Литературное чтение 4 класс
Тема урока: Мухтар Омарханович Ауэзов «Возвращение».
Цель: - Дети должны уметь ориентироваться в тексте( находить сравнения, олицетворения, описание природы, слова передающие чувства главного героя).
- находить ответы на вопросы в тексте,
- выделять главную мысль рассказа.
- пересказывать текст по плану.
Ресурсы: портрет М. Ауэзова, иллюстрации природы( показ слайдов), запись песни Курмангазы « Золотая степь», музыка для проведения бодрячка, физминутка для глаз( слайд), заготовка деревца( для рефлексии), стикеры.
Ход урока.
1.Эмоциональный настрой.
- Бодрячок «У жирафа»( под музыку)
- Деление на пары с помощью пословиц ( Дети выбирают по одной карточке, где написаны начало или конец пословицы. Составляя пословицу, дети находят свою пару.)
Пословицы:
1.Родная земля – золотая колыбель.
2. Все земли хороши, а своя - лучше всех.
3. Джигита доля – за Родину стоять.
4.Маленький воробей и тот своё гнездо оберегает.
5. Человек без Родины, что соловей без леса.
6.На Родине и воздух – лекарство.
2. Проверка домашнего задания ( работа в парах)
Дети пересказывают друг другу рассказ С. Бегалина « Ёж Есена» по плану составленному на прошлом уроке. Оценивают друг друга (ставят свою оценку на стикере). Используют критерии, заранее составленные совместно с детьми.
Критерии пересказа текста:
критерии
да
нет
Пересказал по плану
Речь эмоциональная
Чётко и правильно выговаривает слова
3.Фаза вызова интереса.
а) Прочитайте свои пословицы и объясните смысл. (Каждая пара читает свою пословицу).
- О чём эти пословицы? ( о Родине)
-б) Подобрать ассоциации к слову РОДИНА ( Казахстан, родной город, родители, Отечество, мой дом, родная природа ….)
б)Просмотр слайдов « Степи Казахстана»( звучит казахская музыка)
4.Подготовка к восприятию произведения:
- Слово учителя о Мухтаре Ауэзове. М Ауэзов(1897 – 1961) – казахский писатель, учёный, педагог. Родился в Семиполатинской области. Мухтар рано лишился родителей, его воспитанием занимался дед Ауэз. Дед учил внука грамоте, прививал любовь к литературе. В шесть лет встретился с Абаем.Это повлияло на его творчество. Мухтар написал выдающееся произведение « Путь Абая».
- Словарная работа. (Дети работают в парах)
На карточках словарные слова, на других – толкование слов, ребятам надо подумать и соединить правильно слова и их значения. Слова: медресе, урочище, лощина, бабки, нега.
5.Работа над произведением.
А) Индивидуальное чтение произведения.
Б) Проверка восприятия.
- Парам раздаются вопросы на карточках (по 2 вопроса каждой паре).
Дети обсуждают вопросы и находят ответы.
Вопросы:
-Кто главный герой произведения?
-Почему мальчик торопится в аул?
-Как Абай воспринял известие о разбойниках?( найди подтверждение в тексте).
-Найдите в тексте описание пейзажа. Какие сравнения использует автор в своём произведении?
-Что чувствует Абай? Как бьётся сердце Абая?( подтверди словами из текста) -Как вы думаете, что помогло мальчику жить в дали от дома?
-Что приходилось вам чувствовать в дали от своего дома?
-Какие черты характера у Абая?
Затем пары « ходят в гости к друг другу» знакомят со своими вопросами и ответами на них ( таким образом все дети будут знать ответы на все вопросы)
- Какие вопросы вам показались лёгкими, а какие заставили вас задуматься?
.- Из последнего абзаца найдите слова описывающие аул Абая (о чём тосковал Абай в дали от Родины)
6.Домашнее задание.
Сочинение о Родине или стихотворение о Родине.
8.Итог урока.
- Чему учит нас этот рассказ?
- Хочу прочитать вам прекрасное стихотворение Марины Бойковой «Казахские степи».
Казахские степи
Выбираю казахские степи,
Там, где Солнце и неба простор,
Где свободные ветры свирепы,
Табунов лошадиных напор.
Эту даль без конца и без края,
Мой простой и сердечный народ,
Где рождаясь, живя, умирая,
Рвутся души в свободный полет.
Где ковыль переливами льется,
Где играет тревожно домбра,
И, где сердце мое остается!
И чужого не надо добра!
-Какие чувства вызвало стихотворение? Созвучно ли оно с нашим уроком?
9. Рефлексия.
Ребята мы с вами работали весь урок, работали на благо Родины и вырастили «деревце». На листиках- стикерах напишите, что вам удалось на уроке, а что нет, что понравилось – не понравилось.