kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка к разделу "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель разработки: раскрыть формы и методы работы с учащимися при изучении лексики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к разделу "Лексика"»

Введение


Главное назначение школы – воспитать высоконравственную, гармонично развитую личность. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед школой, принадлежит изучению родного языка.

Как известно, «Лексика» - один из важнейших разделов школьного курса, от успешного усвоения которого во многом зависит достижение ведущих целей обучения русскому языку в школе. Изучение этого раздела обладает широким обучающим и развивающим потенциалом, оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей.

Без полноценного усвоения знаний по «Лексике» невозможно успешное овладение орфографией и грамматикой. Знакомство с лексическими и фразеологическими явлениями создает базу для работы по развитию речи учащихся – по обогащению их словарного и фразеологического запаса и овладению лексико–стилистическими нормами, по формированию монологической речи.

Знание учащимися лексикологических и фразеологических понятий обеспечивает условия для ознакомления детей с языковыми особенностями изучаемых литературных произведений.

В настоящее время итоговая аттестация учащихся в 9, 11 классах проходит в новой форме. Авторы контрольно-измерительных материалов ГИА и ЕГЭ уделяют большое внимание лексическим понятиям, поэтому сейчас так остро стоит вопрос о целенаправленной работе по овладению школьниками системой понятий, которые включены в раздел «Лексика».

Владение разными способами определения лексического значения слова необходимо при выполнении задания А-3 в КИМах ГИА и задания А11 в КИМах ЕГЭ. Умение отличать стилистически окрашенное слово от общеупотребительного необходимо при выполнении задания Б1 в КИМах ГИА.

В заданиях А30 и В8 нужно знать, что такое синонимы, антонимы, омонимы, уметь различать омонимы и многозначные слова, диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова, фразеологизмы. А знание паронимов необходимо при выполнении задания А 2 в КИМах ЕГЭ.

Анализ выполнения части С экзаменационной работы выявил недостаточную сформированность словарного запаса учащихся, связанную с общеизвестной на сегодняшний день проблемой - нежеланием учащихся читать художественные тексты, понимать и чувствовать оттенки лексического значения слова, грамотно, с учетом традиций русского языка, оперировать ими. Чтобы успешно справиться с задачей раскрытия семантики слова, правильного использования его в речи, учащиеся должны овладеть основными теоретическими положениями раздела «Лексика», свободно владеть правильным литературным языком.

Поэтому изучение данного раздела является важным.


Главная цель методической разработки – раскрытие форм, методов и элементов современных педагогических технологий обучения применительно к разделу «Лексика» учебной программы по русскому языку для 6 класса.

Задачи изучения раздела:

  1. проанализировать действующий учебник по русскому языку;

2) изучить учебно-методическую литературу по данной теме;

3) подобрать формы и методы изучения содержания раздела;

4)описать методику использования элементов современных педагогических технологий;

5) осуществить связь теории с практикой на уроках русского языка;

6) показать приемы использования информационных средств обучения.



Преподавание русского языка в нашей школе ведется в соответствии с «Программой общеобразовательных учреждений…»

Знакомство с лексической системой русского языка начинается еще в начальной школе. На этом этапе происходит практическое знакомство со словами, близкими и противоположными по смыслу, с многозначными словами. Закрепление этих знаний происходит в 5 классе. Учащиеся изучают лексические понятия, связанные со значением слова. В 6 классе заканчивается изучение лексики. Ребята знакомятся с лексическими понятиями, связанными с употреблением и происхождением слов.

Таким образом, действующая программа определяет ступенчатое изучение лексики.




















Характеристика раздела «Лексика. Культура речи».


Преподавание курса русского языка в 6 классе общеобразовательных учреждений осуществляется по учебнику: Русский язык. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский ). – 33-е изд. – М.: Просвещение,2011.

Раздел «Лексика. Культура речи» является первым в системе тем изучения русского языка в 6 классе. Его место в начале курса оправдано тем, что у школьников уже имеются знания о лексической стороне языка, полученные в 5классе.

Цели изучения раздела «Лексика. Культура речи»:

-пополнить знания учащихся о словарной системе русского литературного языка;

-создать базу для изучения языка художественных произведений на уроках литературы, для реализации межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами;

-обеспечить формирование у учащихся умения находить в тексте и употреблять в собственной речи изучаемые лексические средства, обосновывать необходимость их использования.

Задачи:

Познавательные: учащиеся должны знать основные понятия лексикологии, отражающие разный подход к характеристике слова как элемента лексической системы языка: семантический, функциональный, генетический; уметь разъяснять значения известных слов, пользоваться различными словарями; соблюдать произносительные нормы литературного языка; правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания; грамотно пользоваться известными лексическими средствами в устной и письменной речи.

Развивающие: развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; развитие речевой культуры, а также способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные: воспитание бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания необходимости сохранения чистоты русского языка как явления культуры; осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в жизни человека и общества; понимания важности овладения нормами русского языка как средством получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Данный раздел включает в себя 9 параграфов, в которых раскрываются лексические понятия, связанные с употреблением и происхождением слов. Для этого изучаются следующие лексические термины: общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова ( они характеризуют лексику с точки зрения ее территориального и социального расслоения); устаревшие и новые слова, исконно русские и заимствованные слова (они характеризуют лексику с точки зрения ее происхождения).

Некоторое время назад в раздел «Лексика. Культура речи» вошли новые параграфы - «Жаргонизмы» и «Эмоционально окрашенные слова». Это связано, с одной стороны, с широким распространением в наше время названных лексически ограниченных в своем употреблении слов. В.Г.Костомаров отмечает как активно действующую тенденцию – тенденцию огрубления русского языка. Широкое употребление жаргонизмов, которые приходят в язык из определенной социальной среды, свидетельствует о снижении требований к культуре речи. Поэтому, разъясняя суть жаргонизмов, отмечая неизбежность их появления, нужно показать, что жаргонизмы не украшают говорящего, что в большинстве случаев они употребляются вместо известных литературных слов.

Что же касается эмоционально окрашенных слов, то внимание учеников концентрируется на тех словах, которые выражают отношение – как положительное, так и отрицательное. Главное на этом уроке – показать, что употребление эмоционально окрашенных слов может быть оправдано для характеристики речи персонажей, для высокого стиля изложения и т.д. Грубых слов следует избегать.

Особые затруднения у учащихся вызывает изучение устаревших, новых и профессиональных слов. Устаревшие слова нередко воспринимаются как вышедшие из употребления, так как со многими из них школьники сталкиваются на уроках литературы. Неологизмами учащиеся считают любые незнакомые им слова; профессиональными называют всякое слово, употребляемое людьми, владеющими той или иной профессией.

В разделе представлен обширный материал теоретических сведений. Лексикологические умения формируются с помощью специальных упражнений:1) общих при изучении каждого лексического понятия и 2) частных, специфичных для каждого лексического явления.

Остановимся на общих упражнениях.

  1. Нахождение изучаемого лексического явления среди слов, в словосочетаниях, в предложении или в связном тексте (по образцу или без него).

  2. Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление. Слова для этого упражнения учащиеся подбирают либо из печатных источников (учебников, словарей, статей), либо по памяти.

  3. Определение роли изучаемого лексического явления в тексте. С помощью этого упражнения создаются условия не только для закрепления функциональных свойств изученных лексических явлений, но и для понимания изобразительно-выразительных средств в изучаемых художественных произведениях на уроках литературы.

  4. Группировка изучаемых лексических явлений.

  5. Лексический разбор.

Для формирования умения пользоваться толковым словарем используются упражнения следующих видов.

  1. Нахождение в словарной статье толкового словаря ее структурных элементов. Это упражнение закрепляет знания учащихся о структуре словарной статьи.

  2. Нахождение в словарях слов по тем или иным пометам. Данное упражнение учит школьников находить сведения об условиях употребления или неупотребления слов в зависимости от этих его свойств.

  3. Составление словарной статьи.

Таким образом, набор видов лексических упражнений в разделе учебника, а также характер заданий к ним различен. Он зависит от специфики изучаемого лексического явления и формируемого лексического умения.

Большое внимание в разделе уделено повторению орфографии. Практически в каждом упражнении даны задания на определение видов орфограмм и знание орфографических правил.

В каждом параграфе дается разнообразный материал по культуре речи, что позволяет продолжить работу над выразительностью речи учеников.

В раздел включены отдельные уроки по развитию связной речи: собирание материалов к сочинению; устное описание картины А.М. Герасимова «После дождя»; сжатое изложение по тексту М. Булатова и В. Порудоминского. Запланированный программой урок дает возможность отрабатывать с учащимися навык написания сжатого изложения в рамках подготовки к ГИА.









Планирование изучения раздела «Лексика. Культура речи»


№ урока

Тема

Цели урока

Методы и формы

1

Повторение изученного по лексике в 5 классе

Знать основные лексические понятия; понятие о лексическом и грамматическом значении слова; уметь определять значение многозначного слова, отличать омонимы от многозначных слов.

Объяснительно- иллюстративный, практический. Фронтальная, индивидуальная

2

Р/р Собирание материалов к сочинению

Знать правила сбора материала к сочинению; уметь описывать картину; проводить наблюдения.

Словесный, наглядный, частично-поисковый. Фронтальная, групповая

3

Общеупотребительные слова. Профессионализмы

Знать, что такое употребительные слова, профессионализмы, сферу их употребления, уметь находить общеупотребительные с и необщеупотребительные слова, объяснять их значение и уместность-неуместность использования в обиходной речи, в художественных произведениях, пользоваться толковыми словарями

Словесный, исследовательский, наглядный, игровой. Фронтальная, групповая, индивидуальная

4

Диалектизмы

Знать понятия диалект, диалектная речь, нормы употребления диалектной лексики; уметь пользоваться словарями, определять уместность-неуместность использования диалектных слов в речи,

в художественной литературе

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, игровой. Фронтальная, групповая, индивидуальная

5

Р/р Сжатое изложение

Знать способы сжатия текста; уметь формулировать основную мысль, выделять в каждой части основные факты, действия

Словесный, наглядный, аналитический. Фронтальная

6

Р/р Сжатое изложение

Уметь писать сжатое изложение

Индивидуальная

7

Жаргонизмы

Знать определение жаргонизмов и причины их возникновения, сферу употребления; уметь находить жаргонизмы в тексте и определять их роль и значение

Объяснительно-иллюстративный Фронтальная, индивидуальная

8

Эмоционально окрашенные слова

Знать, что это за слова, сферу их употребления; уметь определять уместность их использования в речи, пользоваться толковым ;словарем

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный. Фронтальная, групповая, индивидуальная

9

Устаревшие слова

Знать понятие историзмы, архаизмы; их отличие; уметь пользоваться словарем устаревших слов, находить устаревшие слова в текстах

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.

Фронтальная, индивидуальная

10

Неологизмы

Знать понятие неологизмы, пути появления новых слов; уметь пользоваться толковым словарем для определения значения новых слов

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.

Фронтальная, индивидуальная

11

Исконно русские и заимствованные слова

Знать источники заимствования слов; уметь находить заимствованные слова, определять, откуда они заимствованы, их значение, пользоваться «Школьным словарем иностранных слов»

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, игровой. Фронтальная, групповая, индивидуальная

12

Фразеологизмы

Знать определение фразеологизмов, их роль в обогащении речи; уметь употреблять в речи фразеологизмы, пользоваться фразеологическим словарем

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, игровой. Фронтальная, групповая, индивидуальная

13

Источники фразеологизмов

Знать о происхождении фразеологизмов, об источниках их пополнения; уметь объяснять значение фразеологизмов, находить их в текстах

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой. Фронтальная, групповая, индивидуальная

14

Обобщение изученного в разделе «Лексика. Культура речи»

Повторить основные лексические понятия, изученные в разделе

Игровой. Фронтальная, групповая

15

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

Проверить умения и навыки учащихся по теме

Контрольный


В результате изучения раздела «Лексика. Культура речи» учащиеся должны выработать следующие умения и навыки:

- толковать лексические значения известных слов;

- узнавать лексическое значение слова, в котором оно употреблено в контексте;

- находить в тексте диалектные и профессиональные слова, устаревшие и новые слова, исконно русские и заимствованные слова;

- в ясных случаях определять изобразительно-выразительную роль в текстах диалектных, профессиональных и устаревших слов, неологизмов, эмоционально окрашенных слов;

- определять уместность-неуместность использования необщеупотребительных слов в обиходной речи, в художественных текстах;

-пользоваться толковыми словарями разных типов, справочной литературой.


Методы и формы, используемые на уроках при изучении

раздела


В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и новых педагогических технологий.

В своей работе использую различные технологии, но приоритетной для меня является личностно - ориентированное обучение. На современном этапе личностно - ориентированное обучение актуально, так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность.

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации, к нему предъявляется ряд особых требований, которым я стараюсь следовать. На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. Главным принципом личностно-ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, исследовательские технологии, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию учебного диалога. В своей работе активно использую четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: диалоговые технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию исследовательской деятельности.

Технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного обучения. Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для освоения и отстаивания новых ценностей. В ходе диалога формируется речевая культура учащихся, навыки публичного выступления и обсуждения проблемы. Все учащиеся оказываются вовлечены в учебный процесс и каждый вносит свой посильный вклад.

Основная цель игровой педагогической технологии – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Игра создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.

Также способствуют формированию творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе полученных знаний и социального опыта, исследовательские технологии.

Для совершенствования учебного процесса использую в работе компьютерные технологии. Благодаря внедрению новых информационных технологий у учителя появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал, вынесенный в презентацию, можно использовать неоднократно (в отличие от наглядности на бумажных носителях) да и дорабатывать после проведенного урока, учитывая опыт проведенного занятия. Информационно-коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование ИКТ в учебном процессе способствует его интенсификации и индивидуализации, росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения знаниями, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Таким образом, использование данных технологий помогает выбрать такие методы и формы при разработке раздела, которые помогают формировать у учащихся познавательный интерес к изучению русского языка.

При изучении лексики я использую различные методы обучения.

Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности. ( См. урок)

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Я учащимся сообщаю готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают меня, разбирают примеры – добиваются понимания материала. Данный метод использую на каждом уроке изучения лексики. ( См. урок)

Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.

Этот метод при объяснении нового материала применяла, например, при изучении темы: « Общеупотребительные слова. Профессионализмы».

- Из предложенного текста выбрать знакомые слова и незнакомые. Назвать эти слова. ( Вода, земля, люди и швартовы, лоцман, фарватер)

- На какие две групп можно разделить эти слова? ( Общеупотребительные и необщеупотребительные)

- Кем используются необщеупотребительные слова? ( Людьми, связанными с профессией мореплавателя)

- Скажите, как называются слова, связанные с той или другой профессией. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Профессионализмы. Значит, тема урока - «Общеупотребительные слова и профессионализмы») Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся. ( См. урок)

Обязательным считаю на уроках метод беседы.

На каждом уроке этот метод применим. По вопросам, заданным мною, появляется диалог. От учащихся требую логически связанных рассуждений, начинающихся с постановки цели и завершающихся выводами. (См.урок)

Не проходят уроки и без чтения учебника. Это тоже один из методов, применяемых мною на уроках. (См. урок)

Особенно применим этот метод на этапе изучения нового материала.

На этом этапе урока учащиеся зачитывают определения и другую важную информацию.

Объяснение нового материала строю на том, что сообщаю учащимся готовую информацию с обязательным разъяснением, показом примеров: устно, по книге, по картине.

Уроки сопровождаются демонстрацией презентаций, проецируемых на экран с помощью мультимедиапроектора. (См. урок)

Четко отработан практический метод, где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.

Метод игры обладает образовательной, развивающей и воспитательной функциями. Он поддерживает интерес к предмету. Игровая форма занятия создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций как средства побуждения стимулирования изучения предмета.

Как правило, на уроках русского языка применяются дидактические игры. В соответствии с задачами урока игра вводится в его определенную часть. Успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Игры – упражнения развивают внимание, память, общий кругозор детей. ( См. приложение 2)

На уроках использую различные формы работы с учащимися: индивидуальную, групповую, фронтальную. (См. урок)

Фронтальная форма организации учебной деятельности способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Это учитель должен учитывать и опрашивать их соответственно их возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту. В этом случае на уроке царит дух коллективного думания. Учащиеся работают не просто рядом, когда каждый в одиночку решает учебную задачу, а требуется совместно активно участвовать в коллективном обсуждении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

При индивидуальной форме каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. 

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. Это объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной формах урока учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним-двумя школьниками, остальные, нуждающиеся в помощи, вынуждены дожидаться своей очереди. Совсем иное положение таких учащихся в группе.

Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи. Без тщательной направляющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать. Содержание этой деятельности сводится прежде всего к обучению учащихся умению работать самостоятельно, советоваться с одноклассниками, не нарушая общей тишины на уроке, к созданию системы заданий для отдельных групп учащихся, обучение их умениям распределять эти задания между членами группы, чтобы были учтены темп работы и возможности каждого.

Организация контроля знаний учащихся по разделу

«Лексика. Культура речи»


Для того чтобы была объективная картина усвоения материала, необходимо оценивать знания и умения учащихся по всем темам раздела.

Своевременная диагностика изученности материала и анализ пробелов в обучении позволяет провести необходимую коррекцию в знаниях, спланировав своевременно индивидуальную работу с учащимися по восстановлению неосвоенного материала с последующим контролем.


Основные методы проверки знаний, умений, навыков учащихся на уроках русского языка по теме: «Лексика. Культура речи»


-устная работа, которая в свою очередь разделяется на устный (ответ одного ученика у доски) и фронтальные опросы;

- тест, контрольная работа. (См. приложение3)

Промежуточная диагностика и детальный анализ ошибок дает материал для последующей индивидуальной работы и позволяет повысить уровень усвоения изученного материала.


Сравнение уровня обученности по изученному разделу.



Эффективность применения вышеописанных методов подтверждают и результаты контрольных работ по разделу.

Таблица


Учебный год

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

2010

3

7

11

3

3,41

2011

4

9

10

1

3,52




























Заключение

Предложенный вариант разработки одного из разделов школьной программы по русскому языку для 6 класса способствует формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженную в словесной форме научную информацию и осознано применять ее в практической деятельности, анализировать и обобщать теоретический материал, при этом попутно повторяя пройденные темы.

Особое внимание уделяется пониманию идейно-художественного смысла литературных произведений и умению применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, что полностью соответствует требованиям, выдвигаемым программой по русскому языку.

Дидактический материал, используемый на уроках по изучению лексики, максимально приближен к контрольно-измерительным материалам ГИА.

Таким образом, обеспечена преемственность методик и технологий, используемых на всех этапах подготовки к ЕГЭ.






















Список использованных источников


  1. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1989.-191с.

  2. Богданова Т.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя- 4-е издание. - М.: Просвещение, 2000.

  3. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.

  4. Гужва Ф.К., Иванова А.Н. Лексика и фразеология русского языка – Киев, 1982

  5. Основные проблемы методики лексики в 5-6 классах. Сб. Вопросы методики лексики и фразеологии на уроках русского языка в средней школе. Под ред. А.В. Текучева. М.: Просвещение, 1979

  6. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка – М.: Просвещение, 1979

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  8. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. Монография. – Орел.: ОГУ, 1997. – 208 с. 

  9. Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: Учебно-метод. пособие для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2003.

  10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

  11. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.




22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка к разделу "Лексика"

Автор: Субботина Елена Николаевна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Методическая разработка опорных конспектов с упражнениями по теме «Документы» "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-opornykh-konspiektov-s-uprazhnieniiami-po-tiemie-dokumienty"
    ["file_id"] => string(6) "116524"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412513225"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска""
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-distsiplinie-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-tiema-ekskursiia-po-ghorodu-iakutsku-dostoprimiechatiel-nosti-iakutska"
    ["file_id"] => string(6) "259673"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448808505"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка на тему: «Система ключевых лингвистических задач при изучении раздела «Лексика» в 6 классе»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_na_temu_sistema_kliuchevykh_lingvisticheskikh_zadach_p"
    ["file_id"] => string(6) "514639"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560426660"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка для проведения интегрированного занятия в форме образовательной сетевой квест-игры по теме «Ландшафтный дизайн» "
    ["seo_title"] => string(155) "mietodichieskaia-razrabotka-dlia-proviedieniia-intieghrirovannogho-zaniatiia-v-formie-obrazovatiel-noi-sietievoi-kviest-ighry-po-tiemie-landshaftnyi-dizain"
    ["file_id"] => string(6) "117023"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412686853"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства