Урок по русскому языку в 5 классе на тему: Сослагательное наклонение глагола.
"Как образуется сослагательное наклонение глагола. "
Цели урока:
1.познакомить с образованием и изменением глаголов в форме сослагательного наклонения ;
2.способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания; развивать умение работы с текстом, уметь обосновывать правильность выбора правописания частицы «бы» в глаголах сослагательного наклонения, уметь правильно использовать глаголы сослагательного наклонения в речи;
3.воспитывать интерес к русскому языку, развивать чувство юмора.
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с сослагательным наклонением.
Закрепить пройденное и усвоить новый материал нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, слушайте сказку.
2. ПОВТОРЕНИЕ
В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить.
Средний был мечтатель, романтик и фантазер.
Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
Город, в котором градоначальником был старший брат назывался …
Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение).
– Почему вы так думаете?
Девизом жизни всех горожан были слова: "Было! Есть! Будет!”
– Как назывался город второго брата? (Сослагательное наклонение).
Здесь мечтательные жители существовали под девизом: "Если бы да кабы!”
Обитатели третьего города (Повелительное наклонение) подчинялись девизу: "Так точно! Будет сделано!”.
Мы с вами, ребята, сегодня на уроке отправимся в город мечтателей и фантазёров, познакомимся со структурой глаголов сослагательного наклонения, их значением и правописанием.
(записать число, тему урока)
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Жители города фантазёров были очень необычными. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда была частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.
Образование глаголов сослагательного наклонения
Нам захотелось узнать историю их дружбы. А они охотно рассказали, как они образовались, и показали схемы, где это зафиксировано СДЕЛАТЬ + Л + БЫ
ВЫВОД: Глаголы в сослагательном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).
Чтобы запомнить это, глаголы предложили поиграть ( к глаголам нужно прибавить частицу «бы» записать в тетрадь)
Вылечил
Вылечила
Вылечило
Вылечили
Ребята, а теперь понаблюдайте и сделайте вывод: как изменяются глаголы сослагательного наклонения и как пишется частица «бы»?
Частице «бы» Георгий Граубин посвятил стихотворение, по которому мы сейчас будем работать.
Задание.
Спишите текст, поставьте пропущенные буквы, подчеркните глаголы в сослагательном наклонении.
«Бы».
Если (бы) печь не топилась в избе,
Искры (бы) прыгать не стали в трубе.
Если (бы) ветер так сильно не дул,
Он (бы) из искры огня не раздул.
Если (бы) крыша железной была,
Вспыхнуть (бы) свечкой она не смогла.
Если (бы) рядом стояла вода,
Люди (бы) сбили огонь без труда.
А если (бы)
Не было этого «бы»
Не плакал (бы) дед у сгоревшей избы.
(Г.Граубин)
Где может находиться частица «бы» по отношению к глаголу? Как пишется частица «бы» с глаголом?
Вывод: частица «бы» с глаголом пишется раздельно; может стоять перед глаголом, после глагола, отделяться от глагола другими словами.
Значение глаголов в сослагательном наклонении
Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.
И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:
– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях…
– Что же обозначают глаголы в сослагательном наклонении.
Чтение учебника на стр. 235,п.68
Физминутка
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Руки наши отдыхают.
Шея не напряжена
И расслаблена…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и продолжить заниматься!
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Выборочный диктант
И хотя все в городе было не доделано, глаголы были очень довольны своей жизнью. Они пели веселые песни, с удовольствием принимали гостей. Глаголы в сослагательном наклонении очень похожи на глаголы изъявительного наклонения. А на улицу фантазеров можно попасть только по пропуску. Градоначальник, чтобы дать нам их, задал задание.
Задание.
Спишите текст, замените глаголы в форме изъявительного наклонения будущего времени глаголами сослагательного наклонения, подчеркните их. Какой глагол не нужно подчёркивать?
Будут у ёлочки ножки, побежит она по дорожке, запляшет она вместе с нами, застучит каблучками. Закружатся на ёлочке игрушки: разноцветные фонарики, хлопушки. Завертятся на ёлочке флаги из пунцовой, серебряной бумаги. Засмеются на ёлочке матрёшки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался Новый год.
Любили жители слушать и стихи.Послушайте, какое стихотворение, прославляющее Сослагательное наклонение, написал известный поэт Джанни Родари.
«Сослагательное наклонение»
Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.
Как поэт охарактеризовал сослагательное наклонение? Какой вывод о сослагательном наклонении вы можете сделать?
Подведение итогов урока.
5. Рефлексия:
- Говорят, что волшебство не существует. Но глаголы сослагательного наклонения нас сегодня отправили в необычную страну Мечтателей.
6.Домашнее задание
Ребята, вот и вы, сев дома в кресле, помечтайте, на мгновение станьте волшебником и напишите небольшое сочинение, которое называется «Если бы я был волшебником…»