Цели:
Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры; обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности обучающихся в приобретении знаний; развитие воображения.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
- Орг. момент.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята. Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам здоровья. И поэтому, прежде всего, я хочу узнать, какие чувства возникают у вас сейчас. Посмотрите внимательно на экран и поднимите карточку с тем цветом, который соответствует вашему настроению. (Слайд 1)
2.Постановка целей и задач урока.
Сегодня мы совершим путешествие в космос. Вы и раньше совершали путешествия по различным разделам русского языка. Но сегодня путешествие особенное - в галактику «Имя существительное» под кодовым названием «Морфологический разбор имени существительного».
Давайте запишем дату и тему нашего урока в тетради. (Слайд 2-3.)
Задача нашего путешествия - повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться выполнять письменный морфологический разбор имени существительного, который будет немного отличаться от того разбора, который вы уже научились делать раньше.
3.Подготовка к изучению нового материала.
Для того чтобы отправиться в полет, нужно получить доступ. А для этого, как и любым космонавтам, вам нужно будет пройти небольшой тест. У вас будет прекрасная возможность доказать, что вы имеете багаж знаний, необходимый для успешного путешествия.
(Слайд 4–9.)
Пришло время проверить, как вы справились с заданием. (Взаимопроверка).
Поможет вам в этом ключ к тесту. (Слайд 10)
Теперь каждый возьмет свою работу. Есть ли среди вас такие, которые не справились ни с одним заданием?
Поднимите красные карточки те, кто сделал 3 и более ошибок. Это сигнал тревоги.
Желтые - те, кто допустил 1 - 2 ошибки.Поднимите зеленые карточки те, кто справился со всеми заданиями теста, не сделав ни одной ошибки. Это отличный результат. Остальные ребята должны быть внимательней, ведь в открытом космосе нужно «держать ухо востро» и уметь в нужное время вспомнить все то, что вы знаете и чему научились ранее по теме «Имя существительное». Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к полету.Вот мы уже направляемся к галактике, перед нами звездное небо, мы имеем связь с планетой Земля. Сейчас в этом вы убедитесь сами. Спутник передает нам сообщение с планеты Земля. Давайте его прочитаем. (Слайд 11)
Сообщение: Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начнется его полет
в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.
Нам необходимо загрузить имена существительные для исследования в космосе.
Какие имена существительные вы наблюдаете в этом тексте сообщения?
( корабль, от Земли, полет, в космосе, перед человеком, мир.)
Среди имен существительных, названных вами, нам понадобятся только те, которые образуют словосочетания и являются зависимыми словами. Запишем их в тетради.
( 1 ученик работает у доски: записывает словосочетания, ставит вопросы к существительным, обозначает главные слова).
Оторвался от Земли, полет в космосе, открывается перед человеком.
Может ли подлежащее и сказуемое являться словосочетанием? (Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.)
4.Изучение признаков, определение синтаксической роли имени существительного.
Составьте предложение со словами планета, Земля.
Пока мы в пути, необходимо изучить карту галактики и маршрут следования наших ракет.(Слайд 12) Что вы можете сказать о планетах? (Это морфологические признаки существительного).
5.Повторение морфологических признаков имени существительного.
Работа с таблицей.
Эта карта немножко волшебная. Планеты на ней нанесены, и даже имеют свои названия. А вот спутников не видно. Чтобы их увидеть, достаточно назвать морфологические признаки и способ их определения.( По мере определения морфологических признаков, появляются «спутники». Определяются некоторые связи, например, склонения и рода.)
Ребята, а не забыли ли мы рассмотреть на этой карте что - то очень важное для нас?
(Синтаксическая роль имени существительного)
Какова синтаксическая роль имен существительных?
Почему одни планеты голубого цвета, а другие - коричневого?
(Так обозначают постоянные и непостоянные признаки существительного.)
5.Объяснение новой темы урока.- Ребята, вы не должны забывать, что даже в космосе нам всегда понадобится наш верный и надежный друг и помощник. О чем я говорю? (Об учебнике).
Правильно. С помощью учебника мы познакомимся с инструкцией к выполнению исследований существительных в космосе, т. е.- с планом разбора.
( вслух читают схему разбора имени существительного- стр. 171)
Разбор можно делать устно и письменно. Вот теперь вы готовы к посещению самой галактики. Нас ждет исследовательская деятельность. Сделаем устный разбор слова от Земли. И здесь я хочу вас обрадовать. У нас есть помощники. Это мальчик и девочка, лунатики, которые покажут, как оформляется письменный морфологический разбор. (Слайд 13)
6. Закрепление изученного.
А теперь мы должны в сектора ракет с планет и их спутников собрать необходимую для имен существительных информацию, т.е. ее записать самостоятельно.
7. Работа с таблицей.
Ученики в таблицу «Ракета» (Приложение 2) записывают морфологические признаки своих имен существительных (планета, Земля).
Поднимите зеленые карточки те, кто сделал эту работу без ошибок. Молодцы!
А теперь, как и принято в научных экспедициях, нам нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Только тогда мы можем отправляться домой. Вспомним сообщения с Земли. (Слайд 17)
Мы сделаем морфологический разбор имен существительных с предлогом перед человеком, в космосе. Как вы думаете, где должен вестись в путешествии учет записей, отчетов?
Ваши тетради сегодня выступят в роли «Бортовых журналов». Помните, что заполнять их нужно аккуратно.
Мне нужны два добровольца для выполнения этого непростого задания. Команда слева по борту будет выполнять морфологический разбор имени существительного в космосе, а справа - перед человеком.
( Выходят к доске два человека для одновременного разбора слов у доски и в тетрадях).
Сейчас вы можете проверить, все ли у вас на самом деле правильно. (Слайд 18)
Молодцы! Вы очень быстро и хорошо справились с этой работой.
8.Подведение итогов.
Ну что ж, пришло время покидать галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь «Звездные врата». А там нас ждет житель галактики, служащий, который задаст вам несколько вопросов. Но первый вопрос мой.
Путешествуя по галактике, какую тему русского языка мы изучали? (Морфологический разбор имени существительного ).
Теперь я вас отпускаю на беседу с этим инопланетянином. Ответьте на все его вопросы, и мы снова сможем отправиться на Землю. Внимание! Мы на связи со «Звездными вратами».(Слайд 19-20)
9.Домашнее задание. (Слайд 21)
Составить связный текст или отдельные предложения с данными существительными.
( Полет, космонавт, звезда, Солнце)
Сделать морфологический разбор данных существительных.
10.Рефлексия. (Слайд 22-23) Выставление оценок.
Вы все успешно провели этот полет. Не справившихся с такой трудной научной работой нет. Результаты игры показали, что вы достаточно хорошо усвоили материал данной темы. Молодцы! Но есть такие капитаны кораблей, которые были более других активны и показали свои отличные и хорошие знания.
Сдайте ваши ракеты и бортовые журналы для проверки. (Слайд 24)