Тема: Употребление междометий в речи.
Цель урока: показать учащимся назначение междометий в речи; формировать умение отличать их от знаменательных и служебных частей речи; конструировать предложения с междометиями.
Ход урока.
- Организация начала занятия.
- Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
Цель: повторить сведения о междометиях с помощью следующих вопросов:
- Что называется междометием?
- Может ли междометие быть членом предложения?
- Что такое глагольное междометие?
- Как оформляется междометие на письме?
- Почему звукоподражательные слова не относятся к междометиям?
- Почему одни и те же слова иногда относятся к самостоятельным частям речи, а иногда к междометиям?
- При каких условиях в междометиях ставится дефис?
Ученик читает стихотворение А.Тетиакина «Междометие», а ученики дополняют текст междометиями:
Мне, - сказало Междометие,-
Интересно жить на свете:
Выражаю поощрение,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность восхищение,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах!».
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово «Ох!».
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой!».
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!».
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!».
Интересно жить на свете.
Если знаешь междометья!
- Развитие речи (работа с текстом).
Учитель: Ребята, мы вспомнили основные признаки междометий, а сегодня рассмотрим выразительные возможности междометий, определим их роль и речи и будем использовать их для создания текста. А также рассмотрим, как междометия могут охарактеризовать литературного героя. Хочу обратить ваше внимание на то, что лишенные лексического значения, но выражающие чувства, эмоции, междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами.
Задание: прочитайте диалог мальчиков, выражая их чувства с помощью жестов и мимики.
- Алло, это квартира Лукошкиных? Можно Игоря к телефону?
- Ну.
- Гоша, это ты? А я тебя не узнал.
- Ну!
- Как дела, нормально?
- Ну.
- Ну и у меня все четко.
- Ну!
- Слушай, старик, ты помнишь что завтра – 25?
- Ну!
- Вкалываешь?
- Ну!
- Не подведешь?
- Ну!
- Молоток! Готовься, как следует!
- Ну.
- Классиков проштудируй.
- Ну.
- Чтобы все обалдели!
- Ну!
- Из Тургенева рвани.
- Ну! (В.Каминский. «Поручение»).
Учитель: С какой целью использовались в этом диалоге междометия?
Если одно междометие выражает разные чувства, о каком лексическом свойстве мы можем говорить? (О многозначности).
Задание: Из группы данных междометий выпишите синонимичные (междометие, записанные на доске или плакате): боже мой; слава богу; вот тебе на; господи; браво; вот это да; то-то и оно; марш; айда; пока.
Учитель: Прочитаете записанные вами междометия, например: господи, боже мой. Браво! Вот это да! Всего хорошего, до свидания, пока (чтение учащихся ).
Учитель: Междометия могут быть многообразными, образуют устойчивые сочетания, антонимические пары и синонимические цепочки, а также из очень часто используют в литературных произведениях.
Задание: укажите чувство, которое хотел передать А.С.Пушкин при помощи междометия «ах»: Ах! Постойте, какая прекрасная мысль (чувство радости). Ах, матушка идет…(испуг). Ах, он поручик! Ах, злодей (возмущение).
- Составление текста по рисункам.
Учитель: Перед вами два рисунка, два сюжета из жизни. Составьте и запишите диалоги с использованием междометий, передающих чувства героев (учащиеся читают составленные диалоги).
Учитель: Мы с вами наблюдали за тем, как используются междометия при передачи разных чувств: радость, восхищение, страх, досады. Давайте подумаем, в каком стиле речи употребляется большинство междометий. Конечно, в разговорном, ведь междометия – это первые слова, которые научились произносить наши предки.
- Интегрированный элемент.
Учитель: Знаете ли вы, как лает собака, кудахчет курица, квакает лягушка в русском языке? А в казахском? Послушайте голоса, записанные на аудиокассете, и запишите их (звучит запись из сборника «Голоса птиц в природе»; учащиеся записывают услышанные им голоса, затем читают их).
Учитель: Сравните произношение звуков в казахском и русском языках: ?ор?а ?ар?ылдайды – ?ар – ?ар (кар - кар); ?аз ?а??ылддайды – га – га, (га – га - га); тор?ай шырылдайды – щик – щик (чирик - чирик); ит абалайды – аб – аб (ав - гав); мысы? мияулайды ? мияу – мияу (мяу – мяу). Как можно объяснить, что звуки, издоваемые птицами и животными, произносятся неодинаково на разных языках?
Задание: Прочитаете и запишите предложение из упражнения 399. Почему авторы оставили междометия без перевода? (Астапыр – Алла! Господи помилуй! Про каких врагов ты говоришь? Ой- бай! До чего же взгляд этого звереныша похож на человеческий!).
- Работа по карточкам (разноуровневые задания).
Цель: проверить уровень правописных умений и навыков.
Учитель: А теперь я предлогаю вам выбрать уровень сложности для работы с карточками.
Уровкнь 1. Расставьте знаки препинания.
- Ух Конечно душе как будто легче.
- Увы Дворец Бахчисарая скрывает юную княжу.
- Ушица ей – же – ей на славу сварена.
- Ба Знакомые все лица.
- Ура Мы ломим, гнутся шведы.
Уровень 2. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, укажите одну из трех групп междометий.
- Эй б...рода А как проехать отсюда к Плюшкину.
- Ау ра (з,с)дался снова гол...с Евлампии.
- Чу песня Знакомые звуки Х...рош... г...лосок у пекца.
- Ура мы ломим гнут...ся шведы.
- Стоп (не) будем нын...че (с, сс)орит...ся.
7.Игра «Тайна старой крепости»
алпока
олкышг
шаопсо
абдиви
шсамар
шайнао
казаст
ардние
улосбв
тсроои
оповпр
Коюч: караул, здоров, стоп, спасибо, майна
алло, пока, кыш, фас, шабаш, господи, вира, о, привет.
Задание: найдите все спрятовшиеся междаметия и составте 2-3 предложения с ними.
- «Изобрази междометия», чтобы сосед по парте смог подписать твой рисунок словом-междометием.
Ах!
У!
Ой!
Ай-ай!
Учитель: Итак, сегодня, ребята, мы с вами узнали, что междометия используются в диологах для передачи экспрессивных и эмоцилнальных особенностей живой речи, а также что междометия многозначны и служат средством речевой характеристики персонажей художественных произведений, авторы которых могут создавать новые междометия. Ребята, хочу посоветовать вам почаще пользоваться волшебными словами: «Здравствуйте», «Пожалуйста», «Спасибо». Будте уверены, что они принесут вам радость и доброе отношение к окружающим. И не забывайте, что существует еще слова-паразиты «Ага», «Учу» и другие, от которых необходимо избавляться.
А самый богатый жанр, в котором используются междометия – это песенный. Вот вам домашнее задание: выпишите отрывки из песен, в которых есть междометия.