kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка для 6 класса "Глагол как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка для 6 класса "Глагол как часть речи", технологическая карта урока, презентация и задания к уроку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания»

Приложение

Задание 1.

Определите вид глагола и образуйте видовую пару.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Завершать


Расти


Класть


Вспахивать


Строить


Ловить


Объединять


Пить


Говорить


Посещать


Учить


Брать










Задание 2. «Найди ошибку»

Ученик выполнил работу . Проверьте, правильно ли он вставил буквы? Выпишите все глаголы, если необходимо, исправьте ошибки.

1. Ты вытира.и.шься полотенцем.

2. Он отскоч.и.т в сторону.

3. Они колыш.а.тся от ветра.

4. Мы укро.е.мся под крышей.

5. Он завис.и.т от родителей.

6. Они раскрас.я.т плакаты.

7. Ты не удерж.е.шься от слёз.

8. Он брос.е.т камень.



Задание 3. Найдите и выпишите глаголы, которые имеют при себе существительные в Вин п без предлога.








Задание 4 Творческая лаборатория.

-Прочитайте текст. Из какого произведения эти строки, кто их автор?

- Посчитайте, сколько в тексте существительных, прилагательных, глаголов.

- На основе полученных данных сформулируйте вывод.

Текст 1. (1 вариант)

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся.

Поднатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.


Текст 2. (2 вариант)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.



Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка для 6 класса»

Методическая разработка урока русского языка для 6 класса.


«Глагол как часть речи»



Цели урока: 1) повторить основные сведения о морфологических признаках глагола; 2) углубить представление учащихся о значении категорий вида, переходности, возвратности; 3) тренировать учащихся в использовании глагольных форм для описания действий.


Ход урока


  1. Оргмомент. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада встрече с вами. Сегодня у нас необычный урок. У нас гости, поприветствуйте их. Спасибо. Садитесь.

Начать наш урок я хочу с небольшого рассказа.

(учитель читает рассказ):

Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю. Будит, сердится: "Опоздаешь!" Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу, бегу:

Опаздываю. Звенит. Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают. Пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу - не знаю; знал - забыл. Получил, пошел, сел. Звенит! Бегут, толкаются. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаем. Сосредоточиваемся, решаю, не могу решить, сижу, заглядываю. "Дай списать". Списываю, ошибаюсь. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, кричим.

- Чем необычен этот рассказ? (использование глаголов)

- Случайно ли я взяла такой рассказ?


- Так о какой же части речи сегодня мы будем говорить? ( о глаголе)


Записываем тему урока.

-Сегодня у нас первый урок по теме, что будем делать на уроке.


-А вы знаете, по подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи, причем в текстах разных стилей глаголам отводится неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в художественном стиле.


  1. Этап повторения изученного.

Я приготовила карточки с морфологическими признаками глагола, но они перемешались с признаками других частей речи. Кто из вас может выйти и навести порядок.

На доске: Спряжение, род, падеж, вид, возвратность- невозвратность, число, лицо, склонение, время, наклонение, переходность-непереходность, степень сравнения.


- А мы пока вспомним, что такое глагол? (самост часть речи)

Значение

Вопросы

Неопр форма

- Правильно ли составлена карта? Почему так расположили признаки?

- Как их нужно расположить? пост-непост пр.

- Почему вид, спряжение, возвратность, переходность называют постоянными признаками? Чем они отличаются от непостоянных?



  1. На столе у вас лежит раздаточный материал

Приступаем к выполнению задания №1

Прочитайте задание, всё понятно? Выполняйте.

Видовые пары.


Определите вид глагола и образуйте видовую пару:

Завершать - расти - класть -

Вспахивать - строить - ловить -

Объединять - пить - говорить -

Посещать - учить - брать –

- как определить вид глагола?

- Вывод: при помощи чего образуется видовая пара? (суффикс, приставка, другой корень)


4. Приступаем к выполнению задания №2

«Найди ошибку»

Ученик выполнил работу . Проверьте, правильно ли он вставил буквы? Выпишите все глаголы, если необходимо, исправьте ошибки.

1. Ты вытира.и.шься полотенцем. --

2. Он отскоч.и.т в сторону. +

3. Они колыш.а.тся от ветра. –

4. Мы укро.е.мся под крышей. +

5. Он завис.и.т от родителей. +

6. Они раскрас.я.т плакаты. +

7. Ты не удерж.е.шься от слёз. –

8. Он брос.е.т камень. –

- Что нужно знать, чтобы исправить ошибки?


5. Возвратность.

- А теперь выделите в глаголах суффикс –ся. Как они называются?

Уколешься, колышутся, укроемся, не удержишься.

А какие глаголы называются возвратными? .


6. Приступаем к выполнению задания №3

Переходность.

Мы продолжаем с вами работать с предложениями из задания 2.

найдите и выпишите глаголы, которые имеют при себе существительные в Вин п без предлога.

Расклеют плакаты, бросит камень.

- Как они называются? Почему?

7. Настало время немного отдохнуть

Физкультминутка.

Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

А глаголы вы считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?


Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении? (повелительного) А какие еще наклонения есть у глагола?

8. Работа с учебником

- сколько наклонений в русском языке? Назовите их.

Что обозначает каждое наклонение? «наведите порядок» в данной записи, соединив значение каждого наклонения с его названием. Стр181

Изъявительное наклонение

Призыв (совет, приказ) совершить действие

Условное наклонение

Действие происходит, произойдёт, произошло на самом деле

Повелительное наклонение

Действие возможно, желательно


- Приведите примеры глаголов в изъявительном, повелительном и условном наклонении.

- Скажите, все ли морфологические признаки глагола мы повторили?

Поработаем с таблицей.



Стр 176 провести морф разбор глаголов. (по вариантам)

Глагол

приехали


нарисуй

Инфинитив




Постоянные признаки

Вид




Переходность




Возвратность




Спряжение




Непостоянные признаки

Наклонение




Время




Число




Лицо




Род




Взаимопроверка по слайду.

Творческая лаборатория «Употребление глагола в речи»

В начале урока я вам говорила об исследованиях учёных.

Представьте себе, что вы юные исследователи.

8. Приступайте к выполнению задания №4

-Прочитайте текст. Из какого произведения эти строки, кто их автор?

- Посчитайте, сколько в тексте сущ-х, прил-х, глаголов.

- На основе полученных данных сформулируйте вывод.

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся.

Поднатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.


А.С. Пушкин «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.


- А вот что об этом пишут исследователи творчества Пушкина:


Пушкин всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Вы найдёте у него целые строфы без единого прилагательного. Предложения составлены только из существительных и глаголов. Это придаёт особую действенность стиху

Сколько силы и энергии в этих шести строчках, в этой цепи глаголов – поднялся, уперся, поднатужился, молвил, вышиб и вышел!

- Как автор описывает вьюгу? (весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов. Создаются звуковые образы: завывание ветра, плач ребёнка, шорох соломенной крыши, стук кого-то в окошке)

-Вы не хуже языковедов справились с этой задачей.


- Наш урок подходит к концу, и я вам предлагаю, как обычно, составим синквейн.

Кто помнит как он составляется?


6. Составление синквейна.


- имя сущ (тема)

- 2 прил (описание признаков)

- 3 глаг (характерные действия)

- фраза (выражающая личное отношение)

- синоним (слово-резюме)


Д.з.



7. Рефлексия.

А теперь давайте подведём итоги урока. Перед вами красивая радуга. Используя её, выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке.




























Просмотр содержимого документа
«СайбидиноваА.Р. технологическая карта урока»

Технологическая карта урока систематизации и обобщения знаний и умений

«Глагол как часть речи», 6 класс

Цели урока:

Образовательный аспект:

  • повторить и углубить знания по теме «Глагол как часть речи»;

  • отработать умение правильно писать личные окончания глагола;

  • совершенствовать умение определять морфологические признаки глагола;

  • формировать представления учащихся о роли глаголов в речи.

Развивающий аспект:

  • развивать аналитические способности учащихся;

  • формировать умение планирования;

  • развивать умение грамотно строить устное высказывание;

  • содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • воспитывать понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.



Используемые технологии:

  • сотрудничества

  • информационные технологии


Оборудование: компьютер, проектор










п/№

Этап урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

УУД

1

Организационный


Приветствуют учителя и друг друга, демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность.

Приветственное слово, проверка готовности рабочих мест, создаёт положительный настрой учащихся на урок.

Коммуникативные: учатся приветствовать друг друга и учителя;

Личностные: положительное отношение к уроку.


2

Целепола-гание

Слушают учителя, самостоятельно формулируют тему и цель урока.

Записывают тему урока в тетради.

Читает рассказ, проводит беседу по вопросам:

Чем необычен рассказ?

Случайно ли взят такой рассказ?

О какой части речи пойдет речь на уроке?

Познавательные: понимают поставленную задачу, выполняют учебно-познавательные действия

Регулятивные: планируют необходимые действия, ставят учебную задачу

3

Актуализация опорных знаний


Один ученик выбирает морфологические признаки глагола, составляет интеллект-карту на доске.


Координировать действия.

Организовать фронтальную и индивидуальную работу


Познавательные: представлять информацию в разных формах.




Отвечают на вопросы учителя, составляют связные ответы

Проводит фронтальную беседу по теме:

Что такое глагол?

Каково его значение?

На какие вопросы отвечает?

Что такое неопределенная форма глагола?

Отмечать степень вовлеченности учащихся в работу на уроке


Личностные: мотивация учения



Отвечают на вопросы учителя, составляют связные ответы, доказывают свою точку зрения

Обращает внимание учащихся на доску, проводит беседу по вопросам:

Правильно ли составлена карта?

Почему так расположены признаки?

Почему вид, спряжение, возвратность, переходность называют постоянными признаками? Чем они отличаются от непостоянных?

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Познавательные: анализировать, классифицировать, сравнивать.

4

Обобщение и систематизация знаний

Контроль усвоения, обсуждение ошибок

Приступают к выполнению заданий № 1, 2, 3.

Задание 1: определить вид глагола, образовать видовую пару. Провести самопроверку, сформулировать вывод: при помощи чего образуется видовая пара?

Проводят самопроверку по слайдам презентации

Задание 2: выписать глаголы, найти ошибки в правописании личных окончаний глаголов, исправить их.

Что нужно знать, чтобы исправить ошибки?

Задание 3: выделить в глаголах суффикс –ся.

Как они называются? Какие глаголы называются возвратными?

Задание 4: выписать из предложений задания 2 глаголы с существительными в вин.п. без предлога.

Как они называются? Почему?


Контролирует ход выполнения заданий, организует самопроверку выполненных заданий








Осуществляет выборочный контроль, организует фронтальную работу.

Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала

Коммуникативные: осваивать культуру общения, умения слушать другого. Умение строить монологическое высказывание

Регулятивные: контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей

5

Физкультминутка

Ответить на вопрос: глаголы какого наклонения преобладали в стихотворении?

Какие еще наклонения вы знаете?

Работа с таблицей на стр.176 учебника.




6

Применение знаний и умений

Выполняют морфологический разбор по вариантам.

Проводят взаимопроверку

Объясняет вид предстоящей работы, организует самостоятельную работу, контролирует ее выполнение

Познавательные: находить необходимую информацию.

Регулятивные: работать по плану.

Коммуникативные: создавать устные тексты.

7.

Творческая лаборатория

Выполняют исследовательскую работу: прочитать текст, определить автора и название произведения, посчитать количество самостоятельных частей речи , на основе полученных данных сформулировать вывод.

Составляют синквейн

Организует групповую работу и проверку выполнения задания.

Познавательные: понимание коммуникативно-эстетических возможностей глагола.

Регулятивные: работать по плану, выдвигать версии.

Коммуникативные: излагать свое мнение

8

Домашнее задание

Задают вопросы по домашнему заданию, записывают его в дневник

Предлагает дома закончить составление интеллект-карты глагола

Личностные: умение слушать другого.

9

Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы

Обучающиеся высказывают мнения о достижении цели урока

Организует процедуру самооценки учебной деятельности на уроке

Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности своей работы

Познавательные: выделять главное (свертывать информацию до ключевых слов)

Личностные: понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности





Просмотр содержимого презентации
«Глагол как часть речи»

Двадцать восьмое января

Двадцать восьмое января

Частота употребления в речи

Частота употребления в речи

Видовые пары 1 ряд  несов.в.   сов.в.

Видовые пары

  • 1 ряд

несов.в. сов.в.

  • Завершать - завершить
  • Вспахивать - вспахать
  • Объединять - объединить
  • Посещать - посетить
2 ряд  несов.в.   сов.в. Расти -  вырасти Строить - построить Пить - запить Учить - научить
  • 2 ряд

несов.в. сов.в.

  • Расти - вырасти
  • Строить - построить
  • Пить - запить
  • Учить - научить
3 ряд   несов.в.  сов.в. Класть - положить Ловить - поймать Говорить - сказать Брать - взять
  • 3 ряд

несов.в. сов.в.

  • Класть - положить
  • Ловить - поймать
  • Говорить - сказать
  • Брать - взять
Наклонения

Наклонения

  • Условное
  • сделал бы
  • нарисовал бы
  • мог бы
  • Изъявительное
  • шью
  • объяснял
  • приехали
  • задумаюсь
  • Повелительное
  • читай
  • отвари
  • пишите
  • отстань
  • нарисуй
Морфологический разбор Приехали Нарисуй Н.ф. – приехать Н.ф. – нарисовать совершенный вид совершенный вид непереходный переходный невозвратный I спряжение невозвратный I спряжение изъявительное повелительное прошедшее время --- множественное число единственное число --- 2 лицо --- ---

Морфологический разбор

Приехали

Нарисуй

Н.ф. – приехать

Н.ф. – нарисовать

совершенный вид

совершенный вид

непереходный

переходный

невозвратный

I спряжение

невозвратный

I спряжение

изъявительное

повелительное

прошедшее время

---

множественное число

единственное число

---

2 лицо

---

---

Творческая лаборатория Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся. Поднатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» – молвил он, Вышиб дно и вышел вон.

Творческая лаборатория

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся.

Поднатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» – молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Творческая лаборатория Сын на ножки поднялся , В дно головкой уперся . Поднатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» – молвил он, Вышиб дно и вышел вон.

Творческая лаборатория

Сын на ножки поднялся ,

В дно головкой уперся .

Поднатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» – молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет , То заплачет , как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит , То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит .

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет ,

То заплачет , как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит ,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит .

Рефлексия

Рефлексия


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока русского языка для 6 класса "Глагол как часть речи"

Автор: Сайбидинова Альфия Рахиммулаевна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 358060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Прошедшее время глагола". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-proshiedshieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "105433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402852021"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422566946"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Методическая разработка урока русского языка для 2 класса "Изменение частей речи по числам""
    ["seo_title"] => string(92) "mietodichieskaiarazrabotkaurokarusskoghoiazykadlia2klassaizmienieniiechastieiriechipochislam"
    ["file_id"] => string(6) "316099"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460021461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства