kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока " Морфологический разбор имени существительного. Употребление существительных в речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока на тему " Морфологический разбор имени существительного. Употребление  существительных в речи." Урок предназначен для преподавателей колледжа  и  учителей 10 классов общеобразовательных школ. На уроке  используется трёхмерная методологическая система Караева., трёхуровневые задания, работа с таблицей и текстовым материалом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока " Морфологический разбор имени существительного. Употребление существительных в речи."»

Открытый урок на тему

Морфологический разбор существительного.

Употребление существительных в речи.



Цели урока:

  1. Образовательная:

Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном,

Повторить и закрепить категории существительного, развивать умение проводить морфологический разбор имени существительного;

  1. Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, познавательных навыков;

  2. Воспитательная- воспитание интерса к русскому языку

  3. Тип урока: комбинированный

  4. Метод урока: частично-поисковый

Оборудование : таблица, интерактивная доска, маркеры

Ход урока:



І.Орг момент

Проверка готовности к уроку

Психологический настрой учащихся



Прозвенел наш весёлый звонок

Пригласил нас всех на урок!

Урок повторения сегодня у нас

Компьютер будет работать для вас.

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

Доброй улыбкой всем улыбнитесь.

Много сегодня работы у нас,

И всем я желаю успехов сейчас.



ІІ. Домашнее задание :

Сначала давайте проверим ваше домашнее задание.

Дома вы должны были найти и написать значение ваших имён.

Проверка домашнего задания.

«Что означает моё имя»

ІІІ. Новая тема

1. вступительное слово :

- Какими частями речи выражаются ваши имена?

- О какой части речи говорится в стихотворении?



Всему название дано

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно

А безымянных нету.

И всё что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё , что только в памяти у нас ,

Означено словами.

Оно живёт ведь в этом мире ,

Даёт названья всем предметам. Это?



- мы сегодня продолжим работать с существительными. Повторим и закрепим ваши знания об имени существительном , делая морфологический разбор существительных.



2. Повторение

А) Мозговой штурм

- Для чего нужны существительные?

- Какие категории существительные?

-Как изменяются существительные?

Б) работа по таблице



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


ПРЕДМЕТЫ

Что?

Кто?



Неодушевленное (вода, поле, печь)

Одушевленное(мужчина, дочь)





Мужской (плащ)

Женский (вода)

Средний (поле)

Собственное нарицательное

(Москва) (город)

Общий

(сирота, задира, доктор,агроном)



РОД



СКЛОНЕНИЯ

3-Е

Жен.род с ь на конце

(дочь, мышь, тетрадь, печь)

2-Е

Муж. р.без окончания и сред.р.

с оконч–о, - е (плащ, болото)

1-Е

Жен. род с окончанием –а, - я(папа, вода, земля)

Несклоняемые (пальто, СМУ, сухих.Шевченко)






ИЗМЕНЯЕТСЯ





ПО ЧИСЛАМ

Единственное число-плащ

Множественное число - плащи



Только ед.ч.- молоко.

Только мн. ч-ножницы

ПО ПАДЕЖАМ

1 скл. 2 скл. 3 скл

И. п.что?вода плащ печь

Р. п.чего?воды плаща печи

Д.п.чему? воде плащу печи

В.п.что?воду плащ печь

Т.п. чем? водой плащом печью

П.п.о чем?о воде о плаще о печи

















2.Заполнение Сквозное письмо

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ………..

  2. Имя существительное отвечает на вопросы ………..

  3. Имена существительные имеют 3 рода ……….. , ……………. , ………… ..

  4. Имена существительные изменяются по …………….. .

  5. По значению существительные делятся на ……………… и ……………….. .

  6. Нарицательные существительные делятся на 4 типа: ……………… , ………………..,………………… и ………………… .

В предложении существительные чаще выступают в роли ……………. или ………….

2. Работа с текстовым материалом

Казахские имена

1.Имя , фамилия человека – своеобразные социальные знаки. Ими принято дорожить.

Так в древности казахи верили в то, что имя способно влиять на дальнейшую судьбу человека. Нарекая ребёнка каким- нибудь именем придавали огромное значение и старались в имени заключить те черты, достоинства и добродетели, которыми они хотели бы наделить ребёнка.

