kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока русского языка в 9 классе "Научный стиль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся научатся определять стилевые черты, научного стиля, познакомятся с подстилями. Также узнают о жанровом многообразии научного стиля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок 60 Научный стиль»

+

Дата ____________

Предмет: русский язык

9 «б» класс

Урок 60


Название занятия

Научный стиль, его стилевые черты, языковые средства.

Тип урока

Совершенствование знаний и способов деятельности.

Общие цели

На теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие о роли научного стиля; формировать умение определять лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля , работать с текстами разных типов речи, стилей и жанров.

Результат

обучения

В ходе урока учащиеся будут знать об условиях различения научного стиля. Покажут умения правильно определять условия употребления. Покажут навыки работы индивидуально, при определении научного стиля и подстилей. Закрепят умения свёртывания текста (доклада, аннотации,рецензии, реферата, тезисов); работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы.

Ключевые идеи

Благодаря применению инструментов критического мышления, индивидуальной работе при изучении темы, учащиеся будут знать: лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля; подстили научного стиля, основные жанры научного стиля

- как различать ;

будут уметь:

- давать сравнительный анализ текстов;

- принимать новую информацию вдумчиво, преобразовывать;

- вести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;

- передавать полученную информацию другим учащимся;

- обобщать материал, анализировать, делать выводы;

- делать выводы и оценивать собственную деятельность через рефлексивную анкету.

Источники

1. Астана «Арман ПВ» 2013 год, И.О. Серикпаева

Материалы и оборудование

Учебник, дополнительный материал с печатного листа.


Ход урока

Этапы проведения занятия

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

I.Орг. момент

Психологический настрой.

У древнегреческого ученого Сократа есть высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Умение говорить, правильно высказывать свои мысли, одно из главных критериев удачного будущего. Вам предстоит определиться с выбором профессии, учиться в учебном заведении, и эти знания и умения, надеюсь, вам помогут.

Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания - храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства.


II. Проверка д/з

Графический диктант

Раздаются листы оценивания (критерии: 0 ошибок – «5», 1 ошибка-«4»,

2 ошибки -3.


1. Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил...

(А.С. Пушкин)


2.По стенам, около картины, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой.

Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия.

(И.А.Гончаров)


3.Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).


4.Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

5.Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

6. “Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: “Жди меня” Симонова, “В землянке” Суркова, тот же “Теркин”…

Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не зная “Онегина”, не читая “Преступления и наказания”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя…”.

Ответ на доске: п, о, п, о, п, р


III. Целевые установки повторение

Учитель сообщает тему и цели урока (учащиеся делают записи в тетрадь).  Орфографическая разминка (работа у доски) Оценивание

Редактор (с обратной стороны доски в два столбика записаны слова, учащиеся поочереди исправляют ошибки и объясняют орфограммы)

Исправить ошибки

Гаризонт, косательная, водорасли, ростение, реч, прилогательное, симена, гирбарий, аллюминий, цыркуль, классификацыя, обьективность, изследование, професор, излажение, источьник.

Учитель

- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):

Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

(Г. Солганик)

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?


IV.Актуализация опорных знаний.






Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

-Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

-Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.


Разговорный

Научный

Стили речи Официально-деловой

Публицистический

Художественный

- К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки? 


-Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

С кем? Где?

Зачем? Говорим



V. Формирование новых понятий и способов действий.

Индивидуальная работа

2. Работа с учебником. Изучение теоретического материала на стр. 239 § 42.

«Научный стиль».

  1. - Составление учебного конспекта и защита.

Оценивание ( ставите знак + за правильный, полный ответ, 8 –«5», 6-7 «4», 5- «3», за неполный ответ полплюса))

  1. Индивидуальная работа (на постерах).



VI. Применение. Формирование основных навыков и умений.



  1. Лингвистическое наблюдение

Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания и схему, предложенную в начале урока. Запишите их в тетради (Текст у каждого на столе)

Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов.

В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.

Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.

В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”.

Вторая служба – педагогическая деятельность.

Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства.

“Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого.




Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200 лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила

через уран.

Оценивание

Устная самооценка собственной деятельности на уроке.

Рефлексия и оценивание

Отвечают на вопросы: как вы поступите с информацией, полученной на уроке? (обводят кружочком грузовик, мясорубку или корзину)

Этап подведение итогов урока и выставление оценок

Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка результативности нашего урока.


Домашнее задание

§ 42 , упражнение 224



Просмотр содержимого документа
«приложение (2)»



Научный стиль






















фера употребления:


  • Статья в научных журналах и сборниках

  • Монографии

  • Диссертации

  • Энциклопедии

  • Словари

  • Справочники




Просмотр содержимого документа
«приложение»



Приложение1 

Научный стиль






















фера употребления:


  • Статья в научных журналах и сборниках

  • Монографии

  • Диссертации

  • Энциклопедии

  • Словари

  • Справочники




Просмотр содержимого документа
«лист оценивания»



Ф.И._____________________________

Вид работы

Оценка


Диктант «Верю – не верю»

0 ош. –«5», 1 ош. – «4», 2 ош. – «3»




Индивидуальная работа (защита постера)

6(+) –«5»,

4-5(+) – «4»,

3(+) –«3»










Работа с текстом


7(+) –«5», 5-6(+) – «4», 4(+) –«3»





Ф.И._____________________________

Вид работы

Оценка


Графический диктант (узнай портрет текста)

0 ош. –«5», 1 ош. – «4», 2 ош. – «3»




«Лови ошибку»

Справился «5»

Справился с помощью «4/3»

Не справился

0





Индивидуальная работа (защита постера)


7 (+) –«5», 5-6(+) – «4», 4(+) –«3»



Работа с текстом


7(+) –«5», 5-6(+) – «4», 4(+) –«3»













Ф.И._____________________________

Вид работы

Оценка


Графический диктант (узнай портрет текста)

0 ош. –«5», 1 ош. – «4», 2 ош. – «3»




«Лови ошибку»

Справился «5»

Справился с помощью «4/3»

Не справился

0





Индивидуальная работа (защита постера)


8(+) –«5», 6-7(+) – «4», 3(+) –«3»



Работа с текстом


8(+) –«5», 6-7(+) – «4», 3(+) –«3»











Просмотр содержимого документа
«приложение 2»


Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов.

В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.

Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.

В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”.

Вторая служба – педагогическая деятельность.

Многогранной и полезной была “третья служба Роди

не” - на ниве промышленности и сельского хозяйства.

“Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого.

Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200 лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила

через уран.


  1. Сфера применения___________________________________________________________

  2. Основная задача стиля________________________________________________________

  3. Стилевые черты________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Подстиль______________________________________________________________________


  1. Языковые средства


1)Лексические________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)Морфологические___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)Синтаксические____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
план-конспект урока русского языка в 9 классе "Научный стиль"

Автор: Злоба Елена Михайловна

Дата: 10.05.2016

Номер свидетельства: 325184


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства