Ключевые идеи | Благодаря применению инструментов критического мышления, индивидуальной работе при изучении темы, учащиеся будут знать: лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля; подстили научного стиля, основные жанры научного стиля - как различать ; будут уметь: - давать сравнительный анализ текстов; - принимать новую информацию вдумчиво, преобразовывать; - вести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника; - передавать полученную информацию другим учащимся; - обобщать материал, анализировать, делать выводы; - делать выводы и оценивать собственную деятельность через рефлексивную анкету. |
Приветствие I.Орг. момент | Психологический настрой. У древнегреческого ученого Сократа есть высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Умение говорить, правильно высказывать свои мысли, одно из главных критериев удачного будущего. Вам предстоит определиться с выбором профессии, учиться в учебном заведении, и эти знания и умения, надеюсь, вам помогут. Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания - храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства. |
II. Проверка д/з | Графический диктант Раздаются листы оценивания (критерии: 0 ошибок – «5», 1 ошибка-«4», 2 ошибки -3. 1. Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил... (А.С. Пушкин) 2.По стенам, около картины, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой. Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. (И.А.Гончаров) 3.Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому). 4.Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
5.Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.
6. “Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: “Жди меня” Симонова, “В землянке” Суркова, тот же “Теркин”… Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не зная “Онегина”, не читая “Преступления и наказания”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя…”. Ответ на доске: п, о, п, о, п, р |
III. Целевые установки повторение | Учитель сообщает тему и цели урока (учащиеся делают записи в тетрадь). Орфографическая разминка (работа у доски) Оценивание Редактор (с обратной стороны доски в два столбика записаны слова, учащиеся поочереди исправляют ошибки и объясняют орфограммы) Исправить ошибки Гаризонт, косательная, водорасли, ростение, реч, прилогательное, симена, гирбарий, аллюминий, цыркуль, классификацыя, обьективность, изследование, професор, излажение, источьник. Учитель - Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске): “Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями” (Г. Солганик) - Как вы понимаете значение выражения “стили речи”? |
IV.Актуализация опорных знаний. | Прочитайте значение этого слова в толковом словаре… Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте. (Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики) -Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют) -Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему. Разговорный Научный Стили речи Официально-деловой Публицистический Художественный - К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки? -Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса: С кем? Где? Зачем? Говорим |
VI. Применение. Формирование основных навыков и умений. | Лингвистическое наблюдение Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания и схему, предложенную в начале урока. Запишите их в тетради (Текст у каждого на столе) Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов. В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов. Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний. В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”. Вторая служба – педагогическая деятельность. Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства. “Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого. |