1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) | Приветствие. Проверка готовности ребят к уроку. Оформление рабочей тетради.
Наш урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения, автором которого является Сергей Григорьевич Островой (текст у каждого на парте). Ребята, предлагаю вам внимательно его послушать и определить, о чем в нем идет речь:
К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны…
И когда я слышу: -Извини меня!- Это значит: -Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: -Обереги меня!- Это значит: -Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня!- Это значит: -Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро. Слайд№1
Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?
О чем это стихотворение?
-ребята, посмотрите еще раз внимательно на стихотворение, подумайте, чему оно нас учит?
- проведем СОР - запишем слово вина в тетрадь - что такое извинение? (толковый словарь) - подберите однокоренные слова (глагол в пр вр, глагол в инфинитиве) -ребят, а что мы забыли сделать? - а как называется такой разбор? - к этим словам мы еще вернемся, а сейчас мы уже с вами можем сформулировать тему урока - Запишите тему урока в тетрадь. слайд 2 | Приветствие. Готовятся к работе.
Слушают.
*Первородный - возникший, появившийся прежде всего остального.
*Сирый – осиротевший, одинокий, заброшенный.
*Норов – нрав, характер. *Нутро – внутреннее содержание.
О слове (словах). О том, что каждое слово имеет свой определенный («первородный») смысл.
учит ценить слова, правильно использовать их в речи, ведь словами мы можем и попросить прощения и оберегать друг друга и защищать.
Извинил Извинить
Разобрать слова по составу
морфемный
Морфемный разбор слова. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | Методы словесные (беседа) | Фронтальная |
2.Актуализация знаний 2.1. Фронтальная беседа | Ребята, а разве раньше мы с вами не делали морфемный разбор? -тогда зачем мы еще раз к этому возвращаемся? Попробуем вместе сформулировать цель нашего урока. Слайд 3 - А для чего нам нужен морфемный разбор?
- когда мы делаем морфемный разбор, мы что выделяем?
Вспомним, что такое морфема.
- мы с вами изучили уже все морфемы. Давайте вспомним их, отгадывая кроссворд. Все внимание на экран. слайд 4
ВОПРОСЫ: - Внимательно посмотрите на слайд, подумайте, какую морфему не назвали? - а что такое окончание?
- Итак, мы с вами вспомнили морфемы, определили для чего нужен морфемный разбор, а что мы еще не сделали? | Отвечают.
Научиться правильно выполнять морфемный разбор слова.
Морфемный разбор поможет нам запомнить написание слова, отличать однокоренные слова от близких по написанию…
Морфемы.
Морфема – наименьшая значимая часть слова.
Окончание.
Ответы
Не дали определение словосочетанию «морфемный разбор». Не узнали, как правильно делать морфемный разбор. | Целеполагание (П) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Постановка проблем, выяснения границ своего знания-незнания (П) Систематизация изученного (П) | Беседа | Фронтальная |
3.Формирование новых знаний | Правильную последовательность морфемного разбора вы мне сами скажите, используя стихотворение, которое вы видите на экране. Давайте его прочитаем и определим последовательность морфемного разбора. Слайд 5 Слайд 6 - проверим наши предположения. (Работа с теоритическим материалом). Найти то, что вы не знаете. - проверка ФИЗМИНУТКА | Ответы Суффикс –л- у глагола пр вр не входит в основу | Постановка и решение проблем (П) Извлечение необходимой информации из текста (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Самоопределение (Л)
Обращение к индивидуальному учебному опыту. (ПознавательныеУУД-осмысление рационального способа поискового чтения.) | Самостоятельная работа | Индивидуальная |
4.Закрепление изученного | - вернемся к нашим словам (извинение …..) теперь мы уже можем выполнить правильно морфемный разбор. (делим на на 3 варианта (на три ряда) каждой по одному слову, выполнить всем вместе, а потом один представитель от каждой группы у доски) - сделать морфемный разбор
Слайд 5
- Итак, вы многое уже узнали на уроке…предлагаю «Интеллект. Разминка «Кто быстрее» Слайд 7
- а только ли пословицы учат мудрости? (можно вернуться к стиху и еще раз вспомнить, чему оно нас учит) | Выполнение задания Сказки, стихи – книги | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
| Метод самостоятельной работы, беседа | Групповая , фронтальная |
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Оценивание работы детей. | - оценивание - задавание на дом (сделать морфемный разбор сущ., прилаг., гл, из стихотворения) -рефлексия | | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) | | Фронтальная |