Поэтому как правило значения казахских имён для девочек включает в себя сочетание различных женских достоинств: красоту, сравнение с цветком,с луной. Значения казахских имён для мальчиков соответственно – силу , волю,мужество, отвагу, смелость, сравнениес различными животными: волком, львом, беркутом.

Иногда в качестве имени ребёнку выбирают имя одного из родственников в роду, пользующегося авторитетом и уважением среди народа.


2. В настоящее время известно огромное количество казахских имён. По некоторым данным их количество превышает более 10000. Каждое казахское имя имеет свои корни, происхождение и свое особое значение .

Многие казахские имена являются как исконно казахскими, так и заимствованными ,в основном из арабского языка.

Большинство казахских имён , имеют, как правило, прямой перевод или косвенный. Например , имя «Айнур»- переводится как лунный свет, а «Беркут» -орёл.

Имена людей –часть истории народа . Учёные установили, что именно в именах отражаются быт, верования,чаяния,фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.


Послетекстовые задания:

а) Чтение текста.

-Вопросно-ответная беседа

б)Составление толстых и тонких вопросов .Ответы на вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Сочетание каких достоинств включают имна девочек?

Как в древности казахи нарекали именем ребёнка?

Сколько в настоящее время казахских имён?

Почему имена являются частью истории казахского народа?



В) Нахождение в тексте существительных и заполните им таблицу:

1 группа- собственные,конкретные и абстрактные

2 группа-нарицательные;вещественные и собирательные



Имя

существительное



Начальная форма

Постоянные признаки

склонение

Непостоянные

признаки

Собственое или нарицательное

Одушевлённое или неодушевлённые

род

падеж

число

имя

имя

нариц

неодуш

общего

разноскл

Им.п

Ед.ч

судьбу

судьба

нариц

неодуш

Жен.

1 скл

Р.п

Ед.ч.

мальчиков

мальчик

нариц

одуш

муж

2 скл

В.п

Мн . ч.

Айнур

Айнур

собст

одуш

жен

1 скл

И.п

Ед.ч



3.Объяснение нового материала:



План разбора имени существительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II Начальная форма. Морфологические признаки:

A Постоянные морфологические признаки:

1 собственное или нарицательное;

2 одушевлённое или неодушевлённое;

3 род;

4 склонение;

5 число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).

Б Непостоянные морфологические признаки:

1 число (если слово изменяется по числам);

2 падеж.

III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

ІV .Закрепление

Задание 1. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных

1 группа-В настоящее время известно огромное количество казахских имён.

Имена людей –часть истории народа.

2 группа-Каждое казахское имя имеет свои корни, происхождение и свое особое значение .

Имя «Айнур»- переводится как лунный свет, а «Беркут» -орёл.



2. Разноуровневые задания



Задание 1 уровня

Выпишите отдельно существительные : 1) собственные , 2) нарицательные:

а) конкретные, б) собирательные,в) вещественные,г) абстрактные

Беспокойство, клён, Казахстан, врач, коллектив, Компьютер, листва, разговор, группа, Астана, принтер, праздник, Новый год, год,радость, сено, олово, мёд, народ,влияние,







Задание 2 уровня

Найдите ошибки в определении типов склонения данных ниже существительных:

1 склонение: авиация, юноша, дядя, калитка,время (разносклон).

2 склонение: сочинение, окно, сарай, горе, тетрадь( 3 скл),.

3 склонение: вещь, соболь( 2 скл), речь, вуаль.



Задание 3 уровня

Найдите ошибки в морфологическом анализе имени существительного:

Тяжёлый, знойный воздух словно замер.

Воздух- имя существительное.

1.Начальная форма-воздух.

2. Постоянные морфологические признаки:

Нарицательное, конкретное(веществ), неодушевленное, мужской род, 2-е склонение.

3. Непостоянные морфологические признаки: единств.число( имеет только форму единств. числа), Именительный падеж.

4. В предложении является подлежащим.

V. Рефлексия










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Досаева Сауле Амангелдиевна

Дата: 28.11.2015

Номер свидетельства: 259407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Морфологический разбор имени числительного "
    ["seo_title"] => string(49) "morfologhichieskii-razbor-imieni-chislitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "172779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423854786"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме "Обобщение знаний об имени существительном" УМК "Школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(130) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-sushchiestvitiel-nom-umk-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "189515"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426943226"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства