kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наклонение глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока может быть использована в 5 классе по теме "Глагол"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наклонение глагола»



Тема урока: "Наклонение глагола".



Цель: научить определять наклонение глагола.

Обучающие:

- дать понятие категории наклонения глагола,

- дать понятие изъявительного, сослагательного и повелительного наклонения глагола,

- указать признаки наклонения глагола.

Развивающие:

- формировать умение определять наклонения глагола,

- научить образовывать от инфинитива формы всех трех наклонений,

- научить отличать форму сослагательного наклонения от формы прошедшего времени глагола; форму повелительного наклонения от формы настоящего и будущего времени 2 л., мн. числа;

- развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

- развивать точность речи обучающихся путем указания на смысловые оттенки, передаваемые наклонением глагола..

Воспитывающие:

- воспитывать ответственное отношение к учебному предмету;

- вырабатывать такие личностные качества, как аккуратность, внимательность при работе в тетради;

- формирование интереса к предмету.



Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые универсальные учебные действия

1. Мотивация

к учебной деятельности

1.Организационный момент.

- Добрый день! Он сегодня теплый и солнечный . У всех хорошее настроение. В этой доброй атмосфере мы и будем сегодня работать.

2. Запись в тетради дату и темы урока.


Личностные

2.Актуализация

Повторение

3.Чтение зарисовки «Подснежник», запись под диктовку (ученик комментирует орфограммы).

– Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? (Глаголы.)

- Назовите глаголы. Определите их морфологические (постоянные и непостоянные) признаки.


Познавательные

3.Целеполагание

4. Обратимся к теме нашего урока.

- Что вы можете сказать, прочитав её? (У глагола есть наклонение).

- Какие цели поставим перед собой? (Познакомиться с наклонениями глагола, научиться определять их.)




4. Объяснение нового материала

5. 1. Наблюдение над глаголами. (Записываются 3 предложения).

1) Я прочитал эту книгу.

2) Я прочитал бы эту книгу, если бы было время.

3) Прочитай эту книгу: много полезного найдешь в ней для себя.

2.Задания: 1. Выделите глаголы в этих предложениях. ( Вы, наверное, обратили внимание, что в каждом из предложений есть глагол "прочитать"). 2, Что они обозначают? ( В первом предложении этот глагол обозначает, что действие произошло на самом деле). 3.Произошло ли действие в других предложениях? (Нет). 4. Что обозначают глаголы "прочитал бы" и "прочитай"? ( 2 пр-е - возможность действия, 3 пр-е - призыв к действию).

3.Слово учителя. Таким образом, глаголы могут обозначать не только реальные действия, но и выражать желательность действия и побуждение к действию. Эти оттенки значения передает новая для вас категория глагола - наклонение, которая выражает отношение действия к реальной действительности. Как вы уже поняли, в русском языке существует три вида наклонения: изъявительное, сослагательное (условное), повелительное.

4.Составление таблицы. (Учитель - на доске, обучающиеся - в тетрадях).

1. Изъявительное наклонение - обозначает действие, которое происходит (наст. вр.), происходило (пр. вр.) и будет происходить (буд. вр.): Пишу письмо - Писал письмо - Буду писать письмо.

2. Сослагательное (условное) наклонение - обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии: Написал бы.

3. Повелительное наклонение - обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить - Напишите письмо.



Познавательные,

коммуникативные

5. Первичное закрепление

6. 1. Работа по учебнику. Чтение теор. материала. 2.Беседа. С какими наклонениями глагола познакомились? Что они означают?

3. Упр. 555 (1-4 пр-я). Задания к упражнению: Спишите. Подчеркните глаголы. Определите наклонение. Объясните, что обозначает глагол каждого наклонения? (Цель упражнения - отработка учебно-познавательных умений).

По каким признакам вы определили наклонение глаголов? (По значению и форме).

Познавательные

6. Практическая проработка/Групповая (парная) работа

7.1.Выполнение упражнения: Сделать анализ предложений. (Работа в группах).

1гр. Если бы да кабы выросли во рту грибы, то бы это был не рот - был бы целый огород.

2 гр. В радости знай меру, в беде веры не теряй.

3 гр. Один и дома горюет, а двое и в поле воюют.

4гр. Не будь упрям, а будь прям.

2. Вывод: чтобы определить наклонение глагола, нужно обратить внимание на его значение и форму.

3.Беседа. - Надеюсь, что вы обратили внимание на то, что формы сослагательного и повелительного наклонения похожи на другие глагольные формы. Какие?

- Форма сосл. наклонения - на форму прош. времени глагола, форма повел. накл. - на форму наст. и буд. времени 2л., мн. числа).

- Но помните, что названные вами формы всегда выступают в изъяв. наклонении. Кроме того, сослагательное наклонение всегда употребляется с частицей "БЫ", а формы повелительного наклонения, похожие на 2 л., мн. ч., оканчивается на - ИТЕ, какого бы спряжения ни

был глагол.

4. Распределительный диктант. Заполнение таблицы.

1. Изъяв. накл. 2. Условное накл. 3. Повел накл. Цель упражнения: Развитие логического мышления (умение дифференцировать), грамматические умения (различение схожих гр. форм), логические(отбор необходимого материала).

Учитель диктует пр-я. Три ученика оформляют каждый свой столбик, выделяя глаголы. Остальные работают в тетрадях. Потом проверяется написанное.

Предложения:

Выйдите из комнаты. Он не искал бы так свои очки, если бы имел запасные. Ты искал приключения повсюду. Я принес тебе добрую весть. Я бы нарисовал тебе план местности, если бы ты попросила меня об этом. Он нарисовал осенний день. Что вы об этом скажете? Скажите ваши пожелания. Пожалуйста, вышлите мне книги. Когда вышлете, позвоните.

5. Вывод: Каким образом мы можем отличить сосл. и повел. н-я от схожих глагольных форм?

( По контексту и обратив внимание на ударение)

Где может находиться частица БЫ в сослаг. .наклонении?

(Перед самим глаголом и после какого-либо другого члена предложения).



7.Самостоятельная работа.

8. Выполнение упражнения.

Задание: Образовать от глаголов в инфинитиве все три формы в ед числе.

Цель упражнения: отработать умения учебно-познавательные (морфологические: образование различных форм глагола), логические (анализ и синтез языкового материала).

Писать - пишу - писал бы - пиши.

Жить - живу - жил бы - живи.

Мазать - мажу - мазал ба - мажь.

Бросать - брошу - бросил бы - брось.

Бороться - борюсь - боролся бы - борись.

Стричь - стригу - стриг бы - стриги.

(Упражнение выполняется поочередно двумя учениками у доски, остальные работают на местах, потом проверяют).

Познавательные

8..Беседа. Обобщение.

9. Кроме обозначения действий, что может сказать, что это глагол изъяв., услов. или повел. наклонения;

Учитель: Для образования каждой формы наклонения глагола существуют свои окончания и суффиксы, с которыми мы познакомимся на следующих уроках.

Коммуникативные, познавательные,

регулятивные

9. Контроль

10. Домашнее задание. По учебнику параграф "Наклонения глаголов", Составить по 2 предложения, используя глаголы разных наклонений на тему "Весна пришла"".

Коммуникативные, познавательные

10. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

1. Фронтальный опрос.

- Чтобы наши знания были впрок,

Давайте повторим урок.

Что нового узнали о глаголе?

-Какого наклонения бывают глаголы?

- Чем они отличаются друг от друга?

2. – Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: Изобразите в тетради лицо человека. Урок понравился, вы всё поняли, можете объяснить другим – карточка с улыбающимся лицом, урок не понравился, вам требуется помощь других – карточка с грустным лицом.

До свидания. Спасибо за урок.



Коммуникативные, личностные, Регулятивные


2013 год. Учитель Пестяковской МСОШ - Куканова В.В.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Наклонение глагола

Автор: Куканова Вера Викторовна

Дата: 31.08.2018

Номер свидетельства: 476828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "148499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419751303"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок по русскому языку в 7 классе на тему: "Повелительное и условное наклонения глаголов" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-na-tiemu-povielitiel-noie-i-uslovnoie-naklonieniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "242050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445364042"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока "Как образуется сослагательное наклонение глагола. " "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-kak-obrazuietsia-soslaghatiel-noie-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "174270"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424104097"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА. УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ"
    ["seo_title"] => string(43) "naklonieniia-glagola-uslovnoie-naklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "274552"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452420192"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение."
    ["seo_title"] => string(43) "naklonenie_glagolov_iziavitelnoe_naklonenie"
    ["file_id"] => string(6) "501304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551041558"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства