2.Мотивация . -Наш урок мне хочется начать со стихотворения Эллы КуклинойСлайд1 Наш язык и скромен , и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси- И представишь сразу неба синь. Вспомнится наречие «светло», И увидишь солнышко взошло. Если скажешь ты «темно», Сразу вечер постучит в окно. Если скажешь «ароматно» ты,сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну , а если скажешь ты «красиво»- Пред тобою сразу вся страна! Вопросы : 1)О чем стихотворение? 2)Какой частью речи выражены выделенные слова? 3)На какой вопрос они отвечают ? -Значит, темой урока будет « Наречие .Образование наречий» | Слушают текст. -Стихотворение о русском языке,о его красоте, богатстве. -Наречием. -Как?куда? Записывают число, тему урока. |
4. Осмысление 1.Сопоставьте тексты.В чем различие текстов?Слайд 5 1)Пели птицы.За домом журчало горло дрозда.Цвинькали синички.Куковала кукушка.Ее голос был печален и светел. 2)Радостно и отрешенно пели вокруг птицы.Прямо за домом раскатисто , многоколенно журчало горло дрозда. Тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. И где-то вдали ясно и чисто куковала кукушка. Ее голос был печален и светел. Словарная работа. Объяснить значение непонятных слов. Отрешенно-отчужденно (безразличие к окружающему ) раскатистый- гулкий с долгим раскатом застенчиво- робко 2.Заменить фразеологизмы наречиями.Объяснить их образование.Слайд 6 Положа руку на сердце- Рукой подать – Черным по белому – Битый час- Душа в душу - На вес золота – У черта на куличках - 3.Заполнить таблицу о наречии. № | вопросы | ответы | 1 | К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? | ... | 2 | Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? | ... | 3 | Какой главный морфологический признак имеет наречие? | ... | 4 | К каким словам чаще всего примыкает наречие? | ... | 5 | Каким членом предложения чаще всего бывают наречия? | ... | 5.Работа над текстом. Вставьте наречия, прочитайте текст. Определите его основную мысль и озаглавьте.Слайд 7 Заметьте , как меняется контакт, если два человека начали разговор со слова «Здравствуйте». После этого слова нельзя сказать грубость, проявить невнимательность. Оно инастраивает на доброжелательность. В нем заключена необыкновенная сила- способность создавать особое душевное состояние. Деревня хранит обычай. Идешь улицей, каждый встречный говорит : «Здравствуйте», и ты говоришь «Здравствуйте», со знакомыми перемолвишься двумя-тремя словами.Незнакомому . поклонишься и идешь себе .Улица не длинная , а раз десять пожелаешь людям здоровья, и у самого на душе . Наречия : никак,удивительно, быстро, точно, утром, просто, дальше, приятно. 6.Вывод по наречиям -О чем мы сегодня говорили? -Что такое наречие? -На какие вопросы отвечает? -С какими словами оно связанов предложении? -Чем в предложении является? 7.Составление синквейна с ключевым словом «Наречие» Слово 2 прилагательных 3 глагола Предложение ( 4 слова) Слово | -Наречия украшают текст,уточняют значения глаголов. Второй текст , чем первый,при помощи наречий более выразителен . - честно (честный) – близко (близкий) – ясно (ясный) – долго (долгий) -дружно ( дружный) – дорого (дорогой) -далеко (далекий) -самостоятельным -признаку действия Как?где?куда?откуда? -неизменяемость -глаголам -обстоятельством Работа в паре , в группе. На партах лежат тексты без наречий . 1)Дописывают наречия в группе и читают вслух . 2)Определяют основную мысль текста, озаглавят 3) Выписать наречия с теми словами , которые уточняют. 4)Выписать 3-е предложение, разобрать по членам . Отвечают на вопросы. |