способствовать развитию основных психических функций (памяти, мышления, эмоциональной сферы).
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Ход урока:1. Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Уплотненный опрос. Работа в группах.1 группа- рассказывают о частях речи; 2 группа-составляет кластер; 3 группа –Анализируют стихотворение С. Есенина.
– Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о частях речи. (Все слова языка распределены по группам на основе общих для каждой группы признаков. Эти группы назвали частями речи. Все части речи делятся на две большие группы: самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие) и служебные (предлог, союз, частица). Некоторые ученые к самостоятельным частям речи относят причастие и деепричастие, другие языковеды считают их особой формой глагола. Самостоятельные части речи отличаются тем, что имеют лексическое и грамматическое значение, могут употребляться самостоятельно (отсюда и название части речи). Служебные части речи служат для связи слов или предложений (предлоги и союзы), вносят различные оттенки значения в предложения (частицы). Особую группу составляют междометия и звукоподражательные слова).
2группа составляет кластер
Задание для 3 группы: прочитайте стихотворение С.Есенина, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите служебные части речи, определите их роль в тексте. Какова тема этого стихотворения? Какие средства художественной выразительности использует автор для создания картины?
Ра…гулялась в…юга
Накл…нились ели
(До) земли. (От) и…пуга
Ставни заскр…пели.
В окно снежинки
Мотыльками б…ются
Та…т и сл…зинки
Вниз по стёклам л…ются.
Новая тема
- Почему же не нашлось места междометию ни среди самостоятельных частей речи, ни служебных?
-Сформируйте тему урока.
– Запишите тему урока в тетради. Междометие- особая часть речи
– Какую цель вы хотите поставить перед собой сегодня? (…Выяснить, почему междометия – особая часть речи).
Работа в группах по изучению темы урока.
Упражнения на закрепление.
Одно и то же междометие может выражать разные чувства. Допишите недостающие примеры. Добейтесь правильной интонации при чтении примеров.
Ах, чем я виноват? испуг
Ах, как я люблю весенние зори! восхищение
Ах, как это неприятно! огорчение
Ах, … упрек
Ах, … восторг
Ох, как красиво! восторг
Ох, забыл! досада, сожаление
Ох, как она изменилась! удивление
Ох, … страх
Ох, … горе
2.Определение роли междометий. Анализ предложений.
Плачет ребенок, трудно матери, «бай - бай» не помогает. А ребенку ведь давно пора бай – бай. (ВУ первом предложении «бай - бай» - подлежащее, во втором – сказуемое).
- Ау! Откликнитесь! (Ау не является членом предложения)
Вот раздался ау вдалеке (Н. Некрасов) (ау - дополнительное)
-Караул! Помогите! (Караул не является членом предложения)
У мавзолея стоит почетный караул (ау - подлежащее)
- Какой можно сделать вывод, проанализировав эти предложения? (Междометие может употребляться в значении других частей речи, при этом становится членом предложения).
В зависимости от выполняемой функции выделяют три вида междометий:
эмоциональные, для выражения чувств и эмоций;
повелительные, для выражения команды, приказа;
междометия вежливости, для выражения благодарности, просьбы, пожелания, приветствия…
– Эмоциональные междометия выражают разные чувства: восторг, радость, печаль, удивление, сожаление, страх, возмущение, гнев и др.
- А какое повелительное междометие вы употребляете чаще всего?
-Конечно, междометие алло, это междометие вы произносите ежедневно множество раз. Сомневаетесь, что это слово междометие? Проведем мини – исследование, попробуем найти место этого слова среди частей речи.
Междометие выражает побуждение, призыв быть услышанным.
И самые интересные междометия, без которых не обходится ни один из нас, это?
-Междометия вежливости. Как мы еще называем эти слова? (Волшебные)
способствовать развитию основных психических функций (памяти, мышления, эмоциональной сферы).
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Ход урока:1. Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Уплотненный опрос. Работа в группах.1 группа- рассказывают о частях речи; 2 группа-составляет кластер; 3 группа –Анализируют стихотворение С. Есенина.
– Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о частях речи. (Все слова языка распределены по группам на основе общих для каждой группы признаков. Эти группы назвали частями речи. Все части речи делятся на две большие группы: самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие) и служебные (предлог, союз, частица). Некоторые ученые к самостоятельным частям речи относят причастие и деепричастие, другие языковеды считают их особой формой глагола. Самостоятельные части речи отличаются тем, что имеют лексическое и грамматическое значение, могут употребляться самостоятельно (отсюда и название части речи). Служебные части речи служат для связи слов или предложений (предлоги и союзы), вносят различные оттенки значения в предложения (частицы). Особую группу составляют междометия и звукоподражательные слова).
2группа составляет кластер
Задание для 3 группы: прочитайте стихотворение С.Есенина, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите служебные части речи, определите их роль в тексте. Какова тема этого стихотворения? Какие средства художественной выразительности использует автор для создания картины?
Ра…гулялась в…юга
Накл…нились ели
(До) земли. (От) и…пуга
Ставни заскр…пели.
В окно снежинки
Мотыльками б…ются
Та…т и сл…зинки
Вниз по стёклам л…ются.
Новая тема
- Почему же не нашлось места междометию ни среди самостоятельных частей речи, ни служебных?
-Сформируйте тему урока .
– Запишите тему урока в тетради. Междометие- особая часть речи
– Какую цель вы хотите поставить перед собой сегодня? (…Выяснить, почему междометия – особая часть речи).
Работа в группах по изучению темы урока.
Упражнения на закрепление.
Одно и то же междометие может выражать разные чувства. Допишите недостающие примеры. Добейтесь правильной интонации при чтении примеров.
Ах, чем я виноват? испуг
Ах, как я люблю весенние зори! восхищение
Ах, как это неприятно! огорчение
Ах, … упрек
Ах, … восторг
Ох, как красиво! восторг
Ох, забыл! досада, сожаление
Ох, как она изменилась! удивление
Ох, … страх
Ох, … горе
2.Определение роли междометий. Анализ предложений.
Плачет ребенок, трудно матери, «бай - бай» не помогает. А ребенку ведь давно пора бай – бай. (ВУ первом предложении «бай - бай» - подлежащее, во втором – сказуемое).
- Ау! Откликнитесь! (Ау не является членом предложения)
Вот раздался ау вдалеке (Н. Некрасов) (ау - дополнительное)
-Караул! Помогите! (Караул не является членом предложения)
У мавзолея стоит почетный караул (ау - подлежащее)
- Какой можно сделать вывод, проанализировав эти предложения? (Междометие может употребляться в значении других частей речи, при этом становится членом предложения).
В зависимости от выполняемой функции выделяют три вида междометий:
эмоциональные, для выражения чувств и эмоций;
повелительные, для выражения команды, приказа;
междометия вежливости, для выражения благодарности, просьбы, пожелания, приветствия…
– Эмоциональные междометия выражают разные чувства: восторг, радость, печаль, удивление, сожаление, страх, возмущение, гнев и др.
- А какое повелительное междометие вы употребляете чаще всего?
-Конечно, междометие алло, это междометие вы произносите ежедневно множество раз. Сомневаетесь, что это слово междометие? Проведем мини – исследование, попробуем найти место этого слова среди частей речи.
Междометие выражает побуждение, призыв быть услышанным.
И самые интересные междометия, без которых не обходится ни один из нас, это?
-Междометия вежливости. Как мы еще называем эти слова? (Волшебные)