Научная статья: Организация занятия с использованием интерактивных методов обучения
Научная статья: Организация занятия с использованием интерактивных методов обучения
Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к условиям организации обучения, а также к работе преподавателя. Необходимыми условия организации интерактивного обучения являются:
высокий уровень квалификации преподавателя;
позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
демократический стиль;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья: Организация занятия с использованием интерактивных методов обучения»
Организация занятия с использованием интерактивных методов обучения
Аташев Мадиёр
Преподаватель русского языка и литературы
Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к условиям организации обучения, а также к работе преподавателя. Необходимыми условия организации интерактивного обучения являются:
высокий уровень квалификации преподавателя;
позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
демократический стиль;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный ("педагогический") опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся;
применение мультимедийных технологий.
Интерактивные методы базируются на сотрудничестве студентов с преподавателем, и друг с другом, а это возможно только при взаимном уважении, доверии. В свою очередь для возникновения доброжелательной деловой профессиональной атмосферы необходимы понятность правил и процедур, их предсказуемость, прозрачность. Студенты не просто своевременно информированные о цели, планах занятия (это свойственно и традиционно проводимым занятиям), но и о вариантах собственного участия, о своей доле ответственности за конечный результат, об ожиданиях преподавателя и своих товарищей, чувствуют себя востребованными и активными участниками событий. Они могут контролировать ход учебного процесса и вместе с преподавателем нести за него ответственность.
Обучение в сотрудничестве предполагает, что преподаватель создаёт образовательную среду, располагающую к диалогу, помогает как организатор участникам команды или студентам, самостоятельно выполняющим творческие задания. При этом преподаватель работает и как один из участников процесса решения учебного задания, передавая студентам имеющуюся у него информацию только тогда, когда она действительно нужна им, и они её запрашивают для решения задачи. В то же время для студентов должны быть доступны и другие источники информации, которыми они могут пользоваться для самостоятельного поиска нужных сведений.
Памятуя о принципе новизны, преподаватель для каждого занятия отбирает из арсенала методов интерактивного обучения те, что наиболее целесообразны при разборе данной темы и проектирует их возможную комбинацию с традиционными методами проведения занятия. На клинических кафедрах центральными методами становятся методы решения ситуационных задач и кейсов. Студентам при работе с кейсами не известен правильный ответ, что предполагает необходимость самостоятельного творческого поиска решения. Педагог не знает заранее, какие решения предложат студенты, и соответственно должен реагировать на них «здесь и сейчас», что меняет его роль в занятии, приближает его к остальным участникам. Решение, найденное и обоснованное студентами, становится для них личностно значимым, у них появляется готовность отстаивать его перед преподавателем и студентами других малых групп. Такая совместная деятельность способствует расширению профессионального кругозора и формированию компетенций студентов, а также позволяет приобрести опыт самообучения,саморазвития.
Обратная связь при проведении интерактивного занятия приобретает обучающее значение. Оценивается не столько результат по критерию «правильно-неправильно», но сама деятельность, обусловившая такой результат, причём в последовательности: самооценка - взаимоконтроль – комментарий преподавателя. При использовании интерактивного обучения широко применяются такие приёмы как самооценка (студент самостоятельно анализирует свою работу и объясняет причины, позволившие или не позволившие добиться положительного результата), взаимоконтроль (студенты характеризуют удачные и ошибочные действия товарища).
Поскольку решение становится результатом конкретных рассуждений и действий студентов, то задача педагога заключается в комментариях таких действий, ориентации внимания студентов на возможные последствия выбираемого ими решения, пояснении верного направления или ошибочного пути. Деятельность преподавателя сравнивают при этом с работой тренера.
Преподаватель, анализируя действия студента, акцентирует внимание на его корректных действиях, отмечая какие именно из них оказались наиболее успешными, но при этом обязательно показывает, на каком этапе и что именно может быть улучшено. Студенту даётся возможность самому предложить варианты исправления своих действий. Затем эти варианты обсуждаются в студенческой группе и согласовываются.
Таким образом, при проектировании занятий с использованием интерактивных методов необходимо выделить содержательные блоки занятия.