kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Междометие- особая часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выяснить, почему междометия не относятся ни к самостоятельным частям речи,

 ни к служебным, а составляют особую группу слов.

Задачи:

способствовать формированию ключевых компетенций (коммуникативных, информационных, общеучебных);

познакомить учащихся с видами междометий, с понятием многозначности междометий;

формировать умение отличать междометия от омонимичных слов;

способствовать формированию навыков исследовательской деятельности;

способствовать воспитанию этической культуры;

способствовать развитию основных психических функций (памяти, мышления, эмоциональной сферы).

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Уплотненный опрос. Работа в группах.1 группа- рассказывают о частях речи; 2 группа-составляет кластер; 3 группа –Анализируют стихотворение С. Есенина.

– Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о частях речи. (Все слова языка распределены по группам на основе общих для каждой группы признаков. Эти группы назвали частями речи. Все части речи делятся на две большие группы: самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие) и служебные (предлог, союз, частица). Некоторые ученые к самостоятельным частям речи относят причастие и деепричастие, другие языковеды считают их особой формой глагола. Самостоятельные части речи отличаются тем, что имеют лексическое и грамматическое значение, могут употребляться самостоятельно (отсюда и название части речи). Служебные части речи служат для связи слов или предложений (предлоги и союзы), вносят различные оттенки значения в предложения (частицы). Особую группу составляют междометия и звукоподражательные слова).

2группа составляет кластер

Задание для 3 группы: прочитайте стихотворение С.Есенина, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите служебные части речи, определите их роль в тексте. Какова тема этого стихотворения? Какие средства художественной выразительности использует автор для создания картины?

Ра…гулялась в…юга

 Накл…нились ели

 (До) земли. (От) и…пуга

 Ставни заскр…пели.

 В окно снежинки

 Мотыльками б…ются

 Та…т и сл…зинки

 Вниз по стёклам л…ются.

 Новая тема

- Почему же не нашлось  места междометию ни среди самостоятельных частей речи, ни служебных?

-Сформируйте тему урока.

– Запишите тему урока в тетради. Междометие- особая часть речи

– Какую цель вы хотите поставить перед собой сегодня? (…Выяснить, почему междометия – особая часть речи).

Работа в группах по изучению темы урока.

Упражнения на закрепление.

  1. Одно и то же междометие может выражать разные чувства. Допишите недостающие примеры. Добейтесь правильной интонации при чтении примеров.

Ах, чем я виноват?                                                    испуг

Ах, как я люблю весенние  зори!                          восхищение

Ах, как это неприятно!                                             огорчение

Ах, …                                                                              упрек

Ах, …                                                                              восторг

Ох, как красиво!                                                         восторг

Ох, забыл!                                                                    досада, сожаление

Ох, как она изменилась!                                          удивление

Ох, …                                                                              страх

Ох, …                                                                              горе       

 

 

            

2.Определение роли междометий. Анализ предложений.

Плачет ребенок, трудно матери, «бай - бай» не помогает. А ребенку ведь давно пора бай – бай.  (ВУ первом предложении «бай - бай» - подлежащее, во втором – сказуемое).

- Ау! Откликнитесь! (Ау не является членом предложения)

Вот раздался ау вдалеке (Н. Некрасов) (ау - дополнительное)

-Караул! Помогите! (Караул не является членом предложения)

У мавзолея стоит почетный караул (ау - подлежащее)

- Какой можно сделать вывод, проанализировав эти предложения? (Междометие может употребляться в значении других частей речи, при этом становится членом предложения).

В зависимости от выполняемой функции выделяют три вида междометий:

эмоциональные, для выражения чувств и эмоций;

повелительные, для выражения команды, приказа;

междометия вежливости, для выражения благодарности, просьбы, пожелания, приветствия…

– Эмоциональные междометия выражают разные чувства: восторг, радость, печаль, удивление, сожаление, страх, возмущение, гнев и др.

- А какое повелительное междометие вы употребляете чаще всего?

-Конечно, междометие алло, это междометие вы произносите ежедневно множество раз. Сомневаетесь, что это слово междометие? Проведем мини – исследование, попробуем найти место этого слова среди частей речи.

Междометие выражает  побуждение, призыв быть услышанным.

И самые интересные междометия, без которых не обходится ни один из нас, это?

-Междометия вежливости. Как мы еще называем эти слова? (Волшебные)

-  Какие междометия речевого этикета вам известны?

 Объявляется аукцион. «Кто самый вежливый?»

Работа в группах. Каждой группе дается задание.

1-я группа исследует слово «спасибо».

2-я группа исследует слово «здравствуйте».

3-я группа исследует слово «извините».

Прочитайте отрывок стихотворения. Сделайте морфологический разбор.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Творческая работа.

Подведение итогов урока.

Друзья мои, внушайте людям веру,

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру-

Продляйте добрым словом жизнь людей!  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Междометие- особая часть речи »

Мемлекеттік тілде оқытатын Заречный орта мектебінің орыс тілі мен әдебиет пәнінің мұғалімі Касенова Аягойз Дюйсеновна


Тема урока : Междометие- особая часть речи

Цель: выяснить, почему междометия не относятся ни к самостоятельным частям речи,

ни к служебным, а составляют особую группу слов.

Задачи:

способствовать формированию ключевых компетенций (коммуникативных, информационных, общеучебных);

познакомить учащихся с видами междометий, с понятием многозначности междометий;

формировать умение отличать междометия от омонимичных слов;

способствовать формированию навыков исследовательской деятельности;

способствовать воспитанию этической культуры;

способствовать развитию основных психических функций (памяти, мышления, эмоциональной сферы).


Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Уплотненный опрос. Работа в группах.1 группа- рассказывают о частях речи; 2 группа-составляет кластер; 3 группа –Анализируют стихотворение С. Есенина.

– Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о частях речи. (Все слова языка распределены по группам на основе общих для каждой группы признаков. Эти группы назвали частями речи. Все части речи делятся на две большие группы: самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие) и служебные (предлог, союз, частица). Некоторые ученые к самостоятельным частям речи относят причастие и деепричастие, другие языковеды считают их особой формой глагола. Самостоятельные части речи отличаются тем, что имеют лексическое и грамматическое значение, могут употребляться самостоятельно (отсюда и название части речи). Служебные части речи служат для связи слов или предложений (предлоги и союзы), вносят различные оттенки значения в предложения (частицы). Особую группу составляют междометия и звукоподражательные слова).

2группа составляет кластер

Задание для 3 группы: прочитайте стихотворение С.Есенина, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите служебные части речи, определите их роль в тексте. Какова тема этого стихотворения? Какие средства художественной выразительности использует автор для создания картины?


Ра…гулялась в…юга

Накл…нились ели

(До) земли. (От) и…пуга

Ставни заскр…пели.

В окно снежинки

Мотыльками б…ются

Та…т и сл…зинки

Вниз по стёклам л…ются.


Новая тема

- Почему же не нашлось места междометию ни среди самостоятельных частей речи, ни служебных?

-Сформируйте тему урока .

– Запишите тему урока в тетради. Междометие- особая часть речи

– Какую цель вы хотите поставить перед собой сегодня? (…Выяснить, почему междометия – особая часть речи).

Работа в группах по изучению темы урока.

Упражнения на закрепление.

  1. Одно и то же междометие может выражать разные чувства. Допишите недостающие примеры. Добейтесь правильной интонации при чтении примеров.

Ах, чем я виноват? испуг

Ах, как я люблю весенние зори! восхищение

Ах, как это неприятно! огорчение

Ах, … упрек

Ах, … восторг

Ох, как красиво! восторг

Ох, забыл! досада, сожаление

Ох, как она изменилась! удивление

Ох, … страх

Ох, … горе



2.Определение роли междометий. Анализ предложений.

Плачет ребенок, трудно матери, «бай - бай» не помогает. А ребенку ведь давно пора бай – бай. (ВУ первом предложении «бай - бай» - подлежащее, во втором – сказуемое).

- Ау! Откликнитесь! (Ау не является членом предложения)

Вот раздался ау вдалеке (Н. Некрасов) (ау - дополнительное)

-Караул! Помогите! (Караул не является членом предложения)

У мавзолея стоит почетный караул (ау - подлежащее)

- Какой можно сделать вывод, проанализировав эти предложения? (Междометие может употребляться в значении других частей речи, при этом становится членом предложения).

В зависимости от выполняемой функции выделяют три вида междометий:

эмоциональные, для выражения чувств и эмоций;

повелительные, для выражения команды, приказа;

междометия вежливости, для выражения благодарности, просьбы, пожелания, приветствия…

– Эмоциональные междометия выражают разные чувства: восторг, радость, печаль, удивление, сожаление, страх, возмущение, гнев и др.


- А какое повелительное междометие вы употребляете чаще всего?

-Конечно, междометие алло, это междометие вы произносите ежедневно множество раз. Сомневаетесь, что это слово междометие? Проведем мини – исследование, попробуем найти место этого слова среди частей речи.

Междометие выражает побуждение, призыв быть услышанным.


И самые интересные междометия, без которых не обходится ни один из нас, это?

-Междометия вежливости. Как мы еще называем эти слова? (Волшебные)

- Какие междометия речевого этикета вам известны?

Объявляется аукцион. «Кто самый вежливый?»


Работа в группах. Каждой группе дается задание.

1-я группа исследует слово «спасибо».

2-я группа исследует слово «здравствуйте».

3-я группа исследует слово «извините».

Прочитайте отрывок стихотворения. Сделайте морфологический разбор.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?


Творческая работа.


Подведение итогов урока.


Друзья мои, внушайте людям веру,

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру-

Продляйте добрым словом жизнь людей!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Междометие- особая часть речи

Автор: Касенова Аягойз Дюсеновна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203455

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок по теме: Междометие как особая часть речи"
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-tiemie-miezhdomietiie-kak-osobaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "312258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459324399"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Междометие как особая часть речи "
    ["seo_title"] => string(39) "miezhdomietiie-kak-osobaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "148585"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419780384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "«Междометие как особая часть речи»"
    ["seo_title"] => string(41) "miezhdomietiie_kak_osobaia_chast_riechi_1"
    ["file_id"] => string(6) "401979"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490054525"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "открытый урок "Междометие- особая часть речи" "
    ["seo_title"] => string(49) "otkrytyi-urok-miezhdomietiie-osobaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "203615"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429524638"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Открытый урок в 10 классе по теме "Междометие как особая часть речи""
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi-urok-v-10-klassie-po-tiemie-miezhdomietiie-kak-osobaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "299194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456481586"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства