Тема урока. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Правописание предлогов, образованных на основе наречий. (слайд №1)
Ход урока
- Оргмомент.
Приветствие и подготовка учащихся к уроку.
- Проверка домашнего задания.
- Продолжение работы над выразительными языковыми и речевыми средствами сочинения по картине О.Д. Яновской «Ждут» (слайд № 3)
Два ученика работают по карточкам у доски. ( репродукция картины)
Карточка №1
Подобрать синонимы к слову «картина» (холст, полотно, произведение искусства,
работа художника и др.)
Составить 2 предложения с любыми из них.
Карточка №2
Подобрать синонимы к слову « рисовать» (изображать, воспроизводить, писать, малевать, мазать и др.)
Составить с ним словосочетания. Чем различаются подобранные Вами синонимы?
- Словарно – орфографическая работа.
Класс под диктовку записывает предложение:
Он совсем недурно рисовал карандашом и углем, свободно писал акварелью и немножко маслом. (А. Куприн) (слайд№ 4)
Обращается внимание учащихся на сочетаемость слов: рисовать карандашом, но писать красками (маслом).
Задание классу. Пол лексическому значению назвать слово, составить с ним возможные словосочетания, обозначить орфограммы.
Строение произведения искусства (Композиция). Сочетание красок, создающее определение единство картины (Колорит).
(Слайд № 5)
Перспектива – 1. Вид вдаль, видимое глазом пространство;
2.способ изображения объемных предметов на плоскости;
3.перен. будущее, ожидаемое; планы на будущее. (слайд№6)
Задание классу. Составить словосочетания или предложения с разными значениями слова «перспектива»
1.Перспектива величественного города разворачивалась перед ним, смягченная мглой (Паустовский)
2.Отсутствие перспективы в картинке.
3.Перед ним развернули такие перспективы, от которых у него захватывало дыхание. (Чаковский)
Итак, каждый вид искусства имеет свою лексику, которая, как и общеупотребительная, характеризуется синонимическим богатством, многозначностью, стилистическим разнообразием. Знание и правильное употребление этой лексики дает возможность точность и образно выразить свои впечатления о произведениях живописи.
- Психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
Еще раз обратимся к репродукции картины О.Д. Яновского «Ждут». Составьте два словосочетания или предложения с производными предлогами.(слайд №7)
Таблица.
Производные предлоги, образованные на основе наречий, употребляется
С родительным падежом
С дательным падежом
около леса
вокруг осин
напротив дома
впереди отряда
возле реки
внутри палатки
кругом сада
вдоль дороги
вблизи берега
мимо дерева
вместо ручки
согласно указанию
наперекор желанию
вопреки предсказанию
вслед рыбакам
навстречу ветру
Примерные ответы:
Дружок сидит около лодки.
Вдоль берега раскинуты сети.
- Какие предлоги являются производными?
- От какой части речи образованы производные предлоги в приведенных Вами примерах?
- Ккак же пишутся производные предлоги, образованные от наречий?
IV. Тема. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
- Цель нашего урока- правописание производных предлогов, образованных от наречий.
- Синтаксический разбор, предложений. Какой части речи является слово «навстречу»? Сделайте его морфологический разбор.
х куда?
a)Он пошел на встречу с друзьями.
х куда?
b)Ветер дул навстречу.
навстречу кому?
х
c)Девочки побежали навстречу (из. нареч.) рыбакам.
Два ученика выполняют морфологический разбор на доске, остальные учащиеся - в тетрадях.
Наречие Производный предлог
Навстречу –наречие Навстречу (рыбакам)- предлог
1.Дул (куда?) навстречу; признак действия. 1. Побежали навстречу рыбакам.
2. неизменяемое слово. 2. Простой, производный, неизменя-
3. дул (куда?) навстречу. емое слово.
3. членом предложения предлог
«навстречу» не является.
- Как отличить производный предлог от наречия?
Таблица 2
Разграничение производных предлогов и других частей речи.
Образец рассуждения.
- Слово не является самостоятельным членом предложения (к нему нельзя поставить вопрос)
- Не обозначает предмета (как существительное), признак действия (как наречие), добавочного действия (как деепричастие).
- Выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях.
- Сочетается с существительным или местоименном в косвенном падеже.
Следовательно, это служебная часть речи – производный предлог.
Правило – помощник
1 Производный предлог можно заменить синонимичным простым (Девочки побежали навстречу [к] рыбакам).
2 Между существительными и предлогом можно вставить прилагательное (Пошёл на [торжественную] встречу с ветеранами.
Чтение параграфа 57. обращается внимание учащихся на структуру правила: норму правописания ( «Производные предлоги пишутся слитно») и условия выбора написания («…образованные на основе наречий»).
Заучивание правила.
V.Выполнение упр. 269.
- Докажите, что это словосочетания с производными предлогами, обозначьте графически (см. образец рассуждения и графическое изображение правила).
х впереди чего?
Двигаться впереди (из.нареч.) колонны.
х внутри чего?
Находиться внутри (из.нареч.) троллейбуса.
Выборочный диктант (упр.269). Указать условия выбора слитного написания производных предлогов.
Словосочетание с производными предлогами
Словосочетания с наречиями.
х впереди чего?
остановиться вблизи (из.нареч.) деревни
х вокруг чего?
обойти вокруг (из.нареч.) памятника
х навстречу чему?
спешить навстречу (из.нареч.) опасности
х позади чего?
пройти позади (из.нареч.) стоящего трамвая
Расположиться вблизи
При обгоне посмотреть вокруг
Разрешается поворот при отсутствии движения на встречу
Стать позади
Задание. Составить словосочетания или предложения, употребив слова «вдоль», «мимо» в роли производного предлога и наречия. (Посадить вдоль дороги – разрезать вдоль и поперек; проехать мимо станции – пройти мимо).
VI. Итоги урока.
1. Как отличить производный предлог от других частей речи?
2. Как пишутся производные предлоги, образованные от наречий?