Первая критическая точка. Учитель дает краткое введение в новую тему. Этапы анализа слова: Морфемный: окончание основа суффикс(ы) приставка корень Словообразовательный: Дать толкование лексического значения слова сравнить состав данного слова с однокоренным, выявить ту часть, с помощью которой оно образовалось определить, отчего образовано слово назвать способ образования Правильно нацелить на объем знаний по теме. Задание: учащиеся читают текст по норме, находят опорные слова по изучаемой теме. ТЕКСТ. Морфемный и словообразовательный разбор слова Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова. А) План морфемного разбора Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи). У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать. Указать основу слова. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем. Б) План словообразовательного разбора Поставить слово в начальную форму. Указать основу слова и определить, является ли оно производным. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово). Указать основу в производящем слове. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть). Указать способ образования слова. Обратите внимание! 1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме. 2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных). 3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!). 4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую. 5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы. 6) Сложное слово всегда является производным. Образец морфемного и словообразовательного разбора В уездном городе N было так много парикмахерских2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители2 города рождаются2лишь затем, чтобы побриться2, остричься, освежить2 голову2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей2. Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена2 в секретаршу месткома2коммунальников, что это мешало2 ей работать (Ильф и Петров). (Много) парикмахерских 1) Морфемный разбор: 1. парикмахер-ск-их (имя существительное). 2. Окончание – -их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой. 3. Основа формы – парикмахер-ск-. 4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш-а. 5. -ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий. 2) Словообразовательный разбор: 1. Начальная форма – парикмахерская. 2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная. 3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.). 6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация). Алгоритм разбора слова по составу Найди окончание. (Для этого измени форму слова.) Отдели основу от окончания. В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.) Выдели приставку. Выдели суффикс. Учащиеся читают половину нормы, затем поднимают руку и называют слово. Учитель отмечает у себя по своему списку, если слово у учителя совпадает, то ученику + ставится. Если слово не совпало - ученик продолжает читать до окончания нормы времени или до совпадения. По окончании работы каждый ученик получает либо +, либо -. Учитель мотивирует учащихся на поиск опорных слов. Кто владеет информацией – владеет миром. Поэтому нужно уметь искать ключевые слова. Эталонный список из 21 опорного слова. ОПОРНЫЕ СЛОВА. 1-2. морфемный разбор 3-4. словообразовательный разбор 5-6 форма слова 7-8 однокренные слова 9-10 структура слова 11-12 производящее слово 13-14 нулевая суффиксация 15-16 начальная форма 17-18- сложное слово 19-20 – 21анализ структуры слова |