Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | -Все приготовились к уроку? Тогда настройтесь на работу, Постарайтесь быть внимательными, Активными, старательными. | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | -Ребята, сегодня урок русского языка начнем с самостоятельной работы. Прочитайте слова, написанные на доске. Спишите, вставьте пропущенные буквы. На доске: Библиотека, директор, комната, лопата, горизонт, аккуратно, одежда, улица. -Что вы заметили? -Обменяйтесь в парах тетрадями и проверьте правильность написания слов. | -Все слова словарные. Все слова –существительные, отвечают на вопросы «кто? что?», а слово «аккуратно» отвечает а вопрос «как?» |
1.3. Создание проблемной ситуации | -Работаем по группам, возьмите карточку номер1 На карточке: Шли, наверху, мы, медленно, него, приезжает, издалека, мне, налево, поиграет. -Распределите слова в группы, учитывая их принадлежность у той или иной части речи. Выслушивайте мнение каждого. -Итак, как вы распределили слова? -Назовите слова, принадлежность которых к какой-либо части речи вы не смогли определить. | Работают в группах. Представители групп объясняют: в 1-й столбик мы записали слова-глаголы, т.к…(доказывают). Во 2-й столбик мы записали местоимения, потому что…(доказывают). Еще у нас обнаружилась группа слов, которые, мы не смогли отнести ни какой нам известной части речи. -Наверху, медленно, издалека, налево. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | -Какая задача встала перед нами на уроке? -А зачем нам знать, к какой части относятся такие слова? -А что надо знать, чтобы правильно писать любые слова? -Какой план работы вы предлагаете, чтобы определить эту часть речи? | -К какой части речи относятся слова третьей группы? -Чтобы не ошибиться в написании -Правило. Правильную проверку. Часть речи и часть слова, в которой находится орфограмма. -Чтобы выяснить часть речи, надо выяснить её грамматические и лексические значения. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | -Какие вы знаете грамматические значения? -Напомним себе, что входит в лексическое значение? -С каких признаков начнем? -Как узнать, что обозначают эти слова? -Составьте небольшие предложения, можно использовать слова 1-го и 2-го столбиков. Запишем одно из ваших предложений: «Мы медленно шли по улице» -Определяем, что обозначает слово «медленно». И я для вас составила 2 предложения. Внимание на экран: По дороге мальчик встретил совсем седую старушку. Девочка делала шаг назад. -Найдите неизвестную часть речи. Поставьте вопрос к ней от слова «седую» -Прочитайте второе предложение. Найдите неизвестную часть речи. Поставьте к ней вопрос от слова «шаг» -Что же обозначает новая часть речи? -Определите каждый самостоятельно, каким членом предложения являются слова неизвестной части речи? | - Род, Число. Падеж. Лицо. Время. -Это значение слова. На какой вопрос отвечает. Каким членом предложения является. - С лексических. Поставим вопросы. Записывают слова, ставя к ним вопросы -Нам нужны предложения Ученики составляют предложения. -Шли как?-Медленно. Признак действия. -Седую … до какой степени? Это признак признака -Шаг куда? Назад. Это признак предмета. -Или признак действия, или признак признака, или признак предмета. -Это обстоятельство |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | -Надо определить грамматические признаки. Возьмите карточку №2. Работать будем по группам. Изменяйте слова по временам, числам, родам, падежам, лицам- у кого что обозначено. Определите, какие грамматические значения у новой части речи. В группах советуйтесь. (Приложение1) -Что у нас получилось? -Что вы можете сказать о грамматических значениях новой части речи? -Как называется эта часть речи - вам интересно? -Ученые называют ее наречием. Если это неизменяемая часть речи, то какой части слова у нее не может быть? -Выполнили ли мы план нашего исследования? Все, что мы сказали, отображено на слайде. | 1-я группа: Мы пытались изменять по лицам и числам. Ничего не получилось-не изменяется. 2-я группа: Мы-по падежам. Не изменяются 3-группа: По временам тоже не изменяются. 4 группа: По родам тоже не изменяются. -Эта часть речи неизменяемая. -Да -Окончания |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Последнее задание. Работаем в группах. Учебник стр. 74 Упр.132 1-я группа: выписывают наречия, которые отвечают на вопрос когда? 2-я группа: на вопрос где? 3-я группа: на вопрос куда? 4-я группа; на вопрос откуда? Проверка через документ-камеру | Работают в группах |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | -Какую цель мы поставили в начале урока? -Достигли мы нашей цели? -Какое задание показалось самым легким? -Самым трудным? -Самым интересным? -Как вам работалось на уроке, скажите наречиями? | -Познакомиться с новой частью речи -Хорошо, интересно, весело, дружно, здорово, тепло. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Рефлексия. Самооценка. -Вот и подошел к концу наш урок. Теперь пришло время оценить свою деятельность на уроке. Возьмите лист. Выберите фразу, которая характеризует вашу работу на уроке. Соедините фразу со словом Я. Объясните свой выбор. Приложение № 2 -Я тоже скажу наречиями. Вы работали замечательно, слушали внимательно, писали старательно, работа проходила увлекательно. Мне с вами на уроке было интересно. Хорошие оценки я поставлю радостно. | Оценивание. Высказывания детей. |