«Наш театр»
Тема: Интонация 4 класс
Цель: раскрытие интонации как важнейшего средства общения.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи
2.Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);
3. Развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.
4. Создать атмосферу активности на занятии;
Цель деятельности учителя: создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка; умения передавать эмоциональное состояние героев жестами, телодвижениями, интонацией через игровые упражнения, помочь детям избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов; помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление о театре, жестах, мимике, интонации.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Личностные. У обучающего будут сформированы: положительное отношение к внеурочной деятельности, интерес к изучаемому материалу, знание основных моральных норм поведения, доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; обучающийся получит возможность научиться: эмоционально «проживать» ситуацию, выражать свои эмоции, понимать эмоции других; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, принимать позиции слушателя, зрителя, актёра в соответствии с учебной задачей; обучающийся получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные. Обучающийся научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, используя мимику, жесты, интонацию; проводить сравнение; обучающийся получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения поставленной задачи, анализировать, обобщать.
Коммуникативные. Обучающийся научится: принимать участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости; обучающийся получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, принимать другое мнение и позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы: коллективная, в парах, индивидуальная; словесный, игровая.
Ход занятия
I. Орг.момент
- Улыбнемся друг другу.
- Давайте «поделимся» улыбками со всеми кто находится в нашем кабинете. Повернемся и улыбнёмся им.
-Теперь с улыбкой и хорошим настроением мы будем начинать наше занятие.
(Обучающиеся рассаживаются на свои места)
II. Актуализация знаний.
- Мы с Вами уже знаем, что уходящий 2019 год. Был объявлен в России годом Театра.
- Что такое театр? ( Это изображение на сцене какого-либо произведения)
- Что изображено на афише?
- Какое отношение сцена имеет к театру?
- Что еще изображено?
- Как эти маски связаны с театром? (трагедия и комедия)
- Какие бывают театры? (драматические, музыкальные, кукольные, пантомимы)
- Люди каких профессий работают в театре? ( Режиссёр, актеры, костюмеры, гримеры, декораторы, осветители, звукооператоры)
- Как вы считаете, без кого из этих профессий театра не может быть? (без актера)
- Что должен уметь делать актер? (уметь выражать эмоции, правильно и выразительно говорить)
- Чем мы занимаемся на занятиях? (Учимся выражать свои эмоции, правильно и выразительно говорить, общаемся).
- Чтобы речь была правильной и красивой, выполним
упражнения для развития мышц речевого аппарата
1). Упражнения для разминки губ:
«Рупор» - необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».
«Трубочка» - максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».
«Улыбочка» - необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.
2). Упражнения для разминки языка:
«Лошадка» - необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;
«Конфетка» - надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
- Для чего нужны эти упражнения? (Для развития дикции.)
- Что такое дикция? (Дикция – это четкое и понятное произношение слов.)
- Какие упражнения для развития дикции вы еще знаете? (Скороговорки).
3) Работа со скороговорками
1-й этап: замедленное, преувеличенно чёткое произнесение скороговорки, что представляет собой как бы ответ на вопрос: из каких слов состоит скороговорка?
2-й этап: произнесение скороговорки в нормальном, обычном темпе.
3-й этап: произнесение скороговорки в быстром темпе.
Скороговорка
Течет речка, печет печка.
- Зачем нужны эти упражнения? (Для развития дикции.)
III. Самоопределение к деятельности
- Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица?
- Как это возможно? ( При помощи голоса, интонации)
- Можно при помощи голоса можно передать настроение?
(Нужно изменить интонацию)
- С какими интонациями мы знакомились на уроках русского языка?
-Назовите тему занятия
IV. Работа по теме
- Сейчас внимательно посмотрите инсценировку и выполните задание. На желтых карточках у вас написаны слова. Выберите из этих слов прилагательные, характеризующие любого из героев басни. У каждого свой герой.
1. Инсценировка басни.
Дать задание рисовать
- Кто автор?
-Какие басни Крылова вы еще знаете?
- Назовите какие прилагательные вы выбрали.
- Какие средства общения помогли вам выбрать прилагательные для характеристики?
(Жесты, пластика, интонация).
- Что такое интонация? (сила голоса, темп, паузы).
- Интонация помогает понять характер героя?
ИНТОНА́ЦИЯ (слайд)
1.Манера произношения, отражающая какие-н. чувства говорящего, тон.
- Интонация несет чрезвычайно важную информацию о человеке, и не только о его характере, настроении, но даже и о профессии. Об этом свидетельствует эксперимент, проведенный однажды радио Великобритании. В эфире выступило девять чтецов, слушателей попросили определить их пол, возраст и профессию. Безошибочно были распознаны актер, судья и священник, так как голос их имеет профессиональную постановку и специфические интонации.
V. Танцевально-музыкальная пауза
- Под музыку изобразите выход одного из героев басни. (Ослик).
- Какова же роль интонации?
- Интонация делает нашу речь богаче, выразительнее, придает ей индивидуальный характер. Сейчас и вы в этом сами убедитесь.
Практическое задание
-Сейчас каждый из вас попробует себя в роли актера кукольного театра.
На белых карточках стихотворение-диалог. Пальчиковые куклы на ваших столах. Читайте внимательно стихотворение, выбирайте героев. Работаем в парах.
-Здравствуй, киска, как дела
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете. Мяу!
( прохожу и слушаю).
– Что помогает передать чувства и настроение кукольных героев? (интонация)
- Как интонация помогает в общении? (помогает выразить чувства, настроение).
- Прочитайте весело
- С обидой
V. Рефлексия
- На следующем занятии мы продолжим работать над интонацией. Начали мы его с улыбки, а вот какое настроение у вас сейчас – узнаем.
- Скоро закончится 2019 год Театра. Какой праздник нас ждет впереди?
Наряжаем елку настроения
- Если вам понравилось на занятии, и вы узнали что – то новое (красный шарик)
- Если иногда было скучно (желтый)
- Совсем ничего не понравилось (синий)
VI. Итог занятия.
- С каким важным средством общения мы познакомились?
- Как голосом мы можем выразить настроение или чувство?
- Как заканчивается спектакль в театре? Давайте также закончим наше занятие ( аплодисменты)