kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морфемный разбор слова. Однокоренные слова и формы слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова. Однокоренные слова и формы слов". Тип урока - повторительно- обощающий. Урок в игровой форме.Необходимо помнить , что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морфемный разбор слова. Однокоренные слова и формы слов »

Тема: Морфемный разбор слова. Однокоренные слова и формы слов

Цель: Научиться использовать как полный, так и частичный морфемный разбор.

Задачи урока:

1. Обобщение знаний о морфемах слова.

2. Совершенствование навыка морфемного разбора слова.

3. Воспитывать интерес к спорту.

Тип урока: обобщение, систематизация пройденного материала по теме «Морфемика»

Оборудование: иллюстрации ворот, мячи, название команд, раздаточный материал (Карточки, жетоны).

На доске:

Спортивный

Кубок

Футболист



Ход урока:

Орг момент: Приветствие.

ІІ. Лексико - орфографическая работа

(На доске записаны слова)

- Прочитайте слова и установите между ними смысловую зависимость. (дети читают слова)

- какие ассоциации возникли?

- Спорт

- о каком виде спорта мы будем говорить?

- О футболе.

- разберите слова по составу (1 ученик у доски)

Постановка цели и задач урока

Правильно, сегодня на уроке мы будем играть в футбол, забивая друг другу голы, отвечая на интеллектуальные вопросы.

- Как вы думаете, на какую тему мы будем задавать вопросы и выполнять задания?

- правильно на тему « Морфемика. Морфемный разбор»

Какие цели и задачи урока мы будем реализовывать?

- Запишите число

Классная работа

Морфемный разбор. Однокоренные слова и формы слов.



ІІІ. Актуализация полученных ранее знаний о морфемах слова.

- Что общего у приставки и суффикса? (Служат для образования новых слов)

- Чем отличается морфема окончание от приставки и суффикса? (Окончание не образует новые слова, а образует только формы одного и того же слова).

- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении).

- Какая морфема в слове самая главная? Почему? (Корень слова, так как содержит в себе лексическое значение слова)

Физминутка. «Юные футболисты» (под музыку)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы - веселые ребята, Мы - ребята, мы – ребята! (ходят по кругу)

Спортом занимаемся, С болезнями не знаемся.

Раз - два, два - раз, Много силы есть у нас! (руки в стороны, к плечам)

Мы наклонимся сейчас, (наклоны вниз) Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два, не зевай! Вместе с нами приседай! (приседания)

Раз - прыжок, два - прыжок! Прыгай весело, дружок! (прыжки на обеих ногах)

Носом глубоко вдохнем - «Ш-Ш-Ш» скажем все потом, (вдох носом, не поднимая плеч)



ІV. Закрепление

Игра юных футболистов

Учащиеся делятся на 2 команды. «Динамо» , «Спартак». (Условия игры просты: выполнившие первыми и правильно «Забивают гол» соперникам. У кого окажется мячей в воротах больше, те и проиграли. Мячи прикрепляю в ворота на доске) . столах конверты с заданиями.

1 визитка (развитие речи)

Составляют четверостишие по данным словам

………………………… морфем

…………………………… всем

…………………………..футбол

………………………………гол

2.Подберите однокоренные слова и формы слов (по 2)

Спорт, игра, ворота, судья, свисток

3. Настоящие игроки не боятся трудностей. Выпишите из текста однокоренные слова и формы слов

Футбольный мяч

Мой верный друг футбольный мяч
Быстрей меня несется вскачь.
Едва коснусь его ногой,
Летит до неба мячик мой.

Он целый день готов играть,
Ему не надо есть и спать...
И я бы с ним весь день играл,
Но папа нас домой позвал.

4. Какие ощущения испытывают футболисты?

Соберите вместе однокоренные слова

Грусть, волевой, опасность, стремительность, доблесть, азартный, интересовать, счастье, интерес, азарт, стремление, воля, счастливый



5. Футболисты должны уметь разбирать слова по составу



Спортивный, здоровый, гимнастика, пробежка, мячик, забить, поле, футболка, штрафной.



6. Образуйте слова, разберите по составу.

Бег (за-, про-, по-); ота- (высокий, добрый, красивый); бить (За-, про-, вы-, с,)

7. Футболисты легко решают тестовые задания

  1. Найти слово, соответствующее схеме:(Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание)

  2. а) предлагать

  3. б) ниспровержение

  4. в) исстари

  5. г) потемнело

  6. д) звёздочки

  7.       2.   Найти слово с буквой  з  в приставке:

  8.                а) бе..образие

  9.                б) ..десь

  10.                в) бе..падобный

  11.                г) ра..думать

  12.       3.    Найти слово с буквой с  в приставке:

  13.                а) сортировать

  14.                б) бессовестный

  15.                в) сибирский

  16.                г)  нет такого слова

  17.       4.     Найти слово с корнем   -лож- :

  18.                а) возл..жить

  19.                б) возл..гать

  20.                в)  и то и другое слово

  21.                г)  нет  такого слова.

  22.         5.     Найти слово с корнем – лаг -:

  23.                а) прил..гательное

  24.                б) прил..женный

  25.                в) и то и другое слово

  26.                г) предл..жить

  27.        6. Найти слово, соответствующее схеме   (корень, окончание)

  28.                    а) хорошо

  29.                    б) безвкусный

  30.                    в) шёлк

  31.                    г) цыганка

  32.                    д) нет такого слова

  33.    7.     Найди слово с корнем  - рост-:

  34.                 а) р..сток

  35.                 б) р..стение

  36.                 в)  перер..сти

  37.                 г)  нет такого слова

  38.        8.       Найти слово с корнем   - раст-:

  39.                а)  Р..стислав

  40.                б)  подр..сли

  41.                в)  выр..сли

  42.                г)  выр..стили

  43.        9.      Найди слово, соответствующее схеме:

  44.  

  45.                 а) здоровье

  46.                 б) сбросить

  47.                 в) поеду

  48.                 г) подумали

  49.        10.     Найди форму слова      трудный :

  50.                  а) трудному

  51.                  б) труднейший

  52.                  в) потрудиться

  53.                  г) трудность

  54.        11.     Найди однокоренное слово к слову    мечта:

  55.                   а) мечты

  56.                   б) мечтой

  57.                   в) мечтать

  58.                   г) нет такого слова

  59.         12.     Найди слово с суффиксом   -н- :

  60.                    а) мечтательный

  61.                    б) крупный

  62.                    в) апельсиновый

  63.                    г) караван

  64.          13.     Найди слово с буквой о  после шипящей в корне слова:

  65.                     а) щ..лкнуть

  66.                     б) щ..чка

  67.                     в) ш..рох

  68.                     г) щ..голь

  69.                     д) ш..пот

  70.           14. Найди слово с буквой   ё  после шипящей в корне слова:

  71.                     а) ш..в

  72.                     б) ч..лка

  73.                     в) крыж..вник

  74.                     г) ш..колад

  75.                     д) нет такого слова

  76.            15. Найди слово с буквой и после  ц :

  77.                      а) ц..трусовый

  78.                      б) ц..плёнок

  79.                      в) ц..почка

  80.                      г) нет такого слова.

  81.             16. Найди слово с буквой  ы после ц:

  82.                       а) ц..ркуль

  83.                       б) ц..ферблат

  84.                       в)  ц..кнуть

  85.                        г)  нет такого слова

  86.           17.   Найди слово с гласной и после ц:

  87.                       а) околиц..

  88.                       б) столиц..

  89.                       в) ц..кнуть

  90.                       г)  не такого слова

  91.               18. Где слова однокоренные:

  92.                       а) корить – кора

  93.                       б) резать – резкий

  94.                       в) дом- домовитый

  95.                       г) справа- справедливый

  96.            

  1. Учитель подсчитывает количество мячей в воротах . Награждает победителей медалями, Выставляет оценки.

  2. V. Рефлексия деятельности

  3. Смайлики цепляют на доску

  4. Домашнее задание: параграф 54-64 повторить , упражнение 699


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Морфемный разбор слова. Однокоренные слова и формы слов

Автор: Журтукова Жанна Галихановна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172675

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка по теме "Проект "Семья слов""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-proiekt-siem-ia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "256455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448132444"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Морфемика. Орфография"."
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "264294"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449679714"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок русского языка "Состав слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-sostav-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "146382"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419168590"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Морфемный словарь русского языка. Единообразное оформление русских морфем.  Морфемный анализ слова."
    ["seo_title"] => string(104) "morfiemnyi-slovar-russkogho-iazyka-iedinoobraznoie-oformlieniie-russkikh-morfiem-morfiemnyi-analiz-slova"
    ["file_id"] => string(6) "262598"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449392343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства