Урок по теме: Междометие как особая часть речи.
Образовательная цель: формировать и совершенствовать понятие о междометии как часть речи, которая не является ни самостоятельной, ни служебной; познакомить с дефисным написанием междометий, со знаками препинания при междометиях; умение слушать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной речи.
Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в тексте, развивать наблюдательность и речь.
Воспитательная цель: воспитывать интерес к неродному языку, культуре речевого интереса.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Словарная работа: здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания.
Ход урока
- Мотивационный этап.
Психологически подготовить учащихся к уроку.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- Какому цвету соответствует ваше настроение?
- Представьте себе, что у вас хорошее настроение, прекрасная погода.
- Какое слово используете, чтобы выразить свое восхищение?
- К какой части речи относится данное слово?
- Именно о таких словах мы поговорим на уроке.
С хорошим настроением.
Называют разные цвета, смотря у кого какое настроение.
Ах! Какая прекрасная сегодня погода!
Ответы разные.
- Создание проблемной ситуации.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Сейчас я вам прочитаю предложения из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
1. Тьфу! Оплошал. – Ах, мой создатель!
Дай протереть глаза; откудова?
Сердечный друг! Любезный друг!
2. Э! брось! Кто нынче спит! Ну, полно, без прелюдий…
3. У князь – Григория теперь народу тьма,
Увидишь человек нас сорок,
Фу! Сколько, братец, там ума!
Всю ночь толкуют, не наскучат…
- Скажите, имеют ли выделенные слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение?
- Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз?
- Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица?
- Что выражают эти слова?
- Получается, что это особая часть речи и называется она
МЕЖДОМЕТИЕ.
Из истории: междометие было известно еще в 1веке до н. э. в латинском языке. В переводе с латинского обозначает «брошенное между полнозначными словами».
Этой части речи мы посвятим сегодняшний наш урок.
- Чему мы должны научиться?
Слушают внимательно.
- Это не самостоятельная часть речи, так как не имеет лексического значения.
Значит, это не служебная часть речи.
- Эмоции.
- Распознавать междометия в устной и письменной речи.
- Правильно писать и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями.
- Умение употреблять междометия в речи.
- Формирование новых знаний.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие междометия вам встретились в этом упражнении?
- Назовите производные междометия.
- С чем не следует смешивать междометия?
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками потопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
- Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Птицы закричали:
- И-и-и!
Мухи зажужжали:
- Ж-ж-ж!
Лягушата квакают:
- Кря-кря-кря!
Поросята хрюкает:
- Хрю-хрю-хрю!
Мурочку баюкают,
Милую мою:
- Баюшки-баю!
- Баюшки-баю!
- Назовите в этом стихотворении
Звукоподражательные слова.
- Чем они отличаются от междометий?
- Как они образуются?
Междометие очень коварная часть речи с точки зрения орфографии. Посмотрите внимательно на доску. Откройте учебник на стр. 48, самостоятельно выполните Упр. 5
- Какие знаки препинания ставятся при междометиях?
- Самостоятельно читают правило.
- Выполняют упражнения 1 стр. 46 письменно, а упр. 2 устно.
Только непроизводные.
Батюшки, господи. (Глупости! Беда! Крышка! Право! И др.), из глаголов (Здравствуйте! Прощайте!)
Со звукоподражательными словами.
Га, мур, хрю, кря, ква, ж, чик-чирик.
Слова, являющиеся по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков, называются звукоподражательными. По своим синтаксическим функциям они сближаются с междометиями. Однако, в отличие от междометий не выражают каких-либо определенных чувств, изъявлений воли и т.д., хотя и обладают большим стилистическим многообразием и экспрессией. К звукоподражательным словам относятся все слова, являющиеся условны воспроизведением крика птиц: га-га (гуси), кря-кря (утки), ку-ку (кукушка), курлы-курлы (журавля), чик-чирик (воробья), и т. д.; животных: гав-гав (собаки), ква-ква (лягушки), мяу-мяу (кошки), му-у (коровы), бе-е (овец) и т.д.
Восклицательный знак или запятая.
4.Закрепление.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Итак, с помощью междометий можно выразить разные чувства.
Послушайте стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос.
Мне,- сказало Междометие,-
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищение,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кот встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет о друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Оказывается, к междометиям
Относятся слова вежливости. Они еще называются ЭТИКЕТНЫМИ МЕЖДОМЕТИЯМИ.
Среди междометий выделяются 3 группы.
Обратимся к таблице на доске.
Обратите внимание, каких междометий больше, тех, с помощью которых можно выразить отрицательные эмоции?
Составьте предложения, используя междометия.
Страх, радость, восторг, удивление, возмущение, упрек, привет.
Эмоциональные междометия: а, ага, ай, ах, ай-ай-ай, батюшки, боже мой, браво, вот это да, вот те раз, гм, господи, да ну, еще чего, ишь, как бы не так, матушки, однако, помилуйте, скажите, черт возьми, упаси бог.
Повелительные междометия: алло, ау, эй, на, караул, тс, чш, кис-кис, цып-цып, брысь, кыш, айда, стоп, марш, тпру.
Этикетные междометия: здравствуйте, до свидания, дарю, спасибо, прощай (те), пожалуйста, будьте добры, всего хорошего.
5.Коммуникативная ситуация.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Составьте диалоги, используя следующую ситуацию:
«Вы приглашаете своего друга поехать летом с вами в деревню (в город). Выразите чувство восторга по поводу красоты природы в деревне (красоты города). Друг ваш не может поехать, так как уезжает с братом в спортивный лагерь, и выражает чувство сожаления».
«Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», - гласит риторика.
Исходя из этого положения, попытайтесь, используя междометия, произвести на слушателей хорошее впечатление.
Работают в парах.
Работают в парах.
Отвечают 2-3 пар учащихся.
6.Подведение итогов.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- С какой частью речи мы работали?
- Что такое междометие?
- Как делятся междометия по способу образования?
- С чем не следует их смешивать?
- На какие три группы можно разделить междометия?
- Когда мы должны использовать в своей речи междометия?
- Какое открытие мы совершили?
С междометием.
Междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Производные и непроизводные.
Со звукоподражательными словами.
Эмоциональные, повелительные, этикетные.
Чтобы выразить радость, восторг, ликование, одобрение, тоску, досаду, недоумение, боль, недовольство, злорадство, гнев, иронию, подать команды животным, призвать или отогнать животных, призвать на помощь.
Узнали, что слова вежливости – это междометия.
Домашнее задание.
Список литература
- А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».
- Ч. А. Айтматов. Повесть «Джамиля».
- 3. «Горе от ума» А. С. Грибоедов.
- Книга «Шы? кітап» на стр. 76.
- Учебное пособие М. Т. Баранова, Костяевой Т. А., Прудниковой А. В. «Русский язык».
- З. К. Сабитова., Ф. Х. Жубуева. Русский язык. Учебник для 10 класса общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ.- Алматы: Издательство «Мектеп», 2012.