kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Правописание предлогов, образованных на основе наречий

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Тема урока. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Правописание предлогов, образованных на основе наречий. (слайд №1)

Ход урока

  1. Оргмомент.

Приветствие и подготовка учащихся к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Продолжение работы над выразительными языковыми и речевыми средствами сочинения по картине О.Д. Яновской «Ждут» (слайд № 3)

Два ученика работают по карточкам у доски. ( репродукция картины)

     Карточка №1

Подобрать синонимы к слову «картина» (холст, полотно, произведение искусства,

работа художника и др.)

      Составить 2 предложения с любыми из них.

            Карточка №2

       Подобрать синонимы к слову « рисовать» (изображать, воспроизводить, писать, малевать, мазать и др.)

        Составить с ним словосочетания.  Чем различаются подобранные Вами синонимы?

  1. Словарно – орфографическая работа.

Класс под диктовку записывает предложение:

      Он совсем недурно рисовал карандашом и углем, свободно писал акварелью и немножко маслом. (А. Куприн) (слайд№ 4)

      Обращается внимание учащихся на сочетаемость слов: рисовать карандашом, но писать красками (маслом).

      Задание классу. Пол лексическому значению назвать слово, составить с ним возможные словосочетания, обозначить орфограммы.

      Строение произведения искусства (Композиция). Сочетание красок, создающее определение единство картины (Колорит).

   (Слайд № 5)

Перспектива – 1. Вид вдаль, видимое глазом пространство;

                        2.способ изображения объемных предметов на плоскости;

                        3.перен. будущее, ожидаемое; планы на будущее. (слайд№6)

Задание классу. Составить словосочетания или предложения с разными значениями слова «перспектива»

1.Перспектива величественного города разворачивалась перед ним, смягченная мглой (Паустовский)

2.Отсутствие перспективы в картинке.

3.Перед ним развернули такие перспективы, от  которых у него захватывало дыхание. (Чаковский)

      Итак, каждый вид искусства имеет свою лексику, которая, как и общеупотребительная, характеризуется синонимическим богатством, многозначностью, стилистическим разнообразием. Знание и правильное употребление этой лексики дает возможность точность и образно выразить свои впечатления о произведениях живописи.

  1. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

Еще раз обратимся к репродукции картины О.Д. Яновского «Ждут». Составьте  два словосочетания или предложения с производными предлогами.(слайд №7)

Таблица.

 

         Производные предлоги, образованные на основе наречий, употребляется

С родительным падежом

С дательным падежом

около леса

вокруг осин

напротив дома

впереди отряда

возле реки

внутри палатки

кругом сада

вдоль дороги

вблизи берега

мимо дерева

вместо ручки

согласно указанию

наперекор желанию

вопреки предсказанию

вслед рыбакам

навстречу ветру

 

Примерные ответы:

Дружок сидит около лодки.

Вдоль берега раскинуты сети.

 

- Какие предлоги являются производными?

- От какой части речи образованы производные предлоги в приведенных Вами примерах?

- Ккак же пишутся производные предлоги, образованные от наречий?

 

IV.  Тема. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

- Цель нашего урока- правописание производных предлогов, образованных   от наречий.

- Синтаксический разбор, предложений. Какой части речи является слово «навстречу»? Сделайте его морфологический разбор.

                    х       куда?

a)Он пошел на встречу с друзьями.

 

             х      куда?

b)Ветер дул навстречу.

                                               навстречу кому?

                 х

c)Девочки побежали навстречу (из. нареч.) рыбакам.

 

Два ученика выполняют морфологический разбор на доске, остальные учащиеся - в тетрадях.

Наречие                                                                               Производный предлог

Навстречу –наречие                                                         Навстречу (рыбакам)- предлог

1.Дул (куда?) навстречу; признак действия.                1. Побежали навстречу рыбакам.

2. неизменяемое слово.                                                     2. Простой, производный, неизменя-

3. дул (куда?) навстречу.                                              емое слово.

                                                                                        3. членом предложения предлог    

                                                                                         «навстречу» не является.

- Как отличить производный предлог от наречия?

Таблица 2

Разграничение производных предлогов и других частей речи.

Образец рассуждения.

  1. Слово не  является самостоятельным членом предложения (к нему нельзя поставить вопрос)
  2. Не обозначает предмета (как существительное), признак действия (как наречие), добавочного действия (как деепричастие).
  3. Выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях.
  4. Сочетается с существительным или местоименном в косвенном падеже.

Следовательно, это служебная часть речи – производный предлог.

Правило – помощник

1 Производный предлог можно заменить синонимичным простым (Девочки побежали навстречу [к] рыбакам).

2 Между существительными и предлогом можно вставить прилагательное (Пошёл на [торжественную] встречу с ветеранами.

Чтение параграфа  57. обращается внимание учащихся на структуру правила: норму правописания ( «Производные предлоги пишутся слитно») и условия выбора написания («…образованные на основе наречий»).

   Заучивание правила.

V.Выполнение упр. 269.

- Докажите, что это словосочетания с производными предлогами, обозначьте графически  (см. образец рассуждения и графическое изображение правила).

      х        впереди чего?

Двигаться впереди (из.нареч.) колонны.

        х        внутри чего?

Находиться внутри (из.нареч.)  троллейбуса.

      Выборочный диктант (упр.269). Указать условия выбора слитного написания производных предлогов.

Словосочетание с производными предлогами

Словосочетания с наречиями.

       х             впереди чего?

остановиться вблизи (из.нареч.)   деревни

     х          вокруг чего?

обойти вокруг (из.нареч.) памятника

    х     навстречу чему?

спешить навстречу (из.нареч.) опасности

     х       позади чего?

пройти позади (из.нареч.) стоящего трамвая

Расположиться вблизи

При обгоне посмотреть вокруг

Разрешается поворот при отсутствии движения на встречу

Стать позади

   Задание. Составить словосочетания или предложения, употребив слова «вдоль», «мимо» в роли производного предлога и наречия. (Посадить вдоль дороги – разрезать вдоль и поперек; проехать мимо станции – пройти мимо).

VI. Итоги урока.

1.  Как отличить производный предлог от других частей речи?

2.  Как пишутся производные  предлоги, образованные от наречий?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слитное и раздельное написание производных предлогов. Правописание предлогов, образованных на основе наречий »

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Правописание предлогов, образованных на основе наречий.  Учитель русского языка и литературы Панченко И.А. МКОУ «ООШ с. Гусево Красноармейского района Саратовской области»

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Правописание предлогов, образованных на основе наречий.

Учитель русского языка и литературы

Панченко И.А.

МКОУ «ООШ с. Гусево Красноармейского района Саратовской области»

Цель – формирование учебно – языковых умений и навыков правописания и употребления производных предлогов как одного из условий успешной речевой деятельности учащихся.  Задачи :   Образовательные задачи:  1. Познакомить с правилом « Слитное написание производных предлогов» т.е. с нормой правописания и условием выбора. 2. Сформировать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги. Воспитательная задача: воспитание языковой и речевой культуры на основе правильного употребления производных предлогов в устной и письменной речи. Развивающая задача: развитие мыслительных способностей и общего кругозора учащихся при выполнении следующих логических операций: анализ, сопоставление однородных и омонимичных языковых явлений, обобщение и др.

Цель – формирование учебно – языковых умений и навыков правописания и употребления производных предлогов как одного из условий успешной речевой деятельности учащихся. Задачи :

Образовательные задачи:

1. Познакомить с правилом « Слитное написание производных предлогов» т.е. с нормой правописания и условием выбора.

2. Сформировать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.

Воспитательная задача:

воспитание языковой и речевой культуры на основе правильного употребления производных предлогов в устной и письменной речи.

Развивающая задача:

развитие мыслительных способностей и общего кругозора учащихся при выполнении следующих логических операций: анализ, сопоставление однородных и омонимичных языковых явлений, обобщение и др.

Репродукция картины О.Д. Яновской «Ждут»

Репродукция картины О.Д. Яновской «Ждут»

Он совсем недурно рисовал карандашом и углем, свободно писал акварелью и немножко маслом. (А. Куприн)

Он совсем недурно рисовал карандашом и углем, свободно писал акварелью и немножко маслом. (А. Куприн)

Строение произведения искусства.  Сочетание красок, создающее определение единство картины .  Композиция. Колорит.

Строение произведения искусства.

Сочетание красок, создающее определение единство картины .

Композиция. Колорит.

Перспектива Вид вдаль, видимое глазом пространство; 2. Способ изображения объемных предметов на плоскости; 3. перен. будущее, ожидаемое; планы на будущее.

Перспектива

  • Вид вдаль, видимое глазом пространство;

2. Способ изображения объемных предметов на плоскости;

3. перен. будущее, ожидаемое; планы на будущее.

Репродукция картины О.Д. Яновской «Ждут»

Репродукция картины О.Д. Яновской «Ждут»

Домашнее задание  Параграф 57. Составить (или выписать из текста) 5 предложений с производными предлогами. Сделать синтаксический разбор одного предложения.

Домашнее задание

Параграф 57. Составить (или выписать из текста) 5 предложений с производными предлогами. Сделать синтаксический разбор одного предложения.

Использованная литература:  Учебник русского языка для 7 класса. Лапатухин М.С. , Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка.- М., 1981. Словарь русского языка: В 4-х т. – М., 1984. Репродукция картины О.Д. Яновской «Ждут». Таблицы: «Производные предлоги, образованные на основе наречий», «Разграничение производных предлогов и других частей речи. Образец рассуждения» .  Интернет – ресурсы

Использованная литература:

  • Учебник русского языка для 7 класса.
  • Лапатухин М.С. , Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка.- М., 1981.
  • Словарь русского языка: В 4-х т. – М., 1984.
  • Репродукция картины О.Д. Яновской «Ждут».
  • Таблицы: «Производные предлоги, образованные на основе наречий», «Разграничение производных предлогов и других частей речи. Образец рассуждения» .

Интернет – ресурсы

  • http :// www . diary.ru// , http :// www . uchportal.ru // , репродукции картины О.Д. Яновской «Ждут»
  • http://www.stihi.ru/pics/2011/02/02/3554.jpg
  • http://image.shutterstock.com/display_pic_with_logo/110884/110884,1215551403,2/stock-vector-old-paper-with-feather-vector-illustration-illustration-isolated-on-white-background-14674249.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шипова Татьяна Васильевна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа "Трудный русский. 7 класс." "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-trudnyi-russkii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422466766"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 5-7 классы (ФГОС) к ученику Т.А.Ладыженской"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_5_7_klassy_fgos_k_uchieniku_t_a_ladyzhie"
    ["file_id"] => string(6) "429344"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506144405"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства