Методическая разработка урока русского языка для 6 класса.
«Глагол как часть речи»
Цели урока: 1) повторить основные сведения о морфологических признаках глагола; 2) углубить представление учащихся о значении категорий вида, переходности, возвратности; 3) тренировать учащихся в использовании глагольных форм для описания действий.
Ход урока
Оргмомент. Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада встрече с вами. Сегодня у нас необычный урок. У нас гости, поприветствуйте их. Спасибо. Садитесь.
Начать наш урок я хочу с небольшого рассказа.
(учитель читает рассказ):
Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю. Будит, сердится: "Опоздаешь!" Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу, бегу:
Опаздываю. Звенит. Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают. Пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу - не знаю; знал - забыл. Получил, пошел, сел. Звенит! Бегут, толкаются. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаем. Сосредоточиваемся, решаю, не могу решить, сижу, заглядываю. "Дай списать". Списываю, ошибаюсь. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, кричим.
- Чем необычен этот рассказ? (использование глаголов)
- Случайно ли я взяла такой рассказ?
- Так о какой же части речи сегодня мы будем говорить? ( о глаголе)
Записываем тему урока.
-Сегодня у нас первый урок по теме, что будем делать на уроке.
-А вы знаете, по подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи, причем в текстах разных стилей глаголам отводится неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в художественном стиле.
Этап повторения изученного.
Я приготовила карточки с морфологическими признаками глагола, но они перемешались с признаками других частей речи. Кто из вас может выйти и навести порядок.
На доске: Спряжение, род, падеж, вид, возвратность- невозвратность, число, лицо, склонение, время, наклонение, переходность-непереходность, степень сравнения.
- А мы пока вспомним, что такое глагол? (самост часть речи)
Значение
Вопросы
Неопр форма
- Правильно ли составлена карта? Почему так расположили признаки?
- Как их нужно расположить? пост-непост пр.
- Почему вид, спряжение, возвратность, переходность называют постоянными признаками? Чем они отличаются от непостоянных?
На столе у вас лежит раздаточный материал
Приступаем к выполнению задания №1
Прочитайте задание, всё понятно? Выполняйте.
Видовые пары.
Определите вид глагола и образуйте видовую пару:
Завершать - расти - класть -
Вспахивать - строить - ловить -
Объединять - пить - говорить -
Посещать - учить - брать –
- как определить вид глагола?
- Вывод: при помощи чего образуется видовая пара? (суффикс, приставка, другой корень)
4. Приступаем к выполнению задания №2
«Найди ошибку»
Ученик выполнил работу . Проверьте, правильно ли он вставил буквы? Выпишите все глаголы, если необходимо, исправьте ошибки.
1. Ты вытира.и.шься полотенцем. --
2. Он отскоч.и.т в сторону. +
3. Они колыш.а.тся от ветра. –
4. Мы укро.е.мся под крышей. +
5. Он завис.и.т от родителей. +
6. Они раскрас.я.т плакаты. +
7. Ты не удерж.е.шься от слёз. –
8. Он брос.е.т камень. –
- Что нужно знать, чтобы исправить ошибки?
5. Возвратность.
- А теперь выделите в глаголах суффикс –ся. Как они называются?
Уколешься, колышутся, укроемся, не удержишься.
А какие глаголы называются возвратными? .
6. Приступаем к выполнению задания №3
Переходность.
Мы продолжаем с вами работать с предложениями из задания 2.
найдите и выпишите глаголы, которые имеют при себе существительные в Вин п без предлога.
Расклеют плакаты, бросит камень.
- Как они называются? Почему?
7. Настало время немного отдохнуть
Физкультминутка.
Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
А глаголы вы считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении? (повелительного) А какие еще наклонения есть у глагола?
8. Работа с учебником
- сколько наклонений в русском языке? Назовите их.
Что обозначает каждое наклонение? «наведите порядок» в данной записи, соединив значение каждого наклонения с его названием. Стр181
Изъявительное наклонение | Призыв (совет, приказ) совершить действие |
Условное наклонение | Действие происходит, произойдёт, произошло на самом деле |
Повелительное наклонение | Действие возможно, желательно |
- Приведите примеры глаголов в изъявительном, повелительном и условном наклонении.
- Скажите, все ли морфологические признаки глагола мы повторили?
Поработаем с таблицей.
Стр 176 провести морф разбор глаголов. (по вариантам)
Глагол | приехали | | нарисуй |
Инфинитив | | | |
Постоянные признаки | Вид | | | |
Переходность | | | |
Возвратность | | | |
Спряжение | | | |
Непостоянные признаки | Наклонение | | | |
Время | | | |
Число | | | |
Лицо | | | |
Род | | | |
Взаимопроверка по слайду.
Творческая лаборатория «Употребление глагола в речи»
В начале урока я вам говорила об исследованиях учёных.
Представьте себе, что вы юные исследователи.
8. Приступайте к выполнению задания №4
-Прочитайте текст. Из какого произведения эти строки, кто их автор?
- Посчитайте, сколько в тексте сущ-х, прил-х, глаголов.
- На основе полученных данных сформулируйте вывод.
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся.
Поднатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
- А вот что об этом пишут исследователи творчества Пушкина:
Пушкин всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Вы найдёте у него целые строфы без единого прилагательного. Предложения составлены только из существительных и глаголов. Это придаёт особую действенность стиху
Сколько силы и энергии в этих шести строчках, в этой цепи глаголов – поднялся, уперся, поднатужился, молвил, вышиб и вышел!
- Как автор описывает вьюгу? (весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов. Создаются звуковые образы: завывание ветра, плач ребёнка, шорох соломенной крыши, стук кого-то в окошке)
-Вы не хуже языковедов справились с этой задачей.
- Наш урок подходит к концу, и я вам предлагаю, как обычно, составим синквейн.
Кто помнит как он составляется?
6. Составление синквейна.
- имя сущ (тема)
- 2 прил (описание признаков)
- 3 глаг (характерные действия)
- фраза (выражающая личное отношение)
- синоним (слово-резюме)
Д.з.
7. Рефлексия.
А теперь давайте подведём итоги урока. Перед вами красивая радуга. Используя её, выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке.