kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Род имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Род имён существительных"  способствует закреплению навыка учащихся в определении рода существительного и развитию умения употреблять в речи. Основная форма урока - групповая работа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Род имён существительных"»

Жанаспаева Мейрамгуль Зарлыккановнв, учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс №3», г.Семей, ВКО.

5 класс с казахским языком обучения

Тема

Род имен существительных

Цель





Повторение сведения о существительном, закрепление умений различать мужской, женский и средний род имён существительных.

Задачи:

 Закрепят умение определять род имен существительных; будут развивать навыки разграничения категории рода в вопросе согласования с прилагательными и глаголами.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационно-целевой этап. 

 



ЗАПИСЬ в тетради даты, темы. (Слайд 1)

 Сегодня я буду вашим проводником в мир русского языка, а именно в чудесные края, где правит его величество Имя Существительное. Скажите, пожалуйста, что вы знаете об этой части речи? Сейчас группа учащихся составит портрет существительного.

В это путешествие мы отправимся с вами на скоростном поезде «Сапсан». (Слайд 2) Кто-нибудь знает, в честь кого поезд получил свое название? Этот вопрос исследуют 3 ученика.


  1. Составляют портрет имени существительного.

  2. Работают над мини-проектом «Сапсан».

Почему поезд так назван? (Поезд назвали в честь птицы. Сапсан – самая быстрая птица, и вообще живое существо, в мире.) (Слайд 2) А почему поезд назвали в честь самой быстрой птицы? (Т.к. поезд очень быстро едет. Поезд способен развивать скорость до 350 км/ч. Но в реальности на российских железных дорогах он развивает скорость до 250 км/ч). Почему мы используем данный образ на уроке?

3.Языковые нормы. Работа на электронном тренажёре. (не ошибался – «5», ошибся 1-3 раза – «4», 4-6 раз - «3»). (Слайд 3-13)









Физ.разминка


Итак, чтобы сесть в поезд, нужно приобрести билеты. К несчастью ветер разбросал билеты. 1 группа собирают слова женского рода, 2 группа – мужского, 3 – среднего.

Пассажиры купе имен существительных женского рода, прочитайте слова на своих билетах. (Далее пассажиры купе существительных мужского и среднего рода.)


Актулизация знании


4.  Работа в группах.

Дает задание. Обсуждение в группе.

 1 станция. Сиреневая роща. (Слайд 16-17)

- А вот и первая станция! Что за цветок изображен у меня на слайде? Какого рода это существительное? (Женского рода.) Скажите, пожалуйста, а как вы определили, что это имя существительные женского рода? (Подставили местоимения.) Как вы думайте, имена существительные какого рода живут на этой станции? (Женского.)

Как вы знаете, поезд движется по определенному расписанию. И на каждую остановку отводится определенное время. Для выполнения этого здания вам предоставлено 2 минуты.

Чтение. Задание 1. Прочитайте стихотворение А. Майкова «Весна». Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Найдите имена существительные женского рода, подчеркните их с именами прилагательными, если таковые имеются.

Уходи, Зима с..дая! 
Уж кр..савицы Весны 
Колесница  з..л..тая 
Мчится с горной вышины!

У нее не лук, не стрелы, 
Улыбнулась лишь, и ты, 
Подобрав свой саван белый, 
Поп..лзла в овраг, в кусты.

- Проверяем задание. Если все верно, ставим на полях 1 балл. - Ребята, что вы узнали о жителях этой станции? Какие имена существительные мы относим к женскому роду? На какой вопрос отвечают имена прилагательные, которые дружат с жителями этой станции?

 2 станция. «Таинственный лес». (Слайд 18)

- Познакомьтесь с жителями этой станции. (На слайде: гриб, колокольчик, медведь). Какого рода эти существительные? Какие вспомогательные слова мы можем подставить к этим существительным, чтобы убедиться, что они мужского рода? (Он мой.)

- Как вы думайте, какое время года на этой станции? (Лето.) Давайте прочитаем стихотворение Г. Галиной об этом времени года. (Слайд 19-20)

На выполнение этого задания вам дается 2 минуты.

Задание 2.

Найдите словосочетания, соответствующие схемам:

  1. прил. + сущ. (м.р.)

В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес 
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крылья жуков, 
Плащ голубых мотыльков —
Разве не чудо?

Г.Галина 

Слушание. Работа по текстам (реализация индивидуального задания) . Учитель задает вопрос:

О каких правилах, которые еще не усвоил мальчик, говорит старик?

3 станция. «Осеннее настроение». (Слайд 21-22)

- Ребята, что изображено на картинке? Верно, небо, облако, солнце. Какого рода эти имена существительные? (Среднего). Задание 3.  Составьте, пожалуйста, с одним из этих слов предложение (глагол употребите в прошедшем времени). Время выполнения задания 1 минута.

Назовите существительные среднего рода.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

                                   А. С. Пушкин

- Молодцы! Хорошо усвоили материал. Теперь отправимся на следующую станцию.  

4 станция. «Снежинка» (Слайд 23- 24)

- У нас осталась последняя станция. А вот и она!  На этой станции зима, как и сейчас у нас с вами.

Задание 4.         

 Вставьте пропущенные имена существительные. Обозначьте их род.

Наступила ночь в лесу. По стволам толстых деревьев постукивает ……….., хлопьями осыпается легкий серебряный ………. В темном высоком ……. видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних ……….

Слова для справок: мороз, иней, небе, звёзд.

  1. Индивидуальное задание. Читают рассказ В. Осеевой «Задача» (в лицах), «Заячья шапка», «Кто хозяин?» Составляют 1 вопрос по тексту. (Почему, Объясни, сравни, оцени поступок).

  2. Письмо. Выписывают слова с пропущенными буквами.

(Команда, которая выполнила задание первой, читает правильные ответы, остальные проверяют.) Итак, задание выполнено верно. Команда получает жетон.

  1. Выписывают словосочетания прил.+сущ.

  2. Составляют предложение. Выбирают из текста стихотворения сущ. Среднего рода. (устно)

5. Нужно самим составить текст о зиме, используя имена существительные трех родов.



Обратная связь

Рефлексивно-оценочный этап.



Подведение итогов.

- Мы совершили с вами прекрасное путешествие по родам имени существительного. Давайте вспомним, какие существительные мы относим к женскому роду? Какие к мужскому? Какие к среднему роду? Для того чтобы вам легче было запомнить вспомогательные слова, я предлагаю прочитать стихотворение. (Слайд 25)

Женский род запомню я 
И скажу она, моя.
И запомню род мужской
И опять скажу он, мой.
Средний род – оно, мое.
Это – правило твое.

Говорение. Стратегия «Подари пятёрку» (Слайд 26)

Рефлексивный прием

(Слайд 27) «Одним словом». Необходимо выбрать 3 слова, которые наиболее точно передают твоё состояние урока: скука, равнодушие успех, неуверенность, рассеянность,  колебание, счастье, тревога, апатия, покой, уверенность,   удовлетворение, вдохновение,  печаль, радость, гордость, страх, наслаждение, активность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Род имён существительных"

Автор: Жанаспаева Мейрамгуль Зарлыккановна

Дата: 22.02.2017

Номер свидетельства: 394730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка урока по французскому языку по теме : " Моя семья" "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-frantsuzskomu-iazyku-po-tiemie-moia-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "189294"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426861258"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Методическая разработка по русскому языку в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskaia-razrabotka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "162252"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422339439"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Имена существительные, имеющие только форму множественного числа."
    ["seo_title"] => string(73) "imienasushchiestvitielnyieimieiushchiietolkoformumnozhiestviennoghochisla"
    ["file_id"] => string(6) "310784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459095627"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Существительные общего рода "
    ["seo_title"] => string(38) "sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "157852"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421662343"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422566946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства