Русский язык.
Тема: Морфологический разбор имени существительного.
Цели урока: Формировать умение выполнять морфологический разбор имени существительного:
Развитие словарного запаса, орфографической зоркости;
Прививать каллиграфические навыки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Оборудование: таблицы, картинки, учебник, музыкальные сопровождение.
Ход урока:
1.Организационный момент
Психологический настрой.
-Ребята,а какое любимое время года у замечательного русского поэта Александра Пушкина?
-Осень.
И он написал об осени:
Дни поздней осени
Бранят обыкновенно,
Но мне она мила…
И с каждой осенью я оживаю вновь,
Здоровью моему полезен русский холод.
- Я желаю вам, чтобы у вас было радостное осеннее настроение. Совсем скоро наступит зима.
2. Минутка чистописания.
- А сейчас минутка чистописания. Откройте тетради напишите число и классная работа. Затем уделите несколько минут чистописанию и спишите с доски буквы близнецы:
бб жж кк лл мм нн пп сс
2. Словарная работа.
А сейчас мы проведём диктант - загадки. Отгадайте загадки, ответы запишите. Слушайте внимательно и до конца:
- Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный класс.
- Как запишем правильно слово класс?
С удвоенной согласной СС.
Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома, что же это за предмет?
Догадались или нет? ванна
- Как запишем правильно слово ванна?
- С удвоенной согласной нн.
- В магазин с сестрой ходили, все, что надо, там купили: за батон, бутылку кваса заплатили деньги в кассу.
- Как запишем правильно слово касса?
- С удвоенной согласной СС.
- Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип, у меня, наверно, грипп.
- Как запишем правильно слово грипп?
- С удвоенной согласной пп.
- Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут аллея.
- Как запишем правильно слово аллея?
- С удвоенной согласной лл.
- Какой вид транспорта имеет два <<л>>? троллейбус
- Какой язык имеет два <<с>>? русский
- Что объединяет все эти слова? Эти слова пишутся с двойными согласными.
А сейчас запишите предложение.
Задание: разобрать предложение по членам.
Осенью идут холодные дожди. У ели резвятся весёлые белочки.
Запись на доске и в тетрадях.
- Назовите главные члены предложения.
- Назовите второстепенные члены предложения.
- Найдите в этом предложении имена существительные.
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем выполнять морфологический разбор имени существительного.
-Что мы знаем об имени существительном?
- Что обозначают имена существительное?
- На какие вопросы отвечает существительное?
- Какого рода бывают имена существительные?
- Имена существительные имеют 3 склонения. Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
- Какие имена существительные относятся к 2 склонению?
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
- Сколько падежей у существительного? Перечислите их. Назовите падежные вопросы.
- Имена существительные изменяются по числам. Т. е. Имеют формы единственного числа и множественного числа.
- Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.
- Синтаксическая роль в предложении – подлежащее, дополнение.
5. Работа по теме урока.
Работа по учебнику, стр. 92
- Прочитайте порядок морфологического разбора имени существительного.
- Перечислите постоянные признаки имён существительных ( одушевлённые или неодушевлённые, нарицательные или собственные, род, склонение)
- Перечислите непостоянные признаки имён существительных ( число, падеж)
Письменный морфологический разбор слова.
Осенью – сущ., Н. ф. – осень, нариц., неодуш.,ж. р., 3 скл., ед. ч., член – обст.
Мы увидели на крыльце Барбоса.
Барбоса – сущ., н. ф. – Барбос, собст.,одуш., м. р., 2 скл., В. п., ед. ч.,вт. член – дополнение.
Музыкальная пауза.
6. Закрепление.
1. Самостоятельно сделать морфологический разбор слов:
В озере плавали дикие утки.
В озере –
Кот подкрался к мышке.
К мышке –
Работа по рядам.
Просклонять имени существительные:
1 ряд – сирень 2 ряд – небо 3 ряд – тётя
7. Подведение итогов.
- Чем мы занимались на уроке?
- Что нового узнали?
Выставление оценок.
8. Домашнее задание: стр. 92, упр.238, выучить порядок морфологического разбора.