kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наречие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наречие

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Наречие (значения).

Наре́чие (термин образован ка́лькой с лат. adverbium) — неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.

Процесс образования наречий называется адвербиализацией.

Содержание

  [скрыть] 

  • 1Морфологические признаки
  • 2Синтаксическая функция
  • 3Классификация по значению
  • 4Степени сравнения наречий
  • 5Классификация по способу образования
  • 6Правописание дефиса в наречиях
  • 7Наречия в других языках
    • 7.1Английский язык
    • 7.2Изменяемые наречия
  • 8Примечания
  • 9Литература
  • 10Ссылки

Морфологические признаки[править | править вики-текст]

Наречия — неизменяемые слова: они не склоняются и не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам. И только качественные наречия, образованные от прилагательных, имеют степени сравнения и формы субъективной оценки: тихо-тише, менее тихо, тише всех, тихонько-тихонечко.[1]

Синтаксическая функция[править | править вики-текст]

В предложении выполняют функцию обстоятельства, а также(реже) определения или сказуемого.[1]

Классификация по значению[править | править вики-текст]

  • Обстоятельственные :
    • образа действия — обозначает образ действия (по-весеннему, так), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
    • меры и степени — обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
    • времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда);
    • места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около);
    • причины — обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром);
    • цели — обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно).
  • Определительные :
    • качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно);
    • количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно);
    • способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка);
    • сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом);
    • совокупности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща).

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения:

  • сравнительная степень выражается:
    • синтаксически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше,-же (интереснеедольшесильнейгромче). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучшемного — большемало — меньше, глубоко — глубже;
    • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильноболее гнусноболее мерзко и т. д.
  • превосходная степень выражается:
    • синтетически (греч. σοφὸς — σοφοτατα): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш--айш-покорнейше прошунижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в современном русском языке;
    • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противнонаиболее страшнонаиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
    • сложная форма: сочетанием слов всехвсего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.

Есть наречия знаменательные, если они называют признак, а не указывают на него: вчерапо-волчьи.

Степени сравнения наречий[править | править вики-текст]

1.Сравнительная степень

а)Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее,-ей, -е,-ше,-же весело-веселее

б)Сложная форма образуется с помощью слов более,менее и наречий в исходной форме: более строго

2.Превосходная степень

а)Простая форма образуется посредством замены суффикса -о суффиксом -ейше(-айше):покорно-покорнейше, ярко-ярчайше

б)Сложная форма образуется 2-мя способами:

- с помощью слов всего, всех и простой формы сравнительной степени: выше всех, больше всего

-с помощью слов наиболее, наименее и наречий в исходной форме: наиболее интересно[1]

Классификация по способу образования[править | править вики-текст]

  • суффиксальныйбыстрый — быстротворческий — творчески;
  • приставочно-суффиксальныйсухой — досуха
  • приставочныйхорошо — нехорошокуда — никуда;
  • Сложение разных видов:
    • сложение слов: еле, еле — еле-елеопрометчиво — безумно;
    • сложение с первым элементом полу-полулежаполусидя
    • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходомполовина, сила — вполсилы.

Правописание дефиса в наречиях[править | править вики-текст]

Через дефис пишут[2]:

  • в наречиях на -ому-ему-ки-ски-ьи с приставкой по- (по-другомупо-хорошемупо-немецкипо-английскипо-медвежьи);
  • в наречиях на -ых-их с приставкой во-, в-, образованных от порядковых числительных (во-первых);
  • в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);
  • в наречиях, образованных:
    • повторением слов и основ слов (еле-елеволей-неволейкак-никак);
    • сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно).


Приставка по- пишется слитно:

  • в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -еньку-оньку (попросту);
  • с формами сравнительной степени наречий (повыше);

Слитно пишутся:

  • наречия, образованные соединением предлогов с наречиями (донынеизвненавсегда);
  • наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвоевтрое);
  • наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую).
  • наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверхсверхвдаливследствие);
  • наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почемуотчего).

Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую).

Следует помнить, что словосочетания, имеющие значения обстоятельства это уже наречия, а не существительные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наречие.»

Наречие

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Наречие (значения).

Наре́чие (термин образован ка́лькой с лат. adverbium) — неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.

Процесс образования наречий называется адвербиализацией.

Содержание

  [скрыть] 

  • 1Морфологические признаки

  • 2Синтаксическая функция

  • 3Классификация по значению

  • 4Степени сравнения наречий

  • 5Классификация по способу образования

  • 6Правописание дефиса в наречиях

  • 7Наречия в других языках

    • 7.1Английский язык

    • 7.2Изменяемые наречия

  • 8Примечания

  • 9Литература

  • 10Ссылки

Морфологические признаки[править | править вики-текст]

Наречия — неизменяемые слова: они не склоняются и не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам. И только качественные наречия, образованные от прилагательных, имеют степени сравнения и формы субъективной оценки: тихо-тише, менее тихо, тише всех, тихонько-тихонечко.[1]

Синтаксическая функция[править | править вики-текст]

В предложении выполняют функцию обстоятельства, а также(реже) определения или сказуемого.[1]

Классификация по значению[править | править вики-текст]

  • Обстоятельственные :

    • образа действия — обозначает образ действия (по-весеннему, так), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?

    • меры и степени — обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?

    • времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда);

    • места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около);

    • причины — обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром);

    • цели — обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно).

  • Определительные :

    • качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно);

    • количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно);

    • способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка);

    • сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом);

    • совокупности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща).

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения:

  • сравнительная степень выражается:

    • синтаксически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше,-же (интереснеедольшесильнейгромче). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучшемного — большемало — меньше, глубоко — глубже;

    • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильноболее гнусноболее мерзко и т. д.

  • превосходная степень выражается:

    • синтетически (греч. σοφὸς — σοφοτατα): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш--айш-покорнейше прошунижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в современном русском языке;

    • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противнонаиболее страшнонаиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;

    • сложная форма: сочетанием слов всехвсего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.

Есть наречия знаменательные, если они называют признак, а не указывают на него: вчерапо-волчьи.

Степени сравнения наречий[править | править вики-текст]

1.Сравнительная степень

а)Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее,-ей, -е,-ше,-же весело-веселее

б)Сложная форма образуется с помощью слов более,менее и наречий в исходной форме: более строго

2.Превосходная степень

а)Простая форма образуется посредством замены суффикса -о суффиксом -ейше(-айше):покорно-покорнейше, ярко-ярчайше

б)Сложная форма образуется 2-мя способами:

- с помощью слов всего, всех и простой формы сравнительной степени: выше всех, больше всего

-с помощью слов наиболее, наименее и наречий в исходной форме: наиболее интересно[1]

Классификация по способу образования[править | править вики-текст]

  • суффиксальный: быстрый — быстротворческий — творчески;

  • приставочно-суффиксальный: сухой — досуха

  • приставочный: хорошо — нехорошокуда — никуда;

  • Сложение разных видов:

    • сложение слов: еле, еле — еле-елеопрометчиво — безумно;

    • сложение с первым элементом полу-полулежаполусидя

    • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходомполовина, сила — вполсилы.

Правописание дефиса в наречиях[править | править вики-текст]

Через дефис пишут[2]:

  • в наречиях на -ому-ему-ки-ски-ьи с приставкой по- (по-другомупо-хорошемупо-немецкипо-английскипо-медвежьи);

  • в наречиях на -ых-их с приставкой во-, в-, образованных от порядковых числительных (во-первых);

  • в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);

  • в наречиях, образованных:

    • повторением слов и основ слов (еле-елеволей-неволейкак-никак);

    • сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно).


Приставка по- пишется слитно:

  • в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -еньку-оньку (попросту);

  • с формами сравнительной степени наречий (повыше);

Слитно пишутся:

  • наречия, образованные соединением предлогов с наречиями (донынеизвненавсегда);

  • наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвоевтрое);

  • наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую).

  • наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверхсверхвдаливследствие);

  • наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почемуотчего).

Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую).

Следует помнить, что словосочетания, имеющие значения обстоятельства это уже наречия, а не существительные.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Наречие.

Автор: Карасайулы Рустем

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок-игра "Путешествие по городу  Наречие" "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-ighra-putieshiestviie-po-ghorodu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405343311"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация к уроку-игре "Прогулка по городу Наречие" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-ighrie-proghulka-po-ghorodu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405348429"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemunariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "296413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455991856"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Конспект  урока " Наречие" "
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt-uroka-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "121387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413963463"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка "Образование наречий" в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-obrazovaniie-nariechii-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "148041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419565126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства