Бегентаева Газиза Алайдаровна-учитель русского языка и литературы Жанакорганского района Кызылординской области.
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ И ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА С ГРАММАТИКОЙ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. МОРФОЛОГИЯ.МЕЖДОМЕТИЕ.
Междометие (ода?ай)-это особая часть речи,которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия не входят не в самостоятельные, ни в служебные части речи.Они не изменяются и не являются членами предложения.
Группы междометий
Значение междометий
Междометия
Примеры
1.Выражают различные чувства,настроения (восторг, удивление, страх, горе,...)
2.Выражают различные побуждения- к действию или к речи
Ах,ай,ба,о,ох,эх,
эй,увы,ура,фи,
фу,тьфу,...
Прочь,вон,тсс,
цыц,ну,ну-ну,эй,брось,
шабаш,...
1.Ах,голова горит,вся кровь моя в волненьи.
1.Эй, ямщик, смотри, что там такое чернеется?
Междометия бывают непроизводные (ах,ай,ба,о,ох,эх,эй,) и производные (брось,шабаш, ужас,...).
Надо отличать междометия от звукоподражательных слов (еліктеуіш с?здер), которые передают различные звуки живой природы (тірі таби?ат).
Например,человека: хи-хи-хи,ха-ха,...;животных и птиц:курлы-курлы,хрю-хрю,... .
Бегентаева Газиза-учитель русского языка и литературы школы-
интерната №3 поселка Жанакорган Кызылординской области.
Рабочая тетрадь по русскому языку создана в помощь учителям и предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся.Составитель учитывал прежде всего требования базового уровня обязательной подготовки школьников по русскому языку.Вместе с тем в тетради есть ряд заданий, сооответствующих повышенному уровню сложности (они отмечены
знаком *).
Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис.Бессоюзное сложное предложение»
Задание№1
Запомни:значения бессоюзных сложных
предложений + подбор своих примеров *.
Значение последо-
вательности
Значение пояснения
Значение причины
Значение времени
Значение условия
Значение
сопоставления
Значение дополнения
1.Прозвенел звонок, ученики вошли в класс.
1.Подбежа-ли к дереву и увидели: на ветке сидел огромный орел.
1.Его не оказалось в классе: в тот день Костя болел дома.
1.Буря прекрати-лась-отряд двинулся дальше.
1.Задумаю-реки большие надолго упрячу под гнет.
1.Делу время-
потехе час.
1.Вдруг слышим: издалека доносился
чей-то плач.
2.
2.
2.
2.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
3.
3.
3.
3.
4.
4.
4.
4.
4.
4.
4.
5.
5.
5.
5.
5.
5.
5.
Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис.Сложносочиненное предложение»
Задание№ 1
Объяснить структуру данных предложений, определить грамматические основы предложений *.
2.Лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.
4. Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами.
3.Солнце еще не поднялось из-за низкорослого корявого березняка, видневшегося поодаль, но первые оранжевые лучи острыми иглами пробивались через листву и, мягко золотя восточный склон высоты, сверкали россыпью розовых искр в седой росистой траве.
5. Он вскочил на ноги, но тут же застонав, присел на медвежью шкуру.
4.Яркие полосы солнечных лучей, пробившись сквозь кровлю деревьев, рассеивают плотный сумрак, и лес, окутанный этим серебристым светом, кажется еще более величественным.
6.В хорошую погоду лес клубился шапками молодых сосновых вершин, а в непогоду, подернутый туманом, напоминал помрачневшую водную гладь.
5.Давно уже не было слышно ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, а бедный старик все еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.
Задание№ 2
Нарисовать схемы сложносочиненных предложений.
ССП
Схемы
1.И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов... .
2.Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.
3.Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь... .
4.Без нас она обойдется, но нам без нее не жить.
5.Лось шел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом.
Задание№ 3
Закончить сложносочиненные предложения.
Скрывать эту историю невозможно, да и .................................. .
Звезды еще сверкали на небе, но луна........................................ .
Она едва отвечала на мои вопросы, и я ...................................... .
Мы отложили все дела, зато ....................................................... .
5.Мы остались в классе, учителя также................................... .
Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис.
Сложноподчиненное предложение»
Задание№ 1
Нарисовать схемы сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения
Схемы
1.В пакете, который доставил офицер связи, был приказ корпусу срочно выступать.
2.Нам такое не встречалось и во сне, чтобы солнце загоралось на сосне.
3.Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось.
4.Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.
5.Дети чувствуют, кто их любит.
Задание№ 2
Определить виды придаточных предложений *.
Сложноподчиненные предложения
Виды придаточных
1.Они пошли на вокзал, чтобы сдать билеты.
2.И он стал рассказывать, почему так получилось.
3.Все ясно за то время, что нас не было.
4.Если ты геолог, то имеешь дело с природой.
5.Когда мать вышла на улицу и услыхала в воздухе гул людских голосов, в глазах у нее встало туманное пятно и заколыхалось, меняя цвета.
Рабочая тетрадь учеников по разделу
«Морфология. Деепричастие»
Морфология: деепричастие.
Задание №1
Образовать от глаголов деепричастия.
Глаголы
Деепричастия
Читать
Стараться
Слышать
Умолять
Падать
Возвратиться
Ненавидеть
Влезть
Подойти
Опустить
Держать
Перечитать
Просить
Запереть
Открывать
Думать
Отойти
Прочитать
Списывать
Задание №2
Определить глаголы, от которых
были образованы деепричастия *.
Деепричастия
Глаголы
Начав
Моя
Отняв
Подняв
Познав
Отчаявшись
Плача
Приобретя
Плывя
Задание №3
Определить совершенный и несовершенный виды
деепричастий и сгруппировать их.
Совершенный вид
Несовершенный вид
Слова для справок: гоняя,таща,нахмуря,велев,крича,
Дописать глаголы, употребляющиеся и в возвратной, и в невозвратной форме.
Возвратные глаголы
Невозвратные глаголы
Терпится
Терпит
Готовит
Думает
Дает
Сидит
Умывает
Бреет
Одевает
Только возвратные глаголы
Только невозвратные глаголы
Нездоровится
Знобит
Смеркается
Вечереет
Улыбается
Подморозило
Смеется
Бегает
Боится
Бежит
Задание №7
Найти видовые пары, пронумеровать их:
совершенный вид-1, несовершенный вид-2.
Глаголы
Глаголы
Глаголы
Глаголы
Взять-1
Сказать
Лечь
Искать
Положить
Ловить
Сесть
Выходить
Поймать
Брать
Выйти
Ложиться
Говорить
Класть
Найти
Садиться
Разрезать
Засыпать
Отрезать
Отрезать
Засыпать
Разрезать
Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис.
Вводные слова и предложения»
Синтаксис: вводные слова и предложения.
Задание№ 1
Расставить знаки препинания при вводных словах и конструкциях.
Кажется шепчут колосья друг другу.
Вы верно едете в Ставрополь?
Бесспорно огурец и с дом величиной новинка.
Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.
Он точно немного странен, да ведь он всю жизнь провел за книгами, его можно извинить.
Дождь казалось зарядил надолго.
Полевая клубника я уверен уже поспела.
Наконец поспела полевая клубника.
Задание№ 2
Дополнить ряды вводных слов *.
Значения вводных слов
Вводные слова
1.Уверенность
1.Конечно,...
2.Неуверенность
2.Наверное,...
3.Чувства
3.К счастью,...
4.Порядок мыслей
4.Во-первых,...
5.Источник сообщения
5.По мнению,...
6.Способы оформления мыслей
6.Одним словом,...
Задание№ 3
Запомни: различие вводных слов от членов предложения! *
.
Вводные слова
Члены предложения
1.Кажется, дождь собирается.
1.Он кажется молодым.
2.Вы, верно, отправитесь домой?
2.Вы верно решили задачу.
3.Бесспорно, дом получился отличный.
3.Ваше право на отпуск бесспорно.
4.Правда, он того не стоил.
4.Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Задание№ 4
Запомни: перевод!
На русском языке
На казахском языке
Во-первых
Біріншіден
Итак
Демек
К счастью
Бақытымызға орай
Бесспорно
Сөзсіз
Может быть
Мүмкін
Без всякого сомнения
Еш күмәнсіз
Безусловно
Сөзсіз
Например
Мысалы
К несчастью
Бақытсыздығымызға орай
Бегентаева Газиза Алайдаровна, школа-интернат № 3 Жанакорганского района Кызылординской области.
Предмет: Русский язык
Класс: 10-й
Тема: грамматическая: Имя существительное;
лексическая:Дать учащимся сведения об областях науки;
Цели и микроцели:
1.Образовательная: Дать учащимся общие сведения об имени существительном и его грамматических формах;
2.Развивающая: Развитие письменной и устной (диалогической) речи учащихся,умение применять формы имен существительных в речи;
3.Воспитательная: Привить любовь к предмету, научить учеников творчески мыслить, участвовать в коллективной работе;
Тип: Объяснительно-иллюстративный;
Форма: Индивидуальная, коллективная;
Метод:Частично-поисковый, с элементами технологии модульного обучения;
Межпредметная связь: казахский язык и химия ;
Литература:1. У.А.Жанпеисова и Ш.Т.Кожакеева –«Учебник русского языка для 10-класса» (Алматы, «Мектеп»-2006 год);
2. М.Т Баранов и др. «Пособие по русскому языку» (Москва, Просвещение»-1989 год);
Оборудование:1.Интерактивная доска;
2.Флипчарты на тему «Имя существительное. Грамматические формы имени существительного»;
3.Система электронного тестирования «Activote»;
4.Беспроводная доска;
Место проведения: Интерактивный кабинет;
Учебный модуль на тему «Имя существительное».
Количество часов-5 (10-класс).
Вводная часть
1-урок
1.Знакомство с модулем, используемой литературой и темами творческих работ;
2.Объяснение новой темы на основе опорных схем;
3.Списывание учащимися ос (опорных схем) в тетради и практическая работа с помощью беспроводной доски;
4.1 Зачетный тест по теме «Имя существительное;
4.2 Игра «Домино»;
5.1 Комментарий оценок;
5.2 Дача домашнего задания;
5 минут
15 минут
10 минут
10минут
5 минут
Диалогическая часть
2-урок
Усвоение темы:
1.Игра «Снежный ком»;
2.Выполнение упражнений по учебнику;
3.Обобщение. Дача домашнего задания;
30 минут
10 минут
5 минут
3-урок
Расширение знаний учащихся по теме:
1.Игра «Алгоритм»;
2.Игра «Домино»;
3. Обобщение. Дача домашнего задания;
20 минут
20 минут
5 минут
4-урок
Закрепление темы:
1.Разноуровневые задания;
2.Словарный диктант;
3. Обобщение. Дача домашнего задания;
30 минут
9 минут
6 минут
5-урок
Обобщение знаний,умений, навыков по теме:
1.Игра «Строители»;
2. Обобщение. Дача домашнего задания;
40 минут
5 минут
Итоговая часть
6-урок
Контроль знаний, умений, навыков по теме:
1.Тестирование;
2.Зачет;
3. Обобщение. Дача домашнего задания;
10 минут
30 минут
5 минут
Учащиеся должны знать:
+ Самостоятельные части речи;
+ Имя существительное;
+Грамматические формы имени существительного;
Учащиесы должны уметь:
+Определять виды самостоятельных частей речи;
+Определять грамматические формы имени существительного;
+Употреблять формы имени существительного в устной и письменной речи;
Темы творческих работ:
+Реферат на тему «Имя существительное»;
+Написать заметку в школьную стенгазету на тему «Мы-будущее Казахстана!»
(используя формы имен существительных);
+Найти дополнительные материалы из Интернета на тему «Имя существительное»;
Вводная часть
1-урок
І.1.Знакомство со структурой модуля и определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником, с используемой литературой и темами творческих работ;
Учебный модуль на тему: «Имя существительное»
Используемая литература:
1.Учебник русского языка для 10-класса под редакцией У.А.Жанпеисовой и Ш.Т.Кожакеевой «Учебник русского языка для 10-класса» (Алматы, «Мектеп»-2006 год);
2.Пособие по русскому языку под редакцией М.Т Баранова и др. (Москва, «Просвещение»-1989 год);
3.Словарь Ожегова;
4.Орфографический словарь;
5.Русско-казахский словарь;
Темы творческих работ:
+Реферат на тему «Имя существительное»;
+Написать заметку в школьную стенгазету на тему «Мы-будущее Казахстана» (используя формы имени существительного); +Дополнительные материалы из Интернета на тему «Имя существительное»;
5 минут
ІІ. 1.Объяснение новой темы на основе опорных схем.
1.2
Гла-гол
Место-име-ние
Наре-чие
Имя существи-тель-ное
Имя при-лага-тель-ное
Имя чис-ли-тель-ное
1.3
2. Списывание учащимися ос (опорных схем) в тетради и практическая работа по упр.№70 с помощью беспроводной доски)
Образцы
Задание№1
(Вычитать из 1-го предложения все формы имени существительного)
Большинству людей хорошо знаком портрет Галилея-
старца с большой бородой. (Большинству,людей,портрет,Галилея,старца,бородой)
Задание№2
(Синтаксическая роль имен существительных
из 2-го предложения)
Галилей действительно долго жил, но первое свое крупное открытие в физике сделал в возрасте до 20 лет.
(Галилей-кто?-подлежащее,открытие-что?--дополнение,в физике- употребляется с предлогом в-в чем?-дополнение,в возрасте с предлогом в-когда?-обстоятельство, лет-употребляется с числительным двадцать-когда?-обстоятельство)
Задание№3
(Определитьграмматические формы имен существительных)
Это первое открытие послужило основанием для создания часов.
(Открытие-сущ. среднего рода един. числа,имен.падежа; основанием-сущ. среднего рода, ед.числа, творит.падежа, синтак.роль-подлежащее;создания-сущ. среднего рода, ед.числа, родит.падежа, синтак.роль-дополнение;часов-множ.числа,родит.падежа,синтак. роль-дополнение)
Задание№4
(Прочитать предложение и составить вопросы с помощью имен существительных)
Образец:
-Когда Галилей стал профессором?
-Какой закон есть у Галилея?
-Как вы можете объяснить значение закона Галилея?...
3.Зачетный тест по теме «Имя существительное» по системе электронного тестирования «Activote»-10 минут
1.Имя существительное-это часть речи, которая обозначает:
А) признак предмета;
В)признак действия;
С) предмет;
Д)действие;
Е)указывает на предмет, но не называет его;
2.В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется:
А) мягкий знак;
В) мягкий знак не пишется; С) буква а; Д) буква и; Е) буква ы;
3. В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова пишется:
А) мягкий знак;
В) мягкий знак не пишется; С) буква а; Д) буква и; Е) буква ы;
4.Определите ряд с существительными 3-го склонения:
А) мелоч...,тягач...,усач...;
В) завуч..., дич..., мякиш...;
С) матч..., приемыш..., лихач...;
Д) теч..., реч..., дич...;
Е) меч..., бич..., упряж...;
5.Определите ряд с существительными 2-го склонения:
А) лож..., манеж..., мяч...;
В) скрипач...,ерш..., дрож...;
С) врач..., рож..., ландыш...;
Д) смерч...,лещ...,борщ...;
Е) экипаж..., гараж..., мыш...;
4.Игра «Домино» по упр.№72-10 минут
Цель:
Применение теоретических знаний на практике;
Ход игры:
Учащимся раздаются карточки, в одних написаны имена существительные, а в других-соответственно их грамматические формы. Ученикам нужно найти подходящие друг другу карточки.
Задание:
Найти имена существительные, соответствующие грамматическим формам.
Имена существительные
Грамматические формы
Имена
Средний род, творительный падеж
Значением
Пропущена буква т
Имя человек...
Ударение падает на второй слог
Рен...ген
Название государства
Лучи
Собственное имя существительное
В Индии
Разносклоняемое, множественного числа
В Италии
Окончание а
Ответы:
1.Имена -разносклоняемое, множественного числа;
2.Значением- средний род, творительный падеж;
3. Имя человек...-имя человека –окончание а;
4. Рен...ген-рентген-пропущена буква т;
5. Лучи- ударение падает на второй слог;
6. В Индии- собственное имя существительное;
7. В Италии- название государства;
5.1 Комментарий оценок-5 минут
Мониторинг знаний по карточке «Взаимооценка учащихся»