III | Актуализация знаний (определение базы данных, на которых строится новая тема) Цели: - организовать работу по формированию умений делать вывод. Распределительный диктант Учебная задача. | | Мы продолжаем изучение темы «Имя существительное». А новую тему сегодняшнего урока определим, выполнив задание. Задание: распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе. Свечи, окна, игры, мыши, книги, перья, ружья, мячи, умницы. - Род какого слова вы затруднялись определить? Почему? - А можно сказать о Вове, что он умница? - А о Даше? - Какого рода это слово? - Мужского или женского? Мы должны решить с вами, что это за существительные, к какой группе слов они относятся; какая форма рода им свойственна. | Под диктовку учителя 3 ученика работают у доски, остальные - в своих тетрадях. |
| Целевая установка. Определение темы урока учениками. Цели: - организовать формулирование темы урока уч-ся
Целеполагание. Цели: - организовать постановку целей урока уч-ся Мотивация. Цели: - обеспечить мотивацию учения школьников. | Презентация (слайд 4)
Презентация (слайд 1 )
Презентация (слайд 2) | Задание. Чтобы определить, какого рода – мужского, женского, среднего – подобные существительные, выполним задание. Прочитайте, определите род выделенных слов (на экране). «Умница»,- сказала мама Вере. «Что же ты за непоседа!»- воскликнула бабушка, глядя на внучку. «Ну и копуша же ты, Варя»,- не выдержал отец. = Назовите род выделенных слов. - Что помогло вам его определить? (Ключевые слова, контекст.) - Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках? = Попробуйте заменить в этих предложениях женские имена собственными мужскими. - С какими существительными вы познакомились? В чем их особенность? - Как определить их род? - Как вы считаете: можно ли их род назвать общим? Вывод. Итак, мы определили тему нашего урока: «Существительные общего рода». -Какие задачи мы с вами должны себе поставить при изучении данной темы? | Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде. Формулируют цели урока. (Узнать, какие существительные относятся к общему роду, научиться их правильно употреблять в речи.) |
IV | Изучение нового материала. Цели: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение изучаемого материала; - способствовать формированию умственной культуры труда, - продолжить развитие информационных умений, умений получать информацию из различных источников, систематизировать и обобщать информацию 1. Работа с лингвистическим текстом. 2. Сообщение ученика. 3. Грамматическая задача. Физкультминутка | Учебник Разумовской М.М. Презентация (слайд 5)
Презентация (слайд 6) | = Ребята, давайте проверим себя. Прочитаем по учебнику, действительно ли мы правы? Убедитесь, что в результате наблюдения и рассуждения мы с вами правильно определили признаки существительных общего рода. = Обратимся к схеме, рассмотрим её и запомним. = Давайте послушаем, какую информацию о существительных общего рода подготовили ребята. По значениям слов угадать слова общего рода, имеющие положительную эмоциональную окраску. Очень трудолюбивый, старательный человек (трудяга, работяга), умный человек (умница), человек, который много знает (всезнайка); а теперь отрицательную - неопрятный, грязный человек (грязнуля), тот, кто много и часто плачет (плакса), рассеянный, невнимательный человек (разиня), человек, который зазнается (зазнайка). | Ученики: Некоторые существительные с окончанием а-я, обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные общего рода. Имена прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде. Подготовленный ученик: Имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи. Такие слова могут иметь положительную или отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей. |
V | Этап закрепления и применения изученного. Цели: - выполнять учебные задания с целью проверки знаний, умений, навыков. -Формировать культуру труда. -Развивать логическое мышление на основе индивидуальных возможностей каждого ребёнка, валеологических навыков и умений, саморегуляции 1. Работа с пословицами. 2. Отгадайте загадку. Лексическая работа. Распределительный диктант Творческая работа Слово учителя Сообщение учащ-ся | Презентация (слайд 7) Презентация (слайд 8) Презентация (слайд 9) Презентация (слайд 10) | Задание: спишите пословицы, существительные общего рода подчеркните. На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская). Гуляка в молодости – скромен в старости (турецкая). Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская). Языком мастер, а делом – левша (адыгейская). Пьяница как курица: где ступит, там и клюнет (русская). Задание: Найдите в загадке спрятанное существительное общего рода. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки – ни одной. (еж) - Кто такой недотрога? Задание: выпишите имя существительное общего рода вместе с прилагательным и укажите род имени существительного. По лексическому значению угадайте слово, которое должно быть именем существительным, оканчивающимся на а-я. 1. Несведущий, малообразованный человек (невежда). Учитель: Ребята, а вы знаете, что означает слово невежа? Как вы думаете? Ответы учащихся (грубый, невоспитанный человек). 2. Неопрятный, нечистоплотный, неаккуратный человек (неряха, грязнуля). 3. Плаксливый человек (плакса). 4. Ненасытный, жадный в еде, прожорливый человек (обжора). 5. Человек, который любит есть сладкое (сластёна). 6. Человек, который пишет левой рукой (левша). 7. Певчий-солист, начинающий пение, подхватываемое хором (запевала). 8. Умный рассудительный человек (умница). 9.Тихий, смирный человек (тихоня) 10. Сонливый, любящий много спать человек (соня) 11. Очень подвижный, суетливый, беспокойный ребенок (непоседа) 12. Тот, кто любит затевать драки, ссоры. (забияка) = Распределите существительные в три столбика: 1) существительные, отрицательно характеризующие человека; 2) положительно характеризующие человека; 3) слова, которые не несут положительной и отрицательной характеристики человека. - Проверим. Все ли слова понятны? - Что надо сделать, чтобы можно было определить род этих существительных? - Правильно. Ввести в контекст, то есть в предложение. = Составьте предложения со словом работяга, чтобы в одном предложении оно было мужского рода, в другом – женского рода. В последнее время в языке появилось много слов с суффиксами - аг -, - яг - : трудяга, работяга, симпатяга. Они тоже используются в разговорной речи, в художественной литературе как средство характеристики героев.
| (обидчивый, чрезмерно щепетильный человек) Сердитый недотрога (муж. род). 1 ученик выполняет у доски, остальные в тетради
Мазила, тёзка, зазнайка, разиня, левша, умница, соня, неряха, сирота, тихоня, трудяга, скряга, недотрога, непоседа, кривляка, работяга. Записывают эти предложения в тетрадь. Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода. (обращаются к слайду) существительными врач, инженер, токарь, слесарь и т.п. согласуются в ед.числе только в мужском роде. Поэтому правильно будет: «Нина Петровна окончила педагогический институт в Москве. Сейчас она работает сельским врачом». Слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности, не относятся к существительным общего рода, а являются существительными мужского рода. |
VI | Этап первичной проверки новых знаний. 1.Редактирование предложений. 2.Творческая мастерская. | (Слайд № 11 ) Презентация (слайд 12) | - Ребята, грамматические ошибки, связанные с употреблением существительных общего рода, нередко встречаются в текстах ГИА, ЕГЭ. Попробуйте сейчас найти ошибки в предложениях: 1) Профессор Миронова рассказал ребятам о том, что его особенно волнует. 2) Нужно проявлять большую заботу о стариках. 3) Она прекрасная педагог. 4) Мы радовались успехам одноклассников. Составьте 3 предложения с любыми из предложенных существительных общего рода, употребляя эти слова применительно к лицам мужского и женского пола. Инженер, строитель, агроном, экономист, секретарь, кондуктор, архитектор, профессор, программист, бухгалтер, маляр, вахтер. | Находят предложение (Она прекрасный педагог.) Верно, так как существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова. Составляют 3 предложения с любыми из предложенных существительных общего рода, употребляя эти слова применительно к лицам мужского и женского пола Определяют род этих существительных. |