Просмотр содержимого документа
«Наша -родина Казахстан»
Тема: День, когда рухнул мир...
Цели: вызвать особый интерес к творчеству нашего земляка Роллана Сейсенбаева, помочь учащимся почувствовать о человеческой боли, пережитых во время Семипалатинского полигона; развитие навыка анализа литературного произведения, устное рассуждение с опорой на текст.
Наглядность: портрет Р.Сейсенбаева, эпиграф к уроку, картины взрыва во время испытания, текст, ключевые слова.
Вступительное слово: Сегодня мы откроем для себя уникальный мир писателя, поведавшего человечеству правду о семипалатинской трагедии. Известный казахстанский писатель, видный общественный деятель родился в 1946 г. в Абайском районе, семипалатинской области. Вечные вопросы смысла человеческой жизни, размышления о месте человека в мире, взаимоотношениях человека и природы – все это мы найдем у Р.Сейсенбаева. невозмажно, читая их, не размышлять о будущем, о счастье, о Родине.
Сообщение ученика. «Немного о личном» - для Р.Сейсенбаева любимое время года – осень, любимый поэт Абай, любимый писатель – Фолкнер. Пишет он в основном ночью, пять раз в день совершает намаз, ежедневно читает Коран...
Слово учителя: Говоря о творчестве Р.Сейсенбаева, хочется вспомнить еще не завершенный роман «Будущий хлеб взойдет на трупах». В нем он с надрывом и болью пишет о Семипалатинском полигоне, продолжая тему, которой посвящен рассказ «День, когда рухнул мир» опубликованный в 1984 году. В нем писатель впервые поведал всю правду о Семипалатинской трагедии. Рассказ был переведен на многие языки, а во многих школах включен в школьную программу по внеклассному чтению.
Словарная работа: выделение ключевых слов.
Радиация – излучение, идущее от какого – нибудь тела
Полигон – большой участок, для испытаний различных видов оружия, для боевых учений.
Облучение – действие каких- нибудь лучей
Хаос – беспорядок, путаница
Эвакуация – вывоз людей из опасных местностей во время военных действий, стихийных бедствий.
Композиция: состоит из трех частей
Эвакуация
ІІ. День, когда рухнул мир.
ІІІ. Последствия испытаний ядерной бомбы.
Анализ микротемы «Дети и эвакуация»
Как дети восприняли слово «Эвакуация»
Описание Кенже
Опишите о том, как Роллан впервые испытал страх смерти?
«Народ и Эвакуация»
Как взрослые отнеслись к предстоящим событиям?
Как полковник объяснил причину эвакуации?
Монолог дедушки о своем народе.
Сказались ли на судьбе семьи дедушки автора голодные 30-ые годы?
Могли ли люди противостоять испытаниям бомбы на их земле.
Инсценирование: Сцена диалога шестилетний Кенже и семилетнего Роллана перед взрывом.
Работа по эпизоду «День, когда рухнул мир» - выразительное чтение отрывка
Эпизод «У чабана» Вывод: достаточно боли и страданий ведь семьи созданы для любви, люди должны радоваться жизни, воспитывать здоровых детей
Документальные данные о последствиях испытаний на Семипалатинском полигоне.
Первый ядерный взрыв 29 августа в 1949 году.
В 1991 году 29 августа был полигон официально закрыт.
О взаимосвязи природы и человека. Экологическая проблема. Мир. Природа. Человек.