I. Организация класса. -Встали, подравнялись. Проверили порядок на партах. Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна, урок риторики у вас сегодня проведу я. II. Речевая разминка. Цель: подготовить речевой аппарат. Ребята, представьте, что вам необходимо: -задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте. Как мы будем это делать? Вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдохнуть воздух: фу! Фу! Фу! Фу! -сдуть с рукава пушинку, т.е. мы будем делать – это плавно, легкой струйкой воздуха. -раздуть огонь в потухающем костре, а эта струйка воздуха сначала слабая, нарастает и затем, совсем сильной покажем её. А теперь тихонечко сели. А я посмотрю, какой ряд сел тише всех. Работа со скороговорками. Посмотрите Прочитай скороговорку про себя: Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Зубки сразу же сломали. Ребята, а вы ничего не заметили в этой скороговорке? (может на наличие каких-то букв). -часто повторяется м, ш, с, к. Кто попробует прочитать, выделяя эти звуки? Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Зубки сразу же сломали. Давайте прочитаем в медленном темпе, а теперь убыстряя и замедляя; Попробуйте сказать эту скороговорку с: Радостью Поругать Итог: молодцы, хорошо поработали, не ленились, выполняли все правильно, давайте, продолжать в том же духе. III. Повторение пройденного. Цель: проверить уровень усвоенного материала (актуализация знаний). Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке? Вам было задано домашнее задание (страница 34 упражнение 4), давайте его проверим. Ваша задача заключалась в написании забавной истории о животном. И поделиться с нами своей историей… Итог: молодцы, ребята, вы добросовестно отнеслись к заданию, и справились с его требованием, добились высшей оценки своих одноклассников – их смеха, а значит все у вас получилось и я вашу работу оцениваю отличной оценкой. IV. Изучение нового материала. Цель: познакомить еще с одним из средств выразительной речи – тон. Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? (лису и медведя) Что вы можете сказать о медведе? (грустный, нездоровый) А лиса какая? (веселая, хитрая, довольная) Попробуйте определить, как относится к больному рыжая? Каким тоном она говорит? А каким тоном отвечает ей несчастный мишка? Послушайте. Лиса (удивленным голосом) Миша! Друг мой! Ты ли это? Не видались мы все лето. Как ты, бедный, похудел, Будто целый год не ел! Что с тобою? Ты больной? Медведь (нездоровым голосом) Сам не знаю, что со мной! Нездоровится мне что-то: Лезет шерсть, в костях ломота, Ничего почти не ем - Аппетита нет совсем! Стал я раньше спать ложиться, Да не сплю! Никак не спится! Кашель душит по утрам, Дурнота по вечерам: Колет в сердце, в лапах дрожь. Лиса (добрым голосом) Что ж ты к Дятлу не пойдешь? К Дятлу надо обратиться! Он у нас такая птица: Сразу скажет, что к чему. Не ленись, сходи к нему! Медведь Вот недельку обожду, Станет хуже, так пойду! Тон-это удивительное средство выразительности устной речи, ведь с его помощью можно передать свое настроение, выражать чувства, свое состояние. Он бывает убеждающий , уверенный, приказывающий или просительный, радостный или грустный, суровый или ласковый. Давайте попробуем прочитать отрывки из повести – сказки А.Милна о Винни-Пухе и определить тон, передающий настроение, чувства и состояние героев. У вас на столах карточки , прочитаем про себя. Кто может прочитать первый отрывок и с правильной интонацией? «-Сова, - сказал Пух, - я что-то придумал. -Сообразительный и Изобретательный Медведь! – сказала Сова.» Правильно ли был подобран тон прочтения? (тон, передающий восхищение умом Пуха) Кто готов прочитать второй отрывок? «Пух поплелся к буфету, влез на стул, пошарил по верхней полке и нашел там пустоту. «Это странно,- подумал он,- я же знаю, что у меня там был горшок меду. Полный горшок, полный медом до самых краев, и на нем было написано «Миот», чтобы я не ошибся. Очень, очень странно». Получилось ли подобрать нужную интонацию? (тон, показывающий удивление, недоумение Пуха.) Ну и последний отрывок. «-Как самочувствие? - по обыкновению уныло спросил Иа. - А как твое? – спросил Винни-Пух. - Не очень как! – сказал он. – Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя так» Удалось передать настроение Иа? (тон, подчеркивающий усталость, разочарование в жизни Иа.) Хорошо справились с заданием. А теперь потренируемся определять тон, опираясь на слова помощники. Откроем учебники на странице 37 упражнение 47. В тексте вам встретятся слова удивленные и спокойно. Найдите их в тексте, они не просто так выделены красным цветом. Эти слова вам подсказывают, какой тон нужно выбрать, чтобы прочитать предложение. Давайте попробуем. Прочитает… Сейчас посмотрим, как вы поняли. В следующем упражнении(48) тоже есть слова – помощники, но их нужно найти. Возьмите карандаш в руки и, читая про себя, попробуйте найти эти слова, будьте готовы прочитать с нужной интонацией. В первом тексте вам встретилось такое слово «на булыжниках». А что оно может означать? -большие, огромные камни. Каким бы тоном вы прочитали этот отрывок? -Тон капризно-жалобный. А какие слова на это указывают? -Очень, очень. Давайте попробуем прочитать. А какую интонацию мы подберем для второго текста? -восторг. А как вы догадались? Докажите. -автор выделил это слово. Верно, он решил вам помочь. А вот в третьем тексте опять вам нужно потрудиться. Но прежде чем приступим, давайте поработаем с текстом. Как вы понимаете слово «кручинишься»? Обратите внимание на слово «почто», в этом случае мы читаем ш. и какой же интонацией мы прочитаем данный текст? Испуг (кручинишься). Молодцы, теперь вы знаете, что в тексте есть слова – помощники, которые вам всегда помогут выбрать нужный тон, чтобы передать чувства и настроение говорящего. Ребята, а кто был в цирке. Какие чувства ты испытал? Расскажи, каких артистов ты увидел, кто вызвал у тебя чувство восторга, восхищения? Чем? молодцы, вы и с этим заданием справились, но у меня есть еще задание. Сейчас мы поработаем парами, каждая пара выбирает один сюжет из упражнения 50. И готовит небольшой диалог или предложение, но только с нужной интонацией, чтобы мы поняли, какие чувства и настроение у ваших героев. Например: рисунок 3. -Маша, не ешь грязное яблоко, это не безопасно! (предостережение) Рисунок 1: Позволить себе рвать цветы могут, только невоспитанные граждане! – упрек. Рисунок 2: - кажется, я себе что-то повредил?- переживание, страх - не переживай, давай я тебе помогу. – дружелюбно. Рисунок 4: -Оля, а что нам задано?- заинтересованно -прочитать о Москве. - дружелюбно - а давай, читать вместе. - переживая - с огромным удовольствием. – с радостью Рисунок 5: - Миша, ты у меня вырастишь настоящим человеком! Рисунок 6: - Оля, а что нам заданно? - прочитать о Москве. - а я слышал, что стихотворение А. Барто. -нет. -ну точно говорю. -я не могла ошибиться……. V.Итог. Молодцы, хорошо справились со всеми моими заданиями, почто не допускали ошибок. Теперь сможете правильно передать чувства и настроение? Открыли дневники. Д.з. с.36 N46 и нарисовать иллюстрацию. Закрыли дневники. Спасибо за работу. Урок окончен! |