Просмотр содержимого документа
«Научный стиль. Конспект урока»
Тема: Стили речи. Научный стиль речи.
Цель: Повторение и углубление изученного о научном стиле речи
Развитие навыка анализа текста.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Опрос. Зачет по теме: «Текст и его строение».
Уч-ся дают письменный ответ на два вопроса
( 3 варианта ):
1) Дать определение текста. Раскрыть основные признаки текста.
Чем аннотация отличается от рецензии?
2) Дать характеристику цепной связи между предложениями в тексте. Указать
способы цепной связи.
Назвать типы речи. Кратко пояснить их.
3) Дать характеристику параллельной связи между предложениями в тексте.
Что такое абзац? Рассказать о структуре абзаца.
3. Усвоение нового материала.
- Какие стили речи вы знаете?
- Что объединяет все стили речи?
Схема важнейших признаков стиля:
1. Цель использования.
2. Языковые средства.
3. Основные жанры стиля
4. Закрепление.
Прослушать текст научного стиля(1). Указать признаки научного стиля в прослушанном тексте.
Текст представляет собой статью Д.С.Лихачева, цель которой – научное объяснение понятия «гуманитарная культура». В тексте используются термины и научные понятия (доминанта, гуманитарная культура, явление мироздания).
Один из важнейших признаков научного стиля – строгая логичность, конкретность, предельная точность. В данном тексте эти признаки раскрыты в полной мере.
- В чем заключается логичность текста Лихачева?
Все части текста связаны по смыслу и расположены в строгой последовательности.
- Какие языковые средства, свойственные научному стилю речи, используются в данном тексте?
Связь предложений осуществляется при помощи повторяющихся существительных в сочетании с местоимениями ( культура – ее доминанта ).
-Следующий признак научного стиля – отвлеченность и обобщенность научного текста. Как это проявляется в записанном тексте?
Это проявляется в использовании абстрактных понятий, слов с отвлеченным значением (век культуры, явление мироздания).
Цель научного стиля – сообщение научных сведений, научное объяснение фактов.
А этот текст вовсе не представляет собой научное объяснение. Напротив, отличается от строгого, точного, конкретного изложения тем, что представляет собой доступное каждому человеку изложение научных исследований. Данный текст рассчитан на широкий круг читателей.
Научный текст используется в справочных пособиях, в официальной обстановке, а этот текст можно встретить в научно – популярном журнале, потому он и
называется научно – популярным.
7. Самостоятельная работа.
Проанализируйте данный текст.
Образец анализа текста.
Данный текст рассчитан на широкий круг читателей, поэтому он относится к научно – популярному подстилю речи. В тексте раскрываются особенности орфоэпии
в популярном (общедоступном) изложении.
Научное содержание имеет место (в тексте есть слова научного стиля – термины:
«разноместное и подвижное ударение»), но оно заметно упрощается за счет включения в текст риторических восклицаний (Кто из нас не слышал !..), использования в тексте ярких образов ( ударение – «душа речи»).
Как и в научном стиле, в научно – популярном тексте используются вводные слова, указывающие на последовательность развития мысли (во – первых, во – вторых) но пояснение научной информации дается в упрощенном виде: подвижное ударение может «переходить с одного слога на другой»
8. Обобщение.
- Чем научно – популярный стиль отличается от научного стиля?
Домашнее задание. Подготовка к контрольному диктанту.