kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме: «Морфологический разбор имени существительного»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры; обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности обучающихся в приобретении знаний; развитие воображения.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.

Оборудование:  учебник, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

            Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята. Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам здоровья. И поэтому, прежде всего, я хочу узнать, какие чувства возникают у вас сейчас. Посмотрите внимательно на экран и поднимите карточку с тем цветом, который соответствует вашему настроению.                                            (Слайд 1)

2.Постановка целей и задач урока.

           Сегодня мы совершим путешествие в космос. Вы и раньше совершали путешествия по различным разделам русского языка. Но сегодня путешествие особенное - в галактику «Имя существительное» под кодовым названием «Морфологический разбор имени существительного».

        Давайте запишем дату и тему нашего урока в тетради.  (Слайд 2-3.)

        Задача нашего путешествия - повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться выполнять письменный морфологический разбор имени существительного, который будет немного отличаться от того разбора, который вы уже научились делать раньше.

3.Подготовка к изучению нового материала.

        Для того чтобы отправиться в полет, нужно получить доступ. А для этого, как и любым космонавтам, вам нужно будет пройти небольшой тест. У вас будет прекрасная возможность доказать, что вы имеете багаж знаний, необходимый для успешного путешествия.  

                                                                                                       (Слайд 4–9.)

          Пришло время проверить, как вы справились с заданием. (Взаимопроверка).

          Поможет вам в этом ключ к тесту.                                  (Слайд 10)

          Теперь каждый возьмет свою работу. Есть ли среди вас такие, которые  не справились ни с одним заданием?

         Поднимите красные карточки те, кто сделал 3 и более ошибок. Это сигнал тревоги.

Желтые - те, кто допустил 1 - 2 ошибки.Поднимите зеленые карточки те, кто справился со всеми заданиями теста, не сделав ни одной ошибки. Это отличный результат. Остальные ребята должны быть внимательней, ведь в открытом космосе нужно «держать ухо востро» и уметь в нужное время вспомнить все то, что вы знаете и чему научились ранее по  теме «Имя существительное».  Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к полету.Вот мы уже направляемся к галактике, перед нами звездное небо, мы имеем связь с планетой Земля. Сейчас в этом вы убедитесь сами. Спутник передает нам сообщение с планеты Земля. Давайте его прочитаем.                                                                        (Слайд 11)

    Сообщение: Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начнется его полет

                        в  открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.

              Нам необходимо загрузить имена существительные для исследования в космосе.

Какие имена существительные вы наблюдаете в этом тексте сообщения?

( корабль, от Земли, полет, в космосе, перед человеком, мир.)

      Среди имен существительных, названных вами, нам понадобятся только те, которые образуют словосочетания и являются зависимыми словами. Запишем их в тетради.

 ( 1 ученик работает у доски: записывает словосочетания, ставит вопросы  к существительным, обозначает главные слова).

 

                Оторвался от Земли, полет в космосе, открывается перед человеком.

       Может ли подлежащее и сказуемое являться словосочетанием? (Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.)

4.Изучение признаков, определение синтаксической роли имени существительного.

       Составьте предложение со словами планета, Земля.

       Пока мы в пути, необходимо изучить карту галактики и маршрут следования наших ракет.(Слайд 12)    Что вы можете сказать о планетах? (Это морфологические признаки существительного).

5.Повторение морфологических признаков имени существительного.

   Работа с таблицей.

      Эта карта немножко волшебная. Планеты на ней нанесены, и даже имеют свои названия. А вот спутников не видно. Чтобы их увидеть, достаточно  назвать морфологические признаки и способ их определения.( По мере определения морфологических признаков, появляются «спутники». Определяются  некоторые связи, например, склонения и рода.)

    Ребята, а не забыли ли мы рассмотреть на этой карте что - то очень важное для нас?

(Синтаксическая роль имени  существительного)

    Какова синтаксическая роль имен существительных?

    Почему одни планеты голубого цвета, а другие - коричневого?

(Так обозначают постоянные и непостоянные признаки существительного.)

5.Объяснение новой темы урока.- Ребята, вы не должны забывать, что даже в космосе нам всегда понадобится наш верный и надежный друг и помощник. О чем я говорю? (Об учебнике).

             Правильно. С помощью учебника мы познакомимся с инструкцией к выполнению исследований существительных в космосе,  т. е.- с планом разбора.

( вслух читают схему разбора имени существительного- стр. 171)

    Разбор можно делать устно и письменно.   Вот теперь вы готовы к посещению самой галактики. Нас ждет исследовательская деятельность. Сделаем устный разбор слова от Земли. И здесь я хочу вас обрадовать. У нас есть помощники. Это мальчик и девочка, лунатики, которые покажут, как оформляется письменный морфологический разбор. (Слайд 13)

6. Закрепление изученного.

      А теперь мы должны в сектора ракет с планет и их спутников собрать необходимую для имен существительных информацию, т.е. ее записать самостоятельно.

7. Работа с таблицей.

  Ученики в таблицу «Ракета» (Приложение 2) записывают морфологические признаки своих имен существительных (планета, Земля).

Поднимите зеленые карточки те, кто сделал эту работу без ошибок. Молодцы!

  А теперь, как и принято  в научных экспедициях, нам нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Только тогда мы можем отправляться домой. Вспомним сообщения с Земли. (Слайд 17)

Мы сделаем морфологический разбор имен существительных с предлогом перед человеком, в космосе. Как вы думаете, где должен вестись в путешествии учет записей, отчетов?

Ваши тетради сегодня выступят в роли «Бортовых журналов». Помните, что заполнять их нужно аккуратно.

Мне нужны два добровольца для выполнения этого непростого задания. Команда слева по борту будет выполнять морфологический разбор имени существительного в космосе, а справа - перед человеком.

( Выходят к доске два человека для одновременного разбора слов у доски и в тетрадях).

Сейчас вы можете проверить, все ли у вас на самом деле правильно.                                (Слайд 18)

Молодцы! Вы очень быстро и хорошо справились с этой работой. 

8.Подведение итогов.

Ну что ж, пришло время покидать галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь «Звездные врата». А там нас ждет житель галактики, служащий, который задаст вам несколько вопросов. Но первый вопрос мой.

Путешествуя по галактике,  какую тему русского языка мы изучали? (Морфологический разбор имени существительного ).

Теперь я вас отпускаю на беседу с этим инопланетянином. Ответьте на все его вопросы, и мы снова сможем отправиться на Землю. Внимание! Мы на связи со «Звездными вратами».(Слайд 19-20)

 9.Домашнее задание.            (Слайд 21)

Составить связный текст или отдельные предложения с данными существительными.

( Полет, космонавт, звезда, Солнце)

Сделать морфологический разбор данных существительных.

10.Рефлексия.                        (Слайд 22-23) Выставление оценок.

Вы все успешно провели этот полет. Не справившихся с такой трудной научной работой нет. Результаты игры показали, что вы достаточно хорошо усвоили материал данной темы. Молодцы! Но есть такие капитаны кораблей, которые были более других активны и показали свои отличные и хорошие знания.

Сдайте ваши  ракеты и бортовые журналы для проверки. (Слайд 24)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: «Морфологический разбор имени существительного» »

Игра - путешествие на уроке русского языка по теме:

«Морфологический разбор имени существительного»

Цели:

Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры; обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности обучающихся в приобретении знаний; развитие воображения.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор.

План урока:

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Постановка целей и задач урока.

  4. Подготовка к изучению нового материала.

  5. Объяснение нового материала.

  6. Закрепление изученного.

  7. Подведение итогов.

  8. Задание на дом.

  9. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята. Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам здоровья. Будьте здоровы. Ведь хорошее или, как у нас говорят, крепкое здоровье - это тот фактор, без которого невозможна полноценная жизнь человека.

Ребята, сегодня - необычный урок, у нас в гостях мои коллеги. И поэтому, прежде всего, я хочу узнать, какие чувства возникают у вас сейчас.

Посмотрите внимательно на экран и поднимите карточку с тем цветом, который соответствует вашему настроению. (Слайд 1)

2.Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы совершим путешествие в космос. Вы и раньше совершали путешествия по различным разделам русского языка. Но сегодня путешествие особенное - в галактику «Имя существительное» под кодовым названием «Морфологический разбор имени существительного».

Давайте запишем дату и тему нашего урока в тетради. (Слайд 2-3.) Задача нашего путешествия - повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться выполнять письменный морфологический разбор имени существительного, который будет немного отличаться от того разбора, который вы уже научились делать раньше. 3.Подготовка к изучению нового материала.

Для того чтобы отправиться в полет, нужно получить доступ. А для этого, как и любым космонавтам, вам нужно будет пройти небольшой тест. У вас будет прекрасная возможность доказать, что вы имеете багаж знаний, необходимый для успешного путешествия. (Слайд 4–9.)

Пришло время проверить, как вы справились с заданием. (Взаимопроверка).

Поможет вам в этом ключ к тесту. (Слайд 10)

Теперь каждый возьмет свою работу. Есть ли среди вас такие, которые не справились ни с одним заданием?

Поднимите красные карточки те, кто сделал 3 и более ошибок. Это сигнал тревоги.

Желтые - те, кто допустил 1 - 2 ошибки.

Поднимите зеленые карточки те, кто справился со всеми заданиями теста, не сделав ни одной ошибки. Это отличный результат. Остальные ребята должны быть внимательней, ведь в открытом космосе нужно «держать ухо востро» и уметь в нужное время вспомнить все то, что вы знаете и чему научились ранее по теме «Имя существительное».

Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к полету.

Закроем глаза и представим, что мы летим в космос. Вот мы уже направляемся к галактике, перед нами звездное небо. Не волнуйтесь. Рядом с вами ваши надежные друзья и учитель, кроме того, мы имеем связь с планетой Земля. Сейчас в этом вы убедитесь сами. Спутник передает нам сообщение с планеты Земля. Давайте его прочитаем. (Слайд 11)

Сообщение: Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начнется его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.

Нам необходимо загрузить имена существительные для исследования в космосе.

Какие имена существительные вы наблюдаете в этом тексте сообщения?

( корабль, от Земли, полет, в космосе, перед человеком, мир.)

Среди имен существительных, названных вами, нам понадобятся только те, которые образуют словосочетания и являются зависимыми словами. Запишем их в тетради.

( 1 ученик работает у доски: записывает словосочетания, ставит вопросы к существительным, обозначает главные слова).Оторвался от Земли, полет в космосе, открывается перед человеком.

Может ли подлежащее и сказуемое являться словосочетанием? (Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.)

4.Изучение признаков, определение синтаксической роли имени существительного.

Составьте предложение со словами планета, Земля.

Пока мы в пути, необходимо изучить карту галактики и маршрут следования наших ракет.(Слайд 12) Что вы можете сказать о планетах? (Это морфологические признаки существительного).

5.Повторение морфологических признаков имени существительного.

Работа с таблицей.

Эта карта немножко волшебная. Планеты на ней нанесены, и даже имеют

свои названия. А вот спутников не видно. Чтобы их увидеть, достаточно

назвать морфологические признаки и способ их определения.

( По мере определения морфологических признаков, появляются «спутники». Определяются некоторые связи, например, склонения и рода.)

Ребята, а не забыли ли мы рассмотреть на этой карте что - то очень важное для нас?

(Синтаксическая роль имени существительного)

Какова синтаксическая роль имен существительных?

( В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, сказуемым, дополнениями и обстоятельствами).

Почему одни планеты голубого цвета, а другие - коричневого?

(Так обозначают постоянные и непостоянные признаки существительного.)

5.Объяснение новой темы урока.- Ребята, вы не должны забывать, что даже в космосе нам всегда понадобится наш верный и надежный друг и помощник. О чем я говорю? (Об учебнике).

Правильно. С помощью учебника мы познакомимся с инструкцией к выполнению исследований существительных в космосе, т. е.- с планом разбора.

(Обучающиеся вслух читают схему разбора имени существительного). (Стр. 171)

Разбор можно делать устно и письменно. Прочитайте примеры устного и письменного разбора в учебнике самостоятельно. Но помните - читать нужно внимательно, ведь эти знания вам скоро придется применить на практике.(Учащиеся читают примеры в учебнике самостоятельно. Звучит музыка.)

Вот теперь вы готовы к посещению самой галактики. Нас ждет исследовательская деятельность. Сделаем устный разбор слова от Земли. И здесь я хочу вас обрадовать. У нас есть помощники. Это мальчик и девочка, лунатики, которые покажут, как оформляется письменный морфологический разбор. (Слайд 13)

6. Закрепление изученного.

А теперь мы должны в сектора ракет с планет и их спутников собрать необходимую для имен существительных информацию, т.е. ее записать самостоятельно.

7. Работа с таблицей.

Ученики в таблицу «Ракета» (Приложение 2) записывают морфологические признаки своих имен существительных (планета, Земля).

(Учитель, проходя по рядам, проверяет их записи, обращая внимание на правописание языковых терминов. Два ученика (по одному с каждого варианта) вслух проговаривают признаки существительных, которые они разбирали.)

Поднимите зеленые карточки те, кто сделал эту работу без ошибок. Молодцы!

А теперь, как и принято в научных экспедициях, нам нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Только тогда мы можем отправляться домой. Вспомним сообщения с Земли. (Слайд 17)

Мы сделаем морфологический разбор имен существительных с предлогом перед человеком, в космосе. Как вы думаете, где должен вестись в путешествии учет записей, отчетов?

Ваши тетради сегодня выступят в роли «Бортовых журналов». Помните, что заполнять их нужно аккуратно.

Мне нужны два добровольца для выполнения этого непростого задания. Команда слева по борту будет выполнять морфологический разбор имени существительного в космосе, а справа - перед человеком.

( Выходят к доске два человека для одновременного разбора слов у доски и в тетрадях).

Проведем небольшую конференцию на тему «Морфологический разбор имени существительного». Проверим, все ли правильно вы записали.

(По окончании работы ребята устно проговаривают свои разборы.)

Сейчас вы можете проверить, все ли у вас на самом деле правильно.(Слайд 18)

Молодцы! Вы очень быстро и хорошо справились с этой работой.

8.Подведение итогов.

Ну что ж, пришло время покидать галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь «Звездные врата». А там нас ждет житель галактики, служащий, который задаст вам несколько вопросов. Но первый вопрос мой.

Путешествуя по галактике, какую тему русского языка мы изучали?

(Морфологический разбор имени существительного ).

Теперь я вас отпускаю на беседу с этим инопланетянином. Ответьте на все его вопросы, и мы снова сможем отправиться на Землю. Внимание! Мы на связи со «Звездными вратами».(Слайд 19-20)

Вы справились с заданиями служащего галактики, и он вам желает счастливого пути. Но на пути к Земле вы должны получить задание на дом, чтобы ваш отчет был полным.

9.Домашнее задание. (Слайд 21)

Составить связный текст или отдельные предложения с данными существительными.

( Полет, космонавт, звезда, Солнце)

Сделать морфологический разбор данных существительных.

10.Рефлексия. (Слайд 22-23) Выставление оценок.

Вы все успешно провели этот полет. Не справившихся с такой трудной научной работой нет. Результаты игры показали, что вы достаточно хорошо усвоили материал данной темы. Молодцы! Но есть такие капитаны кораблей, которые были более других активны и показали свои отличные и хорошие знания.

Сдайте ваши ракеты и бортовые журналы для проверки. (Слайд 24)

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок русского языка по теме: «Морфологический разбор имени существительного»

Автор: Кужабергенова Гулбану Сыйыковна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "морфологический разбор имени существительного для начальных классов "
    ["seo_title"] => string(80) "morfologhichieskii-razbor-imieni-sushchiestvitiel-nogho-dlia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215582"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432732654"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока Морфологический разбор имени существительного"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokamorfologhichieskiirazborimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "297769"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456235857"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Морфологический разбор имени существительного."
    ["seo_title"] => string(57) "morfologhichieskii-razbor-imieni-sushchiestvitiel-nogho-1"
    ["file_id"] => string(6) "295448"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455813147"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Морфологический разбор имени числительного "
    ["seo_title"] => string(49) "morfologhichieskii-razbor-imieni-chislitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "172779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423854786"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "разработка урока русского языка " Имя существительное. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418364664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства