Словообразование наречий. 7-й класс
Цели:
дать представление об основных способах образования наречий;
формировать умение выполнять словообразовательный разбор
наречий;
развивать аналитические навыки на основе словообразовательного
разбора;
совершенствовать умение находить наречия в тексте;
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип: формирование умений и навыков.
Ход урока
l.Организационный момент. Подготовка к уроку.
ll.Опрос домашнего задания.
А) Проверить домашнее задание. Ответно- вопросная беседа.
Б) Морфологическая разминка.
1.Наречие—это самостоятельная часть речи
2.Наречие—это изменяемая часть речи
3.Наречие обозначает признак действия
4.Наречие имеет окончание
5.Наречие отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?
Ключ:1-да 2-нет 3-да 4-нет 5-да
В) Распределить слова, написанные на доске, по строчкам—укажите их номер рядом с соответствующим грамматическим понятием:
1) думая
2) перелетевший
3) медленно
4) красивый
5) знающий
6) прочитав
7) властный
8) (на)лев(о,а)
Проверьте себя!
А) Имя прилагательное: 4.7
Б) Деепричастие: 1. 6
В) Причастие: 2. 5
Г) Наречие: 3. 8
lll. Актуализация знаний.
Почему слова № 3, 8 являются наречиями? Докажите это. ( Рассказ учащих- ся о наречии как о части речи).
lY.Изучение нового материала.
1.Какие способы образования новых слов мы знаем? Посмотрите на наречия.
( Неохотно, несмело, ярко, тихо, недаром, сверху). Можете ли определить, от какого слова и как они образованы? Укажите способы образования данных наречий. ( Эти наречия образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами.)
2. Тренировочные упражнения.
Работа в парах. Пользуясь схемами, образовать наречия от данных слов.
*l-вариант: хороший, плохой, тёмный, первый, грустный
*ll-вариант: тёплый, серьёзный, тихий, горячий, дружный
Y.Написать предложения, выделить наречия.
1.Ветер принёс издалека песни весенний намёк.
2.Надо накормить их досыта.
3.Справа от нас раздавался шорох.
4.Он запросто заезжал в домишко своего товарища.
Yl. «Умники и умницы» Верны ли данные высказывания? Ответы: да-нет.
1.Наречие нехорошо образовано приставочным способом
2.Наречие досрочно образовано приставочным способом
3.Наречие издавна образовано приставочно- суффиксальным способом
Ключ: 1- да 2-нет 3-да
Yll.Домашнее задание.
Подобрать (составить) текст с наречиями, выполнить словообразовательный разбор.
YIII. Что я умею:
*находить наречия;
*разбирать их по составу;
*определять способ образования наречий;
*образовывать наречия разными способами.