Тема «Главные члены предложения. Сказуемое» 5 класс.
Компетенция
Аспект: Учебно- познавательная, информационная, коммуникативная.
Извлечение первичной информации, обработка информации, письменная и устная коммуникация.
1.стимул (УУД :Самоопределение -Л, поиск информации - П, определение смысла информации - П, планирование деятельности - Р)
Учащиеся 5 класса Толя и Даниил работают в паре, проверяют друг друга, насколько хорошо они знают, что обозначает сказуемое. Толя отвечает: «Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает предмет». Даниил не вполне согласен с товарище. Как вы думаете, что имеет ввиду Даниил?
2.Задачная формулировка (УУД:целеполагание -Р, постановка и формулирование проблемы -П, планирование сотрудничества - К, поиск информации - П, подведение под понятие - П)
Поддерживаете ли вы Даниила? В чем прав и в чем не прав Толя?
Работа в парах.
Задание 1.Самостоятельно прочитайте материал учебника (М.М.Разумовская. Русский язык 5 класс ) стр.154-155.
Задание 2. Проанализируйте предложения: найдите подлежащее и сказуемое, запишите, на какие вопросы отвечает сказуемое.
Определите, какими частями речи выражены сказуемые.
Задание 3.Дайте определение сказуемого, вставив недостающие слова в предложение
(диагностическое задание с недостатком информации)
Задание 4.Прочитайте сказку. Найдите ту информацию о сказуемом, которая не отражена в задании 3. Переведите ее на научный язык.
3.Источник информации(УУД: определение смысла информации -П, структурирование информации -П, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности -К, построение речевого высказывания в письменной форме -П)
Задание 2.
1.Друзья познаются в беде.
2.День удивительно хорош.
3.Погода сегодня чудесная.
4.Мой папа – спасатель.
5.Планета Земля – наш общий дом.
Задание 4.
В стране Предложение жили Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Правда, занятия у них были разные. Король Подлежащее отвечал на вопросы кто? и что?, а Королева Сказуемое была болтушкой и отвечала сразу на четыре вопроса – что делает?, каков?(какой?), кто он такой?, что это такое? И одевались они тоже по-разному. Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, а Королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, иногда в мантии из имени существительного в именительном падеже и имени прилагательного.(Л.Гдалевич)
4.Бланк ответов.(УУД:коррекция -Р, контроль -Р,оценка -Р, самооценка -Л).
2. 1 Друзья познаются в беде(Друзья …?)
2.День удивительно хорош(День …?)
3.Погода сегодня чудесная (Погода …?)
4.Мой папа – спасатель. (Мой папа …?)
5.Планета Земля – наш общий дом. (Планета Земля …?)
3.Сказуемое – это… , который обозначает… и отвечает на вопросы…
4. Перевод текста:
5.Инструмент проверки.(УУД: коррекция -Р, контроль -Р, оценка -Р, самооценка -Л).
Модельный ответ к заданиям.
2.1.Друзья познаются в беде. (Друзья что делают? выражено глаголом)
2.День удивительно хорош. (День каков? выражено кратким прилагательным)
3.Погода сегодня чудесная. (Погода какая? выражено именем прилагательным)
4.Мой папа – спасатель. (Мой папа кто он такой? выражено именем существительным)
5.Планета Земля – наш общий дом. (Планета Земля что это такое? Выражено именем существительным)
3.Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? какой он? кто он такой? что это такое?.
4.Сказуемое связано с подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, иногда именем существительным в именительном падеже и именем прилагательным.
Инструмент проверки. «4» - 8-10 баллов
Задание 1. – 1 балл «3» - 5-7 баллов
Задание 2 - 3 балла
Задание 3 – 3 балла
Задание 4 – 4 балла
«5» -11баллов
Тема: «Обращение. Знаки препинания при нем». 5 класс.
Компетенция
Аспект:Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная
Обработка информации, применение знаний в нестандартной ситуации, письменная коммуникация.
1.стимул (УУД: самоопределение -Л, определение смысла информации -П, планирование деятельности -Р, смыслообразование -Л).
Пятиклассница Даша пришла домой расстроенная. Старший брат спросил, в чем причина. Даша рассказала Ване: Наша учительница Светлана Ивановна дала мне задание. Я должна подготовить сообщение, но о чем оно будет, никак не могу понять».Ваня пообещал помочь сестре. А вы сможете это сделать?
2.Задачная формулировка(УУД:целеполагание -Р,постановка и формулирование проблемы -П, планирование сотрудничества -К,смыслообразование -Л).
Не оставьте Дашу в беде, помогите ей выполнить задание.
Задание 1.Внимательно прочитать монолог.
Задание 2. Подумать, кому он может принадлежать.
Задание 3. Перевести информацию на научный язык, чтобы одноклассникам Даши стало понятно, о чем идет речь.
Задание 4. Озаглавить монолог.
3.Источник информации (УУД:обработка информации, смысловое чтение -П, построение речевого высказывания -П)
«Я маленькая и очень обиженная пунктограмма. Все меня забывают, не хотят узнавать. А ведь моя цель – обратить на себя внимание. Для этого я иду на все, требуя своего законного знака препинания. Я даже приобрела особую звательную интонацию и стремлюсь подчеркнуть свою важность. Я всю жизнь помогаю людям в общении, а они так несправедливы ко мне, отказывают мне даже в праве быть членом предложения.(Т.Ю. Угроватова).
4.Модельный ответ(УУД: контроль -Р, Коррекция -Р, саморегуляция -Р, рефлексия деятельности -П).
Задание 2.Монолог может принадлежать обращению.
Задание 3.В ответе должна содержаться информация о том, что обращение называет лицо или предмет, к которому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения. Обращение выделяется запятыми, если стоит в середине предложения. Если стоит в начале предложения или в конце, то соответственно, запятая ставится после или до обращения. После обращения может стоять восклицательный знак.
5.Инструмент проверки (УУД:оценка Р, самооценка Р, саморегуляция -Р)
Задание 1. – 1 балл
Задание 2 - 2 балла
Задание 3 – 3балла – указана вся информация, 1,5 балла –указана неполная информация.
Задание 4 – 2 балла –придумано интересное название, имеющее отношение к обращению.
«5» -8 баллов
«4» - 6-7 баллов, «3» - 4-5 баллов.