В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 5 классе на тему «Морфемный разбор слова», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана с учетом требований ФГОС ООО.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Урок – основной компонент школьного обучения, содержание которого определено целями образования. Введённый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования требует существенной перестройки требований к современному уроку. Это связано со сменой приоритетов и целей основного образования, с необходимостью внедрения новых подходов к определению его результатов.
В качестве основных целей-ориентиров выделяется достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных.
Приоритетами основного общего образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные способы действий, индивидуальный прогресс ребёнка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах.
Учитель на современном этапе образования пришел к тому, чтобы разработать свой проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности учащихся и нацеленный на формирование теоретических и практических представлений о русском языке, на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 5 классе по теме «Морфемный разбор слова» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Задачи проекта:
- изучить требования ФГОС ООО и современные методические рекомендации к организации урока;
- определить содержание и структуру урока по учебнику «Русский язык» 5 класс под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.
- разработать дидактический материал для проведения урока.
ЦИКЛОГРАММА
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
(Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала).
Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме «Морфемика».
(Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы).
Выявление места и причины затруднения.
(Эвристическая беседа, игра по группам, письменная работа).
Физминутка
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
(Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обучающая игра. Составление памятки, беседа по вопросам).
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
(Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, знакомство с порядком морфемного разбора на основе текста учебника).
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
(Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
( Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения)
Включение в систему знаний и повторение.
(Работа с учебником литературы или книгами для внеклассного чтения. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы).
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
(Заключительная беседа по вопросам)
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:
частично-поисковый (учащиеся самостоятельно выполняют некоторые этапы исследовательской деятельности; учитель организует поиск новых знаний, ученики рассуждают, анализируют, сравнивают, обобщают и формулируют вывод);
продуктивный диалог (используется серия взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы);
проблемный метод обучения (создание проблемной ситуации при выполнении практического задания).
умение ориентироваться в информационном пространстве.
Коммуникативные УУД:
умение достаточно точно выражать свои мысли;
умение слушать, вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
распределение последовательности взаимодействия, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; управление поведением партнёра – контроль, коррекция оценка действий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
предметные: знать порядок морфемного разбора слова, проводить морфемный (устный, письменный) разбор слова;
метапредметные: продолжат учиться:
структурировать учебный материал, выделять главное и второстепенное;
выдвигать гипотезы и обосновывать их;
социальной компетентности и учёту позиции других людей, партнёров по деятельности;
умению слушать и вступать в учебный диалог;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию
МЕСТО И РОЛЬ ТЕМЫ В КУРСЕ
Данный урок является итоговым в изучении раздела «Морфемика», на котором проводится обобщение изученного материала. Тема «Морфемный разбор слова» является одной из ключевых в формировании орфографической зоркости учащихся.
Цель деятельности учителя
Познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова
Тип урока
Комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знатьпорядок морфемного разбора слова;уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия
Морфема, морфемный разбор
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы организации взаимодействия
Формируемые умения
(универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово:
Добрый день. Я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
2.Вызов
«Все на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, дома – из кирпичей или бревен, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала» - «кирпичиков» - морфем. И наша цель на уроке – подробно исследовать те самые «кирпичики» - морфемы, из которых построено слово.
Мы отправимся в небольшое путешествие по стране Морфемика. Эпиграфом урока возьмем слова лингвиста Н.М.Шанского: «Разбор слов по составу – настоящий детективный поиск».
Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции
Листы обратной связи
2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме «Морфемика».
Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы
на вопросы
Лингвистический диктант:
Раздел лингвистики, изучающий состав (строение) слова (морфемика)
Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных лов (корень)
Часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание)
Часть изменяемого слова без окончания (основа)
Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка)
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов (суффикс)
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания
Фронтальная, групповая
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Устные ответы
3. Выявление места и причины затруднения
Эвристическая беседа, игра по группам, письменная работа
Игра «Ромашка» (по рядам).
Задание
Каждый ряд получит листок бумаги с изображенной на нем ромашкой, внутри которой записан глагол (нести, давать, шить). В лепестки ромашки вам надо вписать приставки, которые могут сочетаться с данным глаголом и образовывать новые слова. Начинаем с конца ряда. Сидящие на первой парте сдают лист со всеми заполненными лепестками (даже если кто-то, сзади сидящий, пропустил свой лепесток, они должны заполнить всю ромашку). Побеждает тот ряд, который справился с задачей быстрее и правильно.
– Какой вывод мы можем сделать? (Изменяется или добавляются морфема в слове - меняется и значение всего слова.)
Игра «Составь слово».
– А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и дает готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
Какое слово получилось? (Расписание)
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
– Какое слово получилось? (Оценка)
– Какой вывод мы можем сделать? (Морфемы являются значимыми частями слова, с их помощью создаются новые слова.)
Смоделируйте слова, соответствующие указанным ниже схемам, где корни заменены тильдами (~). Запишите слова на каждую схему. Каждое правильно образованное и записанное слово оценивается в 1 балл. Подсчитайте, у кого сколько баллов.
– Есть чудесная книга К. И. Чуковского «От двух до пяти». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям.
1. Я задверил руку. (Прищемил руку дверью.)
2. Замолоточь этот гвоздик! (Забей молотком этот гвоздик.)
3. Я намакаронился. (Наелся макарон.)
4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (Можно.)
5. Из трубы дым трубится. (Вьется, струится.)
– Сделаем вывод: для чего мы должны знать состав слова? (Чтобы правильно, без ошибок, образовывать и писать слово, уметь членить его на морфемы.)
Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода
Принимают участие в обучающей игре.
Образуют с помощью приставок новые слова, сами конструируют слова с помощью отдельных морфем.
Делают выводы.
Индивидуальная, групповая
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Устные ответы. Письменная работа
Физкульт-
минутка
Посмотрите вправо-влево,
Руки сжали у груди,
А теперь их отведи,
Дотянись до потолка,
Сбрось усталость всю с себя!
Выполняют упражнения
Выполнение упражнений
4. Целепола-гание и построение проекта выхода из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обучающая игра.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
– Сегодня мы познакомимся с порядком морфемного разбора слов и научимся этот разбор проводить. Но сначала еще одна игра.
Игра «Четвертый лишний».
– Давайте вернемся к такой морфеме, как корень слова. Перед вами ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее. Нужно не только найти его, но и объяснить почему?
Примерный вывод: у слов может совпадать звучание или написание корня, но значение будет разным. Чтобы не ошибиться, надо выяснить смысл слова.
Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудни-честве с учителем и одноклассниками делают выводы
Групповая
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Задают вопросы для уточ-нения информации. Устные ответы
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной
и умственной деятельности учащихся. Беседа, знакомство с порядком морфемного разбора на основе текста учебника
На слайде: порядок разбора.
– Познакомимся с образцом устного разбора.
Дано слово перевозчик.
Образец рассуждения:
Перевозчик – перевозчика. В слове нулевое окончание. Основа – перевозчик – указывает, что имя существительное стоит в Им. п. ед. ч.
Суффикс -чик-, он обозначает лиц по роду занятий.
В слове есть приставка пере-. Она имеет значение передвижения с одного места на другое.
Возить – вожу, возил, повозка. Корень -воз-.
Знакомство с письменным разбором
Воспринимают информацию, оформляют памятки
Групповая,
Индивидуальная
Регулятивные: контролируют учебные действия,
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
Составление памятки
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Обобщение и систематиза-ция знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Письменная работа.
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы
– Давайте потренируемся в морфемном разборе. Работать будем в группах, а потом каждая группа познакомит нас с результатами.
Утро было солнечное, но нежаркое. Море после шторма всё ещё дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался.
Тропинка сначала петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх, сквозь густой, пахучий ореховый лес. Её прорезывал овраг.
Разберите по составу слова: дышало, тропинка, прорезывал
Знакомят с результа-тами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей
Индивидуальная, групповая
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы
Листы обратной связи.
Письменная работа
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Обобщение и систематиза-ция знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Выполнение разноуровне-вых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения
– Давайте покажем, что мы – настоящие знатоки русского языка. Выполним задание на листочках.
– Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.
Пылеводонепроницаемые (часы)
– С какой морфемы мы начнем? (С окончания.)
Проводится морфемный разбор слова.
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.
Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке
Химия – кладезь самых длинных слов.
Хотя лидерство за ними признано формально – в аналитической химии есть просто огромные называния веществ, поскольку строятся они по определенной схеме. Например, прилагательное «тетрагидропиранилциклопентилтетрагидропиридопиридиновые» состоит из 55 букв. Или «метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин» — 44 знака.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя,
по воспроизведению).
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Задают вопросы для уточнения информации
8. Включение в систему знаний и повторение
Работа с учебником литературы или книгами для внеклассного чтения.
Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание результатов работы
– Каков же порядок выделения морфем?
– Выпишите из любого литературного произведения (учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол и проведите их морфемный разбор
Пишут самостоятельную работу.
Отвечают на вопросы
Фронтальная
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Задают вопросы для уточнения информации.
Оценивание работы учащихся на уроке
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Заключительная беседа по вопросам
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений
Индиви-дуальная, групповая
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания
Листы обратной связи
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тема урока: «Морфемный разбор слова»
Тип урока: Комбинированный урок
Цель: Познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова.
Обучающие:
- учить ставить цель и организовать ее достижение, делать выводы и обобщения при изучении материала, подвести детей к раскрытию новых тайн русского языка;
- научить производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.
- развивать умение структурировать учебный материал, выделять главное и второстепенное; выдвигать гипотезы и обосновывать их, слушать и вступать в учебный диалог.
Воспитательные:
- воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке, уважительного отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию;
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Важным этапом является этап воспроизведения и коррекции опорных знаний по теме «Морфемика. При изучении данного материала использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников.
Этап урока
Содержание
Методические комментарии
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
1) Начало урока (эмоциональный настрой)
Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил подготовить класс к работе на уроке и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса.
Этап предполагает осознанное вхождение ученика в пространство учебной деятельности.
На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность необходимой для формирования умения учиться.
2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме «Морфемика
Лингвистический диктант.
На данном этапе предлагаю задания с целью систематизации имеющихся знаний достаточных для построения нового способа действий.
Применяю сочетание форм учебной работы: фронтальная, групповая
Этап предполагает воспроизведение учащимися ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
Виды деятельности:
ответы на вопросы
3.Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.
На данном этапе урока предлагаю детям обучающую игру «Ромашка»: образовать с помощью приставок новые слова, а затем самим сконструировать слова с помощью отдельных морфем с целью подведения к проблемной ситуации.
Формулируют проблему «Для чего должны знать состав слова?»
Организую и сопровождаю деятельность обучающихся. К проблеме подвожу посредством подводящего диалога.
Применяю сочетание форм учебной работы: индивидуальная, групповая
Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, где возникло затруднение; определение причин затруднения – каких конкретных умений не хватает для решения исходной задачи такого типа, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Дети учатся сами организовывать учебную деятельность: формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Постановка учебной задачи идёт через анализ объекта с целью выделения существенных признаков, необходимых для формулировки темы урока (обучающая игра). Дети должны осознавать, что им необходимо делать, в чём заключается суть их учебной работы.
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Провожу беседу, знакомство с порядком морфемного разбора на основе текста учебника. Учащиеся воспринимают информацию о морфемном (письменном и устном) разборе слова, оформляют памятки
Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий с опорой материал учебника (Работа с учебником).
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Даю задание - выполнить морфемный разбор слов. Работают в группах, а потом каждая группа знакомит со своими результатами. Затем провожу объяснительный диктант по тексту, полученному на карточках, и выполнение морфемного разбора слов из данного текста.
Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи в группах.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполняют задание на листочках.
– Разберите по составу слова, которое состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.
Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8.Включение в систему знаний и повторение
Выписывают из любого литературного произведения (учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол и проводят их морфемный разбор. Если в классе данное задание по времени не успеваю выполнить, задаю задание на дом.
Оценивание работы учащихся на уроке (либо на следующем уроке)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Провожу заключительную беседу по вопросам. В заключении учащиеся определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.
На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья учащихся. На протяжении всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.
На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку.
Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:
через прямое требование;
с помощью использования проблемных ситуаций.
На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.
Урок старалась построить исходя из требований ФГОС НОО. Одна из ключевых идей, которых звучит так: учитель и воспитатель направляют и руководят собственной деятельностью учащихся и не диктуют им свою волю, подлинное обучение и воспитание осуществляется путём сотрудничества взрослых с детьми и подростками.