Морфемный разбор слова. Однокоренные слова и формы слов
Морфемный разбор слова. Однокоренные слова и формы слов
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова. Однокоренные слова и формы слов". Тип урока - повторительно- обощающий. Урок в игровой форме.Необходимо помнить , что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: обобщение, систематизация пройденного материала по теме «Морфемика»
Оборудование: иллюстрации ворот, мячи, название команд, раздаточный материал (Карточки, жетоны).
На доске:
Спортивный
Кубок
Футболист
Ход урока:
Орг момент: Приветствие.
ІІ. Лексико - орфографическая работа
(На доске записаны слова)
- Прочитайте слова и установите между ними смысловую зависимость. (дети читают слова)
- какие ассоциации возникли?
- Спорт
- о каком виде спорта мы будем говорить?
- О футболе.
- разберите слова по составу (1 ученик у доски)
Постановка цели и задач урока
Правильно, сегодня на уроке мы будем играть в футбол, забивая друг другу голы, отвечая на интеллектуальные вопросы.
- Как вы думаете, на какую тему мы будем задавать вопросы и выполнять задания?
- правильно на тему « Морфемика. Морфемный разбор»
Какие цели и задачи урока мы будем реализовывать?
- Запишите число
Классная работа
Морфемный разбор. Однокоренные слова и формы слов.
ІІІ. Актуализация полученных ранее знаний о морфемах слова.
- Что общего у приставки и суффикса? (Служат для образования новых слов)
- Чем отличается морфема окончание от приставки и суффикса? (Окончание не образует новые слова, а образует только формы одного и того же слова).
- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении).
- Какая морфема в слове самая главная? Почему? (Корень слова, так как содержит в себе лексическое значение слова)
Физминутка. «Юные футболисты» (под музыку)
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Мы - веселые ребята, Мы - ребята, мы – ребята! (ходят по кругу)
Спортом занимаемся, С болезнями не знаемся.
Раз - два, два - раз, Много силы есть у нас! (руки в стороны, к плечам)
Мы наклонимся сейчас, (наклоны вниз) Полюбуйтесь-ка на нас!
Раз - два, не зевай! Вместе с нами приседай! (приседания)
Раз - прыжок, два - прыжок! Прыгай весело, дружок! (прыжки на обеих ногах)
Носом глубоко вдохнем - «Ш-Ш-Ш» скажем все потом, (вдох носом, не поднимая плеч)
ІV. Закрепление
Игра юных футболистов
Учащиеся делятся на 2 команды. «Динамо» , «Спартак». (Условия игры просты: выполнившие первыми и правильно «Забивают гол» соперникам. У кого окажется мячей в воротах больше, те и проиграли. Мячи прикрепляю в ворота на доске) . столах конверты с заданиями.
1 визитка (развитие речи)
Составляют четверостишие по данным словам
………………………… морфем
…………………………… всем
…………………………..футбол
………………………………гол
2.Подберите однокоренные слова и формы слов (по 2)
Спорт, игра, ворота, судья, свисток
3. Настоящие игроки не боятся трудностей. Выпишите из текста однокоренные слова и формы слов
Футбольный мяч
Мой верный друг футбольный мяч Быстрей меня несется вскачь. Едва коснусь его ногой, Летит до неба мячик мой.
Он целый день готов играть, Ему не надо есть и спать... И я бы с ним весь день играл, Но папа нас домой позвал.