня для себя?
-А теперь я предлагаю вам творческое задание. Мне нужен помощник.
-Знакомо ли вам такое слово – синквейн?
(схема синквейнов у каждого на парте: синквейн – это стихотворение из 5 строк:
1 строка – одно существительное ( какое ключевое слово мы открыли на уроке? – Обособление)
2 строка – 2 прилагательных, раскрывающие тему синквейна – второстепенные, обособленные;
3 строка – 3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна – обособляются, выделяются, осложняют;
4 строка – фраза или определение, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которой ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. - надо уметь увидеть и выделить.
5 строка – слово-резюме, которое дает новую интерпретацию теме, позволяет выразить к ней личное отношение – обороты.)
РЕЗЕРВ:
НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЛИСТАХ НАПИСАТЬ МИНИСОЧИНЕНИЕ с употребление в текстах обособленных членов предложения.
НА ТЕМУ «Год учителя», «65 лет Великой Победе». Можно напечатать в газете.
Если не успеют закончить, то на дом.
Заключение:
- Мне было приятно с вами познакомиться. Я рада, что вы многое знаете и умеете.
- Было ли вам комфортно и интересно на нашем уроке?
Спасибо за работу.