kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наклонения глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

По модулю "Развитие критического мышления "

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

Планируемые результатые и цели :

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в группах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наклонения глагола»

Бекітемін Мектеп директоры: А.Жанаберлиев Открытый урок русского языка в 7-м «а» классе по теме: "Наклонения глагола". По модулю "Развитие критического мышления "

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

Планируемые результатые и цели :

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в группах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол в языке и речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Эпиграф: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова” — писал Н.Греч.

Цели урока:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся - самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол в языке и речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа.

Ход урока

1.Организационный момент. В начале урока, с целью вызвать положительные эмоции и создании коллаборативной среды, играем в игру «Как мы здороваемся».

Вы, европейцы, здороваетесь за руку.

Вы, индийцы, здороваетесь, сложив ладони у лица.

Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном.

Вы, американцы, здороваетесь, хлопая по спине.

Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами.

Вы, китайцы, здороваетесь, сцепленными руками, поднятыми над головой.

Вы, арабы, здороваетесь, скрещиваете руки на груди.

Вы, египтяне, здороваетесь, прикладывая ладонь ко лбу.

Вы, эмоциональные латиноамериканцы, обнимаетесь.

Деление на группы по разноцветным цветам. Человек, выбравший красный цветок отличается смелостью, силой воли, властностью, вспыльчивостью, общительностью. Красный цвет - как выплеск энергии. Этот цвет чаще всего выбирают чрезвычайно уверенные в себе люди и те, кто остро чувствует жизнь. "Красные" люди стремятся быть победителями, их поведение пронизано духом соперничества.

Желтый цвет символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Люди, которые его любят, отличаются общительностью, любопытством, смелостью. Они легко приспосабливаются ко всему и любят нравиться и привлекать к себе внимание."Желтые" могут быть очень энергичными. "Желтые" люди обожают перемены .

Синий. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовной возвышенностью человека, его чистотой. Приверженность к нему говорит о скромности . Для него крайне важны чувство уверенности в себе, благожелательность окружающих. Уверяют, что людям, предпочитающим синий цвет, можно доверять.

Названия групп:

1 группа «Изъявительное наклонение»

2 группа «Повелительное наклонение»

3 группа «Сослагательное наклонение»

I. Стадия вызова — целеполагание

Слово учителя: “Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.

Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”

Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?

Ученица: “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”

Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?

1.Поиграем в игру «Корзина понятий». Итак, наполняем нашу корзину знаниями о глаголе…

- назовите по очереди какое-нибудь правило по данной теме, при этом не повторяя ранее сказанного. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения и складывают в корзину цветы ).

Глагол – это…

Что он обозначает…

Вопросы…

Глаголы бывают двух видов…

Сколько времен у глагола?

У глагола можно определить падеж?

Глаголы изменяются…

Что такое спряжение?

Какие глаголы относятся ко 2-му спряжению?

Какие глаголы относятся к 1-му спряжению?

Что такое инфинитив? Вопросы…

Синтаксическая роль глагола…


Ребята, мы вспомнили сведения о глаголе, которые были изучены ранее. Итак,

Какое место занимает глагол по частотности употребления в речи?

2. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов   «Умный мяч».

(Учитель называет профессию и бросает мяч ученику. Ученик говорит что делает представитель этой профессии и возвращает мяч учителю).“Кто что делает?”

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Сделайте вывод.

3. Какое действие обозначает этот глагол в следующем предложении? Если бы не пошел дождь, мы бы собрали урожай. ( Действие, возможное только при определенных условиях). Глагол имеет 3 наклонения: изъявительное, повелительное и условное. Наклонение – непостоянный признак глагола.

-Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока.

6. Поставьте перед собой цель. - Сформулируйте перед собой задачу при изучении темы «Наклонение глагола». Какую цель вы ставите перед собой сегодня на уроке? ( Узнать, что такое наклонения глагола, уметь различать наклонения).

- Запишите тему урока в тетради.

II. Стадия осмысления. Исследование.

- Итак, глагол имеет 3 наклонения: изъявительное, условное, повелительное. Глагол изменяется по наклонениям, т.е. один и тот же глагол можно употребить в форме этих наклонений. Для того, чтобы узнать, как образуются изъявительное, условное, повелительное наклонения, что они обозначают и как изменяются, вам придётся провести небольшое исследование, оформить его в виде кластера и познакомить своих товарищей. Работаем в группах.

Работа с учебником.

1-ая группа – изучает изъявительное наклонение; (стр. учебника 201, параграф 83)

2-ая группа – условное наклонение; (стр. учебника 203-204, параграф 84)

3-ья – группа – повелительное наклонение; (стр. учебника 206-207, параграф 85)

Заполняют таблицы.

Изъявительное наклонение

1.Ч то обозначает?

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

2. Как изменяются?

По временам

3. Как образуются?

Прош: основа инфинитива+суффикс –л-, иногда без него (нёс);

Наст: с помощью личного окончания. (В учебнике нет!)



Условное наклонение

1. Что обозначает?

Глаголы в условном наклонении, обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях.

2. Как образуется?

От основы неопределённой формы глагола + суффикс-л- + частица бы.

Частица бы(б) может стоять после глагола, перед ним и даже отделяться другими словами.

3. Как изменяется?

  1. Изменяются по числам, в единственном числе – по родам.

  2. Не имеет времени и не изменяется по временам!


Повелительное наклонение

1. Что обозначает?

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

2. Как образуется?

Основа настоящего времени(или будущего времени) + суффикс –и- (или без суффикса)+ окончание –те (во множ.числе). В ед.числе имеют нулевое окончание, а во мн. числе – окончание – те.

3. Как употребляются?


4.Как изменяются?

Употребляются обычно в форме 2-го лица ед. и мн. числа.


Не изменяются по временам.


Обмен информацией. С результатами исследования выступает ученик от каждой группы, остальные внимательно слушают, дополняют.

1. Игра «Кто быстрее?»
Преобразуйте данные глаголы во всех наклонениях. Составьте с ними предложения.
Расцветать–расцветал, расцветает, расцветёт;расцветай, расцветайте;расцветал бы.
одеваться – одевался, одевается, будет одеваться;одевайся, одевайтесь;одевался бы.
позвать
– позвал, зовет, позовет; позовите; позвал бы.

2.Творческая командировка.

1 группа «Изьявительное наклонение» . Напишите небольшой рассказ на тему:

«Наш класс».

2 группа «Повелительное наклонение»

«Составьте правила поведения в музее»

3 группа «Сослагательное наклонение»

«Если бы я был волшебником».

3.«Цифровой диктант».

Задание для 3-х групп: подобрать ответ и поставить цифру «1» если глаголы 1 спряжнения, цифру «2» для глаголов 2 спряжения.

Прыгать, брить, вертеть, ненавидеть, думать, дышать, читать, рисовать, держать, обидеть, бороться, украсить, лаять, стелить, смотреть, делать, слышать, играть

Проверка: 1,1,2,2,1,2,1,1,2,2,1,2,1,1, 2,1,2,1

0 ошибок – «5»

1-4 ошибки – «4»

5-6 ошибок – «3»


4.Игра «Найдите пару». Подберите к глаголам несовершенного вида глаголы совершенного вида.

писать –

читать –

везти –

строить –

решать –

прыгать –

поливать –

шагать

говорить -

5. Замените каждый фразеологизм глаголом- синонимом. Запишите эти глаголы.
 Зарубить на носу; Клевать носом; Пропустить мимо ушей; Надуть губы; Обвести вокруг пальца; Держать язык за зубами. Делать большие глаза.

6. Составьте пословицы.

Кто (не) работает, торопись делом.

(Не) спеши языком, тот (не) ест.

Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.

Легко забыть то, и в воде (не) тонет.

- Запишите одну из понравившихся пословиц, раскрывая скобки.

- Как написали частицу не?

- Всегда ли не пишется раздельно?

- Назовите глаголы, которые без не не употребляются.

7. Вставьте пропущенный ь (мягкий знак).

Надо учит(.)ся, а он не учит(.)ся.

III. Рефлексия. Составление синквейна по теме урока.

Вспомним! Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1 строчка-имя существительное

2 строчка-надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3 строчка- записываются 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строчка-размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение. Это может быть крылатое выражение.

5 строчка-это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Пример синквейна:

Глагол

Разный, важный

Действует, обозначает, спрягается.

Устами младенца глаголет истина.

Грамотность.


Глагол

Необходимый, подвижный

Действует, обозначает, спрягается.

Назначения глагола - выражать само действие!

Учение.


Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Оценки. Оценивание учащихся.

- Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

- А сейчас давайте поработаем в наших листочках самооценки.


Задание

Успешность(+или-)

1

Формулировка темы, цели урока

 

2

Цифровой диктант

 

3

Работа в группе

 

4

Творческая командировка

 

5

Самооценка

Оценка:


- Кто поставил сегодня себе за работу на уроке “5”? Объясните свой выбор.

- Кто поставил сегодня себе за работу на уроке “4”? Объясните свой выбор.

- Кому сегодня не все удалось? Как ты думаешь, почему?

- Наш урок, ребята, я хочу закончить словами.

“Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может”.

VI. Домашнее задание : сочинить стихотворение или рассказ о зиме, подчеркнуть глаголы, определить их наклонение.

Рефлексия «Дарометр настроения»

Солнышко – было интересно, вы работали активно.

Солнышко из-за туч – работали на уроке не очень активно, были трудные для вас моменты.

Тучки и дождик – было неинтересно.











Изъявительное наклонение
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Наклонения глагола

Автор: Бакашева Райхан Кайбиховна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "148499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419751303"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок по русскому языку в 7 классе на тему: "Повелительное и условное наклонения глаголов" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-na-tiemu-povielitiel-noie-i-uslovnoie-naklonieniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "242050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445364042"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока "Как образуется сослагательное наклонение глагола. " "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-kak-obrazuietsia-soslaghatiel-noie-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "174270"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424104097"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА. УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ"
    ["seo_title"] => string(43) "naklonieniia-glagola-uslovnoie-naklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "274552"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452420192"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение."
    ["seo_title"] => string(43) "naklonenie_glagolov_iziavitelnoe_naklonenie"
    ["file_id"] => string(6) "501304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551041558"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства