Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звук [ч`], буквы Ч, ч»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мартьяновская средняя общеобразовательная школа
Клинцовского района Брянской области
Методическая разработка
урока обучения грамоте
в 1 классе по теме «Звук [ч`], буквы Ч, ч»
Учитель: Черняк Елена Васильевна
2016 год
Цель урока: 1) ознакомление со звуком [ч`], буквами Ч, ч, обучение
слоговому чтению;
воспитание внимательного отношения к людям, умения ценить время;
развитие речи учащихся, активизация словаря, развитие воображения, оперативной памяти, отработка мыслительных операций (обобщение, исключение).
Оборудование: магнитная азбука;
картинки;
слоговые карточки;
«хитрые» буквы;
«перепутанные» буквы;
магнитофон.
Ход урока
Организация класса. Активизация внимания.
Долгожданный дан звонок,
Начинается … урок!(ответ детей)
Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки)
Настрой на урок
Закройте глаза, представьте себя на берегу лесной речки. Плещется вода в реке, где-то стрекочет кузнечик, кукушка считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Начинаем урок.
Повторение изученного.
Вопросы.
Что обозначают буквы? (Звуки)
Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
Произнесите гласные звуки.
Произнесите согласные.
Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу)
Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими - зеленый)
Классификация букв.
На магнитной доске буквы расшалились, перепутались. Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета)
Если гласные можно тянуть, петь, давайте их споем. («Поем» по одной, как гамму)
А согласные можем спеть? (Нет). Но зато мы произнесем каждую из них дважды – твердо и мягко.
Сообщение цели урока.
Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой
Ознакомление со звуком [ч`]
–Ребята, я предлагаю вам сыграть со мной игру «Я беру тебя с собой». В моём чемодане есть предметы, я буду их называть, а вы отгадайте по какому признаку я их вместе собираю?
(чайник, чемодан, чучело, чашка, часы)
- они начинаются на [ч]
-Молодцы, угадали. Тогда добавьте мне ещё предметы.
- Ребята, а как вы думаете, почему эти предметы пожаловали к нам сегодня?
-будем знакомиться со звуком [ч] и буквой.
- Какие цели поставим перед собой?
V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Выделение звука [ч`].
Характеристика звука.
Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный)
Произнесите слово «Чайник» еще раз. Какой звук [ч`], твердый или мягкий. (Мягкий). Прикрепляем рядом с картинкой зеленый квадратик.
А, может, в слове «чемодан» этот звук произносится твердо? (Нет). Прикрепляем зеленый квадратик.
Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.
Назвать слово со звуком [`ч] самостоятельно.
Подбор антонимов и синонимов.
Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]
В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)
Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)
Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)
Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя
А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?
Правдивый человек (честный)
Внимательный (чуткий)
Активизация словаря.
Назовем профессии людей (по картинкам). Во всех названиях есть звук [`ч].(Ткач, почтальон, часовщик, печник, скрипач, птичница и т.д.)
6. Игра на внимание «Любопытный» Я задаю вопросы, а вы отвечаете словом, которое начинается со звука ч:
-Где рубашка? (в чемодане)
- Где стрелки? ( в часах)
- Где ложка? (в чашке)
- Где чай? (в чайнике)
- Кто в клетке? (чижик)
- Кто над морем? (чайки)
- Кто в песке? (черепахи)
- Что в лесу? (черника)
- Что в саду? (черешня)
-Какой день недели?(четверг)
-Кто в земле? (червяк) -и т.д. (можно предложить детям придумать вопросы, чтоб ответ начинался на данный звук, задаёт ряд ряду)
р- Кто живёт в сказке? (Чебурашка, Чипполино)
Работа в парах ( 1-составляет схему. 2- слово из букв азбуки)
Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?
– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
Ознакомление с буквами Ч, ч.
Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, мягкий, нашли его в словах, сами вспомнили слова с этим звуком. Пора познакомиться с буквой. Звук [ч`] обозначается буквой Ч ч.
Рассматривание букв по плакату. Сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных.
Зачем нужна заглавная буква? Привести примеры
На что похожа печатная буква Ч?
а) на цифру «4»
Да, вы правильно решили, «Ч» похожа на «четыре»:
Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.
б) на солдатика с поднятой рукой
Буква «Ч» сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь
Найти буквы Ч ч по классной «ленте букв», в настенном алфавите, среди других.
Упражнение в чтении.
Слоги с «Ч» по сигнальным карточкам:
а) закрытые (ач, оч, ич…)
б) открытые (ча, чо, чи…)
Слова по сигнальным карточкам: ча сы, туча, дача, лучи, мячи, чудо.
Слова с доски (для удобства чтения каждый слог написан своим цветом)
а) ученик
учебник
ручка
Объяснить лексическое значение каждого слова. Найти родственные слова. Наблюдение над многозначностью слова «ручка»
б) грач
бабочка
ласточка
Соотнесите слова с картинками. Упражнение в исключении (Какая картинка меняется? Почему?)
в) мяч
обруч
волчок
Соотнесение с картинками. Упражнение в обобщении. (Как назвать одним словом?) Конкретизация понятия. (Какие еще игрушки знаете?)
Текст. (На доске).
Установка
Прочитать внимательно, запомнить имена детей и названия игрушек.
Девочки играли во дворе.
У Ниночки мяч.
У Леночки обруч.
У Анечки палочка.
Им было …
Прочитать цепочкой, хором. Добавить последнее слово («весело», «хорошо»).
Учитель стирает имена, оставляя первые буквы. Дети вспоминают имена девочек.
Учитель стирает названия игрушек. Дети вспоминают. Учитель прикрепляет вместо слов соответствующие картинки.
Текст приобретает вид:
Девочки играли во дворе.
У Н… (картинка мяча)
У Л… (картинка обруча)
У А… (картинка палочки)
Им было весело (хорошо)
Дети восстанавливают по памяти весь текст.
Какая игрушка была у Ниночки? (Мяч)
«Мой веселый, звонкий мяч;
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой!»
Словарная работа
Вы заметили, как называли девочек? (Ласково). У нас тоже есть девочки. Давайте и их назовем ласково. (Ралиночка, Катенька, Ксюшенька, Любочка…)
А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? (Маму). Как назвать ласково? (Мамочка, мамуля)
Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.
А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. (Учитель показывает картинку с изображением гномика, прикрытую листком бумаги. По мере называния детьми слов учитель открывает соответствующую часть изображения).
VII Работа по учебнику.
1. Отгадаем загадку:
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
2.Работа по картинке.
Что видим? (Часы)
Какие часы бывают? (настенные, настольные, уличные, башенные)
Что есть у часов? (стрелки, цифры, маятник, гири)
Кого мы видим на картинке? (часовщика)
Что он делает?
Работа над скороговоркой:
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
VIII Закрепление.
а) найти буквы Ч ч, сравнить заглавную и строчную. Рассмотреть старинную букву «червь» в «Азбуке», в «Сказочной азбуке»
б) чтение слогов в «Азбуке»
в) работа над текстом («Азбука» с.129.)
Чтение
Анализ содержания.
О чем говорится в тексте?
Какие бывают часы?
Для чего нужны часы?
Мы узнали, как много есть разных часов. Но есть самые главные часы. Они находятся в столице России – в городе Москва, на Спасской башне Кремля. (Демонстрируется фотография Спасской башни)
Послушаем их голос (звучит запись боя курантов). Дети обмениваются впечатлениями.
IX Обобщение, подведение итогов.
Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - солнышко; затруднялся при выполнении заданий - облачко; было трудно работать – туча. Отмечаем каждый этап на схеме «Гора» ( звук, буква, составление слов и схем слов, я узнал, я научился)
Покажите настроение. Словесное оценивание работы учащихся на уроке.