Урок русского языка по теме «Морфологический разбор имени существительного»
Разработала и провела : учитель русского языка и литературы Коновалова София Александровна
Целевая аудитория : 7 класс
Тип урока : урок-практикум
Цели урока : образовательные : повторить и углубить сведения об имени существительном; закрепить навыки порядка устного и письменного морфологического разбора имени существительного;
Коррекционно-развивающие : развивать слухо-речевое восприятие, устную речь, правильное произношение, орфографическую зоркость, внимание, память, мышление.
Воспитательные : Воспитывать умение слушать учителя и друг друга, аккуратность при письме, интерес к предмету и русскому языку.
Речевой материал : морфологический разбор, имя существительное, постоянные признаки, непостоянные признаки, начальная форма, синтаксическая роль в предложении.
Оборудование : доска, проектор, презентация, индивидуальные задания на карточках.
Ход урока : 1. Организационный момент.
Будем слушать и отвечать на вопросы:
- Какое сегодня число?
- Какой сегодня день недели?
-Какой день недели был вчера?
-Какой сейчас урок?
II . Речевая зарядка. Работа со звуком [р] (слайд 1):
Какой сегодня дежурный звук?
Будем хорошо говорить:
ра – разбор
ре – речь
орма – форма
арфа – морфология
Морфологический разбор
Морфологический разбор части речи
Слушайте. Какая тема урока? (Слайд 2)
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
III. Работа по теме.
Актуализация опорных знаний.
Работа за экраном. Будем слушать и отвечать на вопросы:
Что изучает морфология?
Какую часть речи мы изучаем?
Что такое имя существительное?
Задание: Прочитать предложение, найти существительные: (слайд 4)
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.
Вопросы:
Из какого произведения это предложение? Назовите автора.
Кто такие приятели? как сказать по-другому?
Как называются слова, близкие по значению?
Целевая установка. Что сегодня будем делать? (слайд 6)
2. Работа с планом морфологического разбора имени существительного (учебник, с.147).
Часть речи. Общее значение.
Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевлённое или неодушевлённое, в) род, г) склонение.
Непостоянные признаки: (падеж, число)
Синтаксическая роль.
(Обучающиеся по пунктам рассказывают порядок морфологического разбора имени существительного)
Работа за экраном. Слушайте:
- Назовите постоянные признаки имени существительного
- Назовите непостоянные признаки имени существительного.
3. Анализ предложения (слайд 8).
Прочитайте задание. Что будем делать? (Списать, сделать морфологический разбор существительных)
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.
- Назвать автора и произведение.
- Сколько имён существительных в этом предложении?
- Запишите предложение в тетрадь. Будем делать морфологический разбор.
(Обучающиеся по очереди выполняют морфологический разбор у доски и в тетрадях)
Игра «Найди ошибку» (слайд 9):
На домах висят большие сосульки .
Сосульки – сущ., кто?
Начальная форма – сосульки.
Собственное, одушевлённое, средний род, 2 скл., Вин.п., ед.ч.
Сосульки висят
Обсуждение, нахождение и исправление ошибок.
Развитие слухо-речевого восприятия.
Работа за экраном. Будем слушать и повторять:
Имя существительное
Женский род
Одушевлённое существительное
Нарицательное существительное
Собственное существительное
Работа с карточками (ответы на вопросы).
Игра «Верно-неверно» (слайд 11)
У существительного два рода – мужской и женский.
Части речи изучает наука морфемика.
Одушевлённые существительные отвечают на вопрос «Что?»
Имя существительное отвечает на вопрос «Какой?»
Карандаш, река, гора – это собственные существительные.
IV . Итог.
-Какую тему сегодня изучали?
- Что сегодня делали на уроке?
- Что такое имя существительное?
Оценивание деятельности обучающихся.
Домашнее задание – упр.281