kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока с применением технологии БиС. Русский язык. 6 класс."Морфемный разбор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка составлен по карте "Устный урок 2" с применением БиС технологии. Тема урока: "Морфемный разбор"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока с применением технологии БиС. Русский язык. 6 класс."Морфемный разбор"»

Карта «Устный урок – 2»

Поурочное планирование.

Дата 06.12.16.

Класс 6 Б

Предмет русский язык.

Тема: Морфемный и словообразовательный разбор.

Учитель Лукьяненко С.И.

Форма проведения: карта «Устный урок – 2».

Цель: усвоение учебного материала 63% учащихся посредством самостоятельно-поисковой творческой работы. Выработка устойчивой положительной мотивации и рефлексии у детей на результаты своего труда. Повышение скорости, качества и объема техники чтения. Развитие скорости мышления, памяти, внимания. Выработка интереса и мотивации к качественному усвоению предмета, как критерию успешного человека.

Задача: выполнение технологического регламента. Планируемый результат: достижение цели.

2 тип. Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности:

Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартной измененной ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль – коррекция -рефлексия.

Структура и порядок работы.

1

Орг.момент. Мотивация.

Мотивация учащихся как класс-команды и успешности в жизни после школы. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения

Объяснение порядка работы по карте.

Для активизации класса дается слово лидеру.

В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%. (норма – 8 и 4+30)

2

Актуализация субъектного опыта учащихся.

Перекрестный опрос по теме предыдущего урока.

1.Какие способы образования новых слов в русском языке вам известны? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение).

2.Какие морфемы участвуют в образовании слов? (Приставка, суффикс)

3.Почему один из способов образования слов называется сложением? (соединение двух и более корней)

4.Какое слово называется сложносокращенным? (при сокращении частей слова))

5.С помощью каких соединительных гласных образуются новые слова?

6.С помощью чего образуются сложносокращенные способом сложения? (начальных слогов (спецкор), начальных букв (МЮ), начальных звуков (ТЮЗ)

7. В каком случае после первого корня пишется соединительная гласная о?

8. В каком случае после первого корня пишется соединительная гласная е?

9. Что называется приставкой?

10.Что называется корнем?

11.Что называется суффиксом?

12. Что называется окончанием?

/1 Определить способ образования слов ТЮЗ, вуз (начальные звуки)

2 Определить способ образования слов МЮ, ВДНХ (начальные буквы)

3 Определить способ образования слов спецкор, юннат (начальные слоги)

4 Определить способ образования слов лесоруб, нефтепровод

5 Определить способ образования слов спортплощадка, ЦАРЬ-ПУШКА (сложение слов)

6 Определить способ образования слов иномарка, квартплата (начальная часть слова с полным словом)

7 Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы

8 Сделайте словообразовательный разбор. Укажите, каким способом образовано слово.

Беззвучный.

9 Назовите сложные слова

10-12  слова, от которых образованы данные слова; указать способ образования слов:

Подземный –

Построить –

Законный –

Снегопад –

Бег –

Первая отметка.

На доске записать результат.

1 этап ≤ или≥

3

Организация восприятия.

Первая критическая точка. Учитель дает краткое введение в новую тему.

Этапы анализа слова:

Морфемный:

  1. окончание

  2. основа

  3. суффикс(ы)

  4. приставка

  5. корень

Словообразовательный:

  1. Дать толкование лексического значения слова

  2. сравнить состав данного слова с однокоренным, выявить ту часть, с помощью которой оно образовалось

  3. определить, отчего образовано слово

  4. назвать способ образования

Правильно нацелить на объем знаний по теме.

Задание: учащиеся читают текст по норме, находят опорные слова по изучаемой теме.

ТЕКСТ.

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).

  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.

  3. Указать основу слова.

  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.

  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.

  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

  4. Указать основу в производящем слове.

  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

  6. Указать способ образования слова.

Обратите внимание!

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители2 города рождаются2лишь затем, чтобы побриться2, остричься, освежить2 голову2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей2. Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена2 в секретаршу месткома2коммунальников, что это мешало2 ей работать (Ильф и Петров).

(Много) парикмахерских

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск-их (имя существительное).
2. Окончание – -
их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-аяпарикмахерск-ой.
3. Основа формы – 
парикмахер-ск-.
4. Корень – 
парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-а.
5. -
ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ийжен-ск-ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – 
парикмахерск-. Основа производная.
3–5. 
парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

Алгоритм разбора слова по составу

  1. Найди окончание. (Для этого измени форму слова.)

  2. Отдели основу от окончания.

  3. В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.)

  4. Выдели приставку.

  5. Выдели суффикс.

Учащиеся читают половину нормы, затем поднимают руку и называют слово.

Учитель отмечает у себя по своему списку, если слово у учителя совпадает, то ученику + ставится. Если слово не совпало - ученик продолжает читать до окончания нормы времени или до совпадения. По окончании работы каждый ученик получает либо +, либо -.

Учитель мотивирует учащихся на поиск опорных слов. Кто владеет информацией – владеет миром. Поэтому нужно уметь искать ключевые слова.

Эталонный список из 21 опорного слова.

ОПОРНЫЕ СЛОВА.

1-2. морфемный разбор

3-4. словообразовательный разбор

5-6 форма слова

7-8 однокренные слова

9-10 структура слова

11-12 производящее слово

13-14 нулевая суффиксация

15-16 начальная форма

17-18- сложное слово

19-20 – 21анализ структуры слова

Вторая отметка.

5-6 классы – 3 минуты на лист текста.

4

Организация осмысления.

Опорные слова по усмотрению учителя выносятся на доску: от 7 до 21 слова.

Учащиеся должны заполнить все слова. (13 слов – 1 минута 13 секунд).

1. морфемный разбор

2. словообразовательный

3 форма слова

4 однокренные слова

5 структура слова

6 производящее слово

7 нулевая суффиксация

По окончании нормы времени на запоминание все слова закрываются, и ученики воспроизводят слова за то же время, за которое запоминали.

По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются листочками и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ.

После этого учитель проводит выборочный контроль у тех учащихся, которые получили плюс и если находит неверно данные результаты, то минус получают оба ученик за фальсификацию результатов.

Третья отметка.

Норматив времени на запоминание.

7 слов – 30 сек, 10 – 45, 12 – 1 мин, 14 слов – 1 мин 15 сек, 16 слов – 1 мин 50 сек, 18 слов – 2 мин 15 сек, 21 слово - 2 мин 30 сек.

Допуск по памяти – минус одно слово.

5

Первичная проверка понимания.

Перекрестный опрос. Учитель, по МПМ опрашивает учащихся по теме урока, но не по порядку. Объясняет и раскрывает те значения темы, которые учащиеся не поняли. Если один ученик не ответил, то учитель повторяет вопрос и опрашивает любого ученика, у которого стоит минус. Если ответ не получен, то учитель спрашивает класс, если ответ не получен - отвечает сам.

По окончании этапа разрешается бросить «Спасательный круг» учащимся, у которых два минуса.

Учитель дает три вопроса и каждый из них может, подняв руку, ответить и исправить свой минус.

1 Что такое морфемный и словообразовательный разбор?

2 Назовите алгоритм разбора слова по составу.

3 Рассказать план словообразовательного разбора.

4 Рассказать план морфемного разбора.

5 Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?

6 Каким является слово, если основа начальной формы слова состоит из одного корня? (непроизводным)

7 Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., то каким такое слово обычно является? ( производным)

8.Каким будет являться сложное слово? ( производным)

9. Что мы выделяем у изменяемого слова? (У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. )

10 Что нужно сделать, чтобы определить окончание? ( необходимо слово просклонять или проспрягать)

11 Какой цифрой обозначается морфемный разбор слова? (2)

12 Какая форма слова анализируется при морфемном разборе? (данная)

/

1 Какая форма анализируется при словообразовательном разборе? (начальная)

2 Что такое субстантивация? (переход слова из одной части речи в другую)

3 При каком разборе указывается способ образования слова? (словообразовательном)

4 Что можно всегда найти в основе слова? (корень)

5 В каких частях речи выделяется окончание? (в изменяемых)

6 Что всегда можно выделить при разборе слова?

7 Где будут стоять постфиксы?

8 Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове? (подобрать однокоренные слова)

9 Что значит подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

10 Какое слово будет всегда являться производным? (сложное слово)

11 Для чего склоняется или спрягается слово? (чтобы определить окончание)

12 какие слова будут являться непроизводными обычно? (без окончания)

/

1 Как называется слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово? *словообразовательной парой

2 два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова – это (словообразовательный и морфемный разборы)

3 Для чего подбираются однокоренные слова? (чтобы определить корень)

Вторая критическая точка. Учитель, по результатам опроса определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем в течение 1-2 минуту, учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны.

Четвертая отметка.

Во время опроса учащиеся. Которые уже ответили? Первый вариант - составляет тесты (по одному вопросу с тремя вариантами ответов), второй вариант продолжает читать и готовится к тестированию.

6

Организация первичного закрепления. Время 5 минут.

Взаимотестирование. Рекомендуется два варианта.

1.Если времени до конца урока достаточно, то предлагается тестовая дуэль. Один ученик вызывает к ответу другого, и они обмениваются вопросами.

2.Если времени недостаточно, то возможен односторонний опрос: первый вариант тестирует второй.

Учащиеся составляют тесты по изученной теме и опрашивают по матрице посадочных мест, называя при этом номер сайта другого ученика.

Третья критическая точка. Учитель по результатам тестирования определяет те области изучаемой темы. Которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере.

Затем в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны. По окончании этапа разрешается бросить «Спасательный круг» учащимся, у которых два минуса. Именно этим учащимся даются три вопроса и каждый из них может, подняв руку, ответить и исправить свой минус.

Пятая отметка.

Плюс ставится в тестовой дуэли только победителю, а минус побежденному. Тест – это вопрос с тремя вариантами ответов. Ответ должен быть полным. Если вопросов не хватает, то учитель имеет право сам задать вопрос ученику.

7

Анализ

Проводится тематический словарный запас. (ТСЗ) по изучаемой теме.

Слова пишутся разборчиво, не сокращая. Разрешается писать в форме сочинения. Предлоги и союзы не считаются словами, если на предыдущем этапе состоялась тестовая дуэль и времени для проведения ТСЗ недостаточно, то это несчитается ошибкой. Количество четырех отметок достаточно для оценивания.

Шестая отметка.


8

Рефлексия

Четвертая критическая точка. Учитель по результатам урока определяет те области изучаемй темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем в течение 1-2 минут учитель объясняет их и раскрывает проблемные зоны. Учитель кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количесту оценок 4 и 5 в соответствии с нормой учитель указывает учащимся на их проблемы с развитием мышления по каждому этапу и мотивирует их на упорство и целеустремленность.


9

Оценки

Норматив выставления оценок в журнал.

5-4 отметки – 5 баллов, 3 отметки – 4 балла, 2 отметки - 3 балла, 1 отметка – 2 блла.


10

Домашнее задание.

Домашнее задание задается всем учащимся, которые получили менее 4 отметок.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока с применением технологии БиС. Русский язык. 6 класс."Морфемный разбор"

Автор: Лукьяненко Светалана Ивановна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380301

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства