kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Уважаемые коллеги!
       Подростковый возраст - время изменений, время формирования нового человека, где происходит установка ценностей, новых идей, становление характера.
В этот период подростку необходима помощь для того чтобы узнать и понять себя, а потом и других, преодолеть чувство одиночества.
 В качестве помощи может быть использована система социально - психологических тренингов, направленных на преодоление дискомфорта, напряженности, тревожности и других негативных состояний и процессов.
Необходимо учитывать, что одиночество, как внутреннее состояние, является следствием негативных обще коммуникативных и обще личностных процессов. 
Поэтому при составлении этой программы мы опирались не только на собственно тематику решения проблемы одиночества, но и на факторы, предшествующие этому состоянию: дефицит общения, не возможности установления контактов, тревожность, закомплексованность и другие.
      Основная цель программы - не вывод подростка из состояния одиночества, а научение его работе с таким состоянием, осознанию, пониманию и принятию его, научению не зацикливаться на нем, а извлекать из него максимальную пользу для себя и окружающих,так же необходимо отвести немалую роль развитию навыков и умений работы с чувствами и ощущениями.
     Для эффективности работы необходимо останавливаться на поведении и реакциях окружающих, в этой связи необходимо давать упражнения на поддержку, выражение реакций и внешне эмоциональных проявлений.
     Для создания комфортной ситуации тренинга, лучше проводить занятия в заранее сформированной группе, то есть группе людей уже знакомых друг с другом.
     Наша программа тренинговых занятий имеет 3 блока или части, в каждой из которых имеются этапы. Всего программа расчитана на 10 занятий по времени занимающее 1 - 1,5 часа.
     БЛОК 1.
Цель: Вхождение в ситуацию тренинга, адаптация к ситуации, к нахождению в группе, поиск своего места.
1. Общий разминочный этап - несложные упражнения на эмоциональную поддержку, установление контакта, сплоченности и доверия в группе.
Примеры упражнений:
 
Ø Знакомство
Ø Спутанные цепочки
Ø Встреча взглядами
Ø Коллективный счет
Ø Катастрофа в пустыне
Ø Ищу друга
Ø Рассаживание по признаку
 
2. Упражнения на доверие, эмпатию, глубину понимания.
Примеры упражнений:
Ø Молчащее и говорящее зеркало
Ø Стул откровений
Ø Мой портрет глазами группы
Ø Не сказочные проблемы
 
БЛОК 2.
Цель: Научение подростка работать с состоянием одиночества, осознанию, пониманию и принятию его.
1.Определение одиночества, его возможные внешние проявления, внутреннее определение.
    На данном этапе важна четкая сконцентрированность внимания, фиксация происходящего, проговариваемого, а также обязательна работа с эмоциями.
2. Одиночество, как оно есть.
Например: использование цепочек ассоциаций  - " одиночество - один ночью", " одиночество - один очень ".
Работа с одиночеством как с индивидуальной характеристикой, одиночество в толпе. Этот этап сложный, идет максимальный накал страстей, идет рефлексия прожитого, для чего может использоваться ситуация обратного попадания.
3. Следующий этап одиночество положительное и отрицательное одиночество.
  Научение подростка искать разные стороны своего одиночества, чем оно помогает мне, чем помогает другим, то есть одиночество - как сомопознание, наблюдение, исследование.
4. Реакция окружающих на одиночество, на меня и мое одиночество, этап предполагает умение говорить о моем одиночестве.
 Социальная поддержка, получение навыков, возможность еще раз все обсудить  и побыть наедине с собой.
 
БЛОК 3.
Цель: Закрепление позитивной информации, эмпатия, выход из ситуации тренинга.
Примерные упражнения:
Ø Судно, на котором я плыву
Ø Подарок
Ø Сон
Ø Поздравительные письма
Ø Броуновское движение
 Пример занятие №4 ''Как справиться с негативными  чувствами и переживаниям.''
Цель: углубление процессов самораскрытия; развитие умения самоанализа и преодоления барьеров, мешающих полноценному самовыражению; обучение тому, как находить позитивные стороны чувства одиночества.
1. Ритуал приветствия.
2. Какого я цвета?
Я предполагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. 
При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния.... Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течении утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, - и с чем были связаны эти изменения.
3. Твое настроение.
Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, подавленном или мрачном. Это  - ваше настроение? У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: жизнерадостный человек, хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но ... взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка - и все становится ясно. Есть ли у тебя свое настроение, такое, в котором ты находишься чаще всего? Как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители? Учти, что свое настроение мы чаще всего невольно передаем другим людям, поэтому необходимо управлять своим настроением, а не оно тобой.
4. Чувствую - себя - хорошо.
        Назовите 5 ситуаций, вызывающие ощущение     чувствую - себя - хорошо в одиночестве:  теперь представьте, что вы кладете эти ситуации и чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете...
Краткое обсуждение задания.
 5 Аукцион.
По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справиться с чувством одиночества.
6 Мусорное ведро.
Предлагается нарисовать мусорное ведро. Каждый должен выбросить что - то из своей жизни за ненадобностью. Это может быть человек, какой - нибудь предмет, место или чувство. Изобразить надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.
7 Домашнее задание.
Закончи предложения:
Счастливее всего я чувствую себя, когда...
Хуже всего я чувствую себя, когда...
Никак не могу понять, почему я...
Моя жизнь была бы счастливее, если бы я...
Главное, что я хотел(а) бы в себе изменить, это...
Ритуал прощания.
  
 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. »

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Уважаемые коллеги!

   Подростковый возраст - время изменений, время формирования нового человека, где происходит установка ценностей, новых идей, становление характера.

В этот период подростку необходима помощь для того чтобы узнать и понять себя, а потом и других, преодолеть чувство одиночества.

 В качестве помощи может быть использована система социально - психологических тренингов, направленных на преодоление дискомфорта, напряженности, тревожности и других негативных состояний и процессов.

Необходимо учитывать, что одиночество, как внутреннее состояние, является следствием негативных обще коммуникативных и обще личностных процессов.

Поэтому при составлении этой программы мы опирались не только на собственно тематику решения проблемы одиночества, но и на факторы, предшествующие этому состоянию: дефицит общения, не возможности установления контактов, тревожность, закомплексованность и другие.

      Основная цель программы - не вывод подростка из состояния одиночества, а научение его работе с таким состоянием, осознанию, пониманию и принятию его, научению не зацикливаться на нем, а извлекать из него максимальную пользу для себя и окружающих,так же необходимо отвести немалую роль развитию навыков и умений работы с чувствами и ощущениями.

     Для эффективности работы необходимо останавливаться на поведении и реакциях окружающих, в этой связи необходимо давать упражнения на поддержку, выражение реакций и внешне эмоциональных проявлений.

     Для создания комфортной ситуации тренинга, лучше проводить занятия в заранее сформированной группе, то есть группе людей уже знакомых друг с другом.

     Наша программа тренинговых занятий имеет 3 блока или части, в каждой из которых имеются этапы. Всего программа расчитана на 10 занятий по времени занимающее 1 - 1,5 часа.

     БЛОК 1.

Цель: Вхождение в ситуацию тренинга, адаптация к ситуации, к нахождению в группе, поиск своего места.

1. Общий разминочный этап - несложные упражнения на эмоциональную поддержку, установление контакта, сплоченности и доверия в группе.

Примеры упражнений:

 

Ø Знакомство

Ø Спутанные цепочки

Ø Встреча взглядами

Ø Коллективный счет

Ø Катастрофа в пустыне

Ø Ищу друга

Ø Рассаживание по признаку

 

2. Упражнения на доверие, эмпатию, глубину понимания.

Примеры упражнений:

Ø Молчащее и говорящее зеркало

Ø Стул откровений

Ø Мой портрет глазами группы

Ø Не сказочные проблемы

 

БЛОК 2.

Цель: Научение подростка работать с состоянием одиночества, осознанию, пониманию и принятию его.

1.Определение одиночества, его возможные внешние проявления, внутреннее определение.

    На данном этапе важна четкая сконцентрированность внимания, фиксация происходящего, проговариваемого, а также обязательна работа с эмоциями.

2. Одиночество, как оно есть.

Например: использование цепочек ассоциаций  - " одиночество - один ночью", " одиночество - один очень ".

Работа с одиночеством как с индивидуальной характеристикой, одиночество в толпе. Этот этап сложный, идет максимальный накал страстей, идет рефлексия прожитого, для чего может использоваться ситуация обратного попадания.

3. Следующий этап одиночество положительное и отрицательное одиночество.

  Научение подростка искать разные стороны своего одиночества, чем оно помогает мне, чем помогает другим, то есть одиночество - как сомопознание, наблюдение, исследование.

4. Реакция окружающих на одиночество, на меня и мое одиночество, этап предполагает умение говорить о моем одиночестве.

Социальная поддержка, получение навыков, возможность еще раз все обсудить  и побыть наедине с собой.

 

БЛОК 3.

Цель: Закрепление позитивной информации, эмпатия, выход из ситуации тренинга.

Примерные упражнения:

Ø Судно, на котором я плыву

Ø Подарок

Ø Сон

Ø Поздравительные письма

Ø Броуновское движение

 Пример занятие №4 ''Как справиться с негативными  чувствами и переживаниям.''

Цель: углубление процессов самораскрытия; развитие умения самоанализа и преодоления барьеров, мешающих полноценному самовыражению; обучение тому, как находить позитивные стороны чувства одиночества.

1. Ритуал приветствия.

2. Какого я цвета?

Я предполагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета.

При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния.... Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течении утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, - и с чем были связаны эти изменения.

3. Твое настроение.

Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, подавленном или мрачном. Это  - ваше настроение? У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: жизнерадостный человек, хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но ... взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка - и все становится ясно. Есть ли у тебя свое настроение, такое, в котором ты находишься чаще всего? Как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители? Учти, что свое настроение мы чаще всего невольно передаем другим людям, поэтому необходимо управлять своим настроением, а не оно тобой.

4. Чувствую - себя - хорошо.

        Назовите 5 ситуаций, вызывающие ощущение     чувствую - себя - хорошо в одиночестве:  теперь представьте, что вы кладете эти ситуации и чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете...

Краткое обсуждение задания.

 5 Аукцион.

По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справиться с чувством одиночества.

6 Мусорное ведро.

Предлагается нарисовать мусорное ведро. Каждый должен выбросить что - то из своей жизни за ненадобностью. Это может быть человек, какой - нибудь предмет, место или чувство. Изобразить надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.

7 Домашнее задание.

Закончи предложения:

Счастливее всего я чувствую себя, когда...

Хуже всего я чувствую себя, когда...

Никак не могу понять, почему я...

Моя жизнь была бы счастливее, если бы я...

Главное, что я хотел(а) бы в себе изменить, это...

Ритуал прощания.

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

Автор: Колесникова Светлана Сергеевна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132147


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства