И/К Стадия вызова Прием «Кластер».Учащимся предлагается составить кластер на тему: «Что я знаю об Абае Кунанбаеве?» Дополнительные вопросы для обсуждения: 1. Почему Абая считают великой личностью? 2. Как вы считаете, какие черты характера присущи известному казахскому поэту? 3. Как, по-вашему, относились к Абаю его современники? 2. Учащиеся рассматривают портреты и отвечают на вопросы: Как вы думаете, что объединяет людей на портретах? • В какое время жили эти люди? Каким было это время? • Как вы думаете, к какому обществу принадлежал каждый из этих людей? Объясните позицию. Предтекстовый этап К Словарная работа Учащиеся читают слова/словосочетания в левой колонке таблицы и подбирают верное определение к каждому понятию. После заполнения таблицы проводится самооценивание, также учащиеся могут дать дополнительный комментарий каждого понятия (по необходимости / на усмотрение учителя). Сват | | семинария | | Советская власть | | большевик | | национализм | | интеллигенция | | НКВД | | триумф | | Справочный материал: отец жениха или невесты; блестящий успех; центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка; среднее педагогическое учебное заведение; член социал-демократической рабочей партии; форма существования общества в период с 1917 по 1991 годы; люди умственного труда; проявление национального превосходства. Таблица для самооценивания сват | отец жениха или невесты | семинария | среднее педагогическое учебное заведение | Советская власть | форма существования общества в период с 1917 по 1991 годы | большевик | член социал-демократической рабочей партии | национализм | проявление национального превосходства | интеллигенция | люди умственного труда | НКВД | центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка | триумф | блестящий успех | ФО самооценивание К/И Работа с текстом слушания №1 Учащиеся смотрят сюжет «Мухтар Ауэзов» с 2 мин.03 сек. По 5 мин. 26 сек. Во время слушания учащиеся составляют список ключевых слов, чтобы ответить на вопросы по содержанию прослушанной информации. Вопросы по содержанию текста: С чего начинается духовная связь Абая и М. Ауэзова? В чем проявляется активная гражданская позиция М. Ауэзова? Каковы причины ареста М. Ауэзова в 1930 гг.? Почему М. Ауэзов стал «самым читаемым» и «самым преследуемым» писателем 1930-е годы? Когда советская интеллигенция приняла «Абая»? Что об этом известно? ФО Похвала учителя 9.1.2.1 КО: понимает значение слов общественно-политической тематики Дескрипторы: отвечает на вопросы по содержанию текста демонстрирует понимание слов общественно-политической тематики (Советская власть, национализм, интеллигенция, НКВД) активно использует слова общественно-политической тематики в ответе Слово учителя: какие жанры художественного стиля знаете? Дайте определение жанру роман, роман-эпопея. К/И Работа с текстом слушания №2 Учащиеся слушают фрагмент из романа «Путь Абая» первый раз и отвечают на вопросы учителя: Каким представлен Абай в данном эпизоде? В каком настроении он пребывает в начале фрагмента, а каким он представлен в конце? Как вы можете прокомментировать речь, произнесенную Абаем? Как вы думаете, в каком возрасте предстает перед нами Абай в данном эпизоде? Ответ прокомментируйте. П Во время второго слушания учащиеся будут выполнять задание по тексту. Задание для пар. 1.Каким прилагательным охарактеризовано дерево в речи Абая? Какой смысл несет это определение? Ответ поясните. 2. Какими человеческими качествами охарактеризовано дерево в строках: «Много раз желтели, сохли и облетали его листья. Но дерево жило и плодоносило вновь и вновь.»? Ответ поясните. 3. Как вы думаете, какие события, происходящие в жизни человека, можно представить следующими строками: «Но вот однажды молния ударила в одинокое дерево и расщепила его. Огонь опалил его ветви, уничтожил листья и семена.»? Ответ поясните. 4. Какими риторическими вопросами задается дерево, описанное Абаем в его речи? Как вы думаете, почему именно эти вопросы его беспокоят? 5. Предположите, кто скрыт под образом дерева в речи Абая из прослушанного эпизода. Поясните свою точку зрения. После обсуждения учителю необходимо напомнить учащимся о понятии аллегорический образ. 9.1.3.1 КО: понимает содержание фрагментов прозаических, произведений Дескрипторы: демонстрирует понимание содержания фрагмента дает развернутый ответ на вопрос аргументирует мнение Послетекстовый этап Г Работа с учебником Упр3.стр 150 Читают высказывания выдающихся людей о Мухтаре Ауэзове. «Абай представляет собой недюжинную поэтическую силу и является гордостью казахского народа. Чудные его стихи, посвященные четырем временам года (весне, лету, зиме, осени), сделали бы честь знаменитым поэтам Европы». Алихан Букейханов «Первый поэт казахов Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов нет поэта, превосходящего его по величие духа». Ахмет Байтурсынов «Абай для казахов такое же великолепное явление, не имеющий себе равных, как для русских- Пушкин, для англичан –Шекспир, для грузин-Руставели…Он батыр поэзии, ее могучий ум, ее мощный талант. И поэтому его произведения непреходящи; его имя будет жить вечно и вечно останется дорогим для всех. Абай- сын казахского народа и человечества». Кайсын Кулиев «Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной культуры своего народа. Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка». Чингиз Айтматов Чтение учащимися отрывков из «Слов назидания» Абая ФО оценивание учителем 9.2.1.1 КО: владеет объемом словарного запаса Дескрипторы: Использует ключевые слова и фразы по теме урока Обобщает в ответе обсуждаемую информацию на уроке Выражает собственное мнение Демонстрирует хороший словарный запас ФО оценивание учителем |