Предмет | Русский язык Дата: | Класс | |
Тема урока | МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать порядок морфемного разбора слова, уметь производить морфемный разбор( устный и письменный) слова | Регулятивные: развитие познавательной инициативы, умение ставить учебные задачи Познавательные: построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии в грамматическими и синтаксическими нормами родногоязыка | Формирование внутренней позиции школьников, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию |
Условия реализации урока |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии | Оборудование |
| Учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2015) | ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с | Мел, доска |
Основные понятия | Морфема, морфемный разбор, приставка, суффикс, корень, основа, окончание |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация к коррекционной деятельности ( выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы коррекционной деятельности) 2 мин | Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм. Предлагает ознакомиться с таким высказыванием: « Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать - почти всегда значит ошибаться» ( П. Коэльо) | Демонстрируют готовность к работе. Высказывают свои мысли по поводу цитаты |
2.Актуализация и пробное учебное действие ( подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности) 5 мин | Записывает дату. Даёт задание на повторение пройденного материала. Просит учеников, используя прием РАФТ( роль- аудитория- форма- тема), рассказать об изученных частях слова. Просит разобрать по составу слова: сменщик, надолго, закрыл, отлиплю, стекло, заявлю | Актуализируют в памяти изученный материал. Анализируют уровень собственных знаний. Называют науку, изучающую значимые части слова, и делают предположение о теме урока. Ребята испытывают затруднение при разборе последних слов |
3.Локализация индивидуальных затруднений ( осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий) 2 мин | -Почему разбор этого слова у некоторых из вас получился разным ? Каким способом мы это задание выполняли? Что сделали сначала? Что потом? Где возникло затруднение? Чем это задание отличается от предыдущих? Просит записать тему урока. | Анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения предыдущего задания Записывают тему урока. |
4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений ( постановка цели коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации) 2 мин | -Как можно решить возникшую проблему? – Какую цель нам нужно поставить? Наталкивает учащихся на выбор способов и средств коррекции: прочитать учебник, провести аналогию с другими словами, и т.п. Попробуем провести небольшое исследование ( дает для анализа слова жила ( сущ.) и жила ( глаг.) | Отвечают на вопросы учителя Выдвигают гипотезы. Делают разбор |
5.Реализация построенного проекта ( осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия) 8мин | Наблюдает и направляет учащихся при выполнении намеченного плана. Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения. Осуществляет дифференцированный подход к учащимся. | Читают параграф учебника, проверяют друг у друга порядок разбора Выбирают сами вариант. Работают самостоятельно в тетрадях. Проверяют, делают вывод. |
6. Обобщение затруднений во внешней речи ( закрепление способов действий , вызвавших затруднения) 2 мин Физкультминутка 2 мин | Дает задание: с помощью игры ЖИВЫЕ КАРТИНЫ показать последовательность морфемного разбора ( сорвала, справа) Приготовься, детвора! На зарядку нам пора ! Начинаем бег на месте, Финиш- метров через двести! Раз- два, раз- два…Выше, выше голова! Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. | Вспоминают пройденный материал. Анализируют работу одноклассников. Исправляют и корректируют свою деятельность |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ( по возможности) ситуации успеха) 7 мин | Предлагает выполнить самостоятельную работу в паре ( на класс – два варианта) Нет снегопада. А каждый зверь так много пишет, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперёк чужой строчки написать своё. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги. 1 вариант: Разберите по составу слова:1) распутаешь, 2)написать, 3)вечера, 4)белой , 5)скроется 2 вариант: Разберите по составу слова: 1)пишет, 2)чужой, 3)растают, 4) строчки, 5) скроется | |
8. Включение в систему знаний и повторение ( применение способов действий , вызвавших затруднения , повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса) 9 мин | -Зачем же нам нужно знать морфемный разбор ? – Важно ли соблюдать порядок морфемного разбора? - Объясните целесообразность изученной последовательности при разборе. | Отвечают на вопрос, приводят примеры |
9. Рефлексия учебной деятельности самооценка результатов своей коррекционной ( а в случае, если ошибок не было ,самостоятельной) деятельности) 6 мин | Предлагает записать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке ( прием «Телеграмма»). Просит оценить свою деятельность | Пишут телеграммы, оценивают свою работу. |