kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: «Система ключевых лингвистических задач при изучении раздела «Лексика» в 6 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке содержится система ключевых задач, которые можно применять на уроках русского языка в 6 классе при изучении раздела "Лексика". В этой работе представлены лингвистические задачи разного типа: на классификацию, на преобразование одних единиц в другие, на изменение текста и создание собственных текстов, на самостоятельное логическое заключение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Система ключевых лингвистических задач при изучении раздела «Лексика» в 6 классе»»

Методическая разработка на тему:

«Система ключевых лингвистических задач при изучении раздела «Лексика» в 6 классе»

В этой работе я постаралась создать систему ключевых задач, которые можно применять на уроках русского языка в 6 классе при изучении раздела «Лексика». В основе данной методической разработки лежит программа М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской.

В этом материале представлены лингвистические задачи:

а) на классификацию (различение, распознавание, узнавание единиц);

б) на преобразование одних единиц в другие – на синонимическую замену;

в) на изменение текста и создание своих текстов;

г) на самостоятельное логическое заключение – формулирование доказательства.

Все задачи распределены на три группы:

  1. Задачи минимального (базового) уровня.

Основная цель заданий этой группы – классификация лексических единиц. Познавательные универсальные учебные действия формируются в данном случае через анализ объектов-слов с целью выделения общих признаков. Задачи основаны на знании языковых фактов, умении работать по заданному алгоритму, эрудиции.

  1. Задачи общего (среднего) уровня.

Целью этих заданий является преобразование одних единиц в другие (синонимическая замена), группировка лексического материала, семантический анализ слов. Данные задачи основаны на знании языковых фактов, эрудиции, умении работать по алгоритму, направлены на формирование таких логических познавательных универсальных учебных действий, как анализ, сопоставление и установление причинно-следственных связей

  1. Задачи повышенного (профильного) уровня.

Цель данных заданий – самостоятельное логическое заключение (формулирование доказательства) и создание своих текстов. В основе этих задач лежит знание языковых фактов, эрудиция и логика, а направлены они на формирование таких логических познавательных универсальных учебных действий, как анализ, синтез и установление причинно-следственных связей.

Данная система задач отвечает следующим требованиям:

Наличие ключевых задач. Представлены только ключевые задачи.

Связность. Вся совокупность задач объединена темой «Лексика».

Возрастание трудности в каждом уровне. Задания распределены на три группы с учетом того, чтобы ученики могли постепенно двигаться от простого к сложному.

Целевая ориентация. Для каждой задачи можно определить ее место и назначение в блоке уроков.

Целевая достаточность. Для закрепления и текущего контроля подойдут задачи базового и среднего уровня. Самостоятельная исследовательская работа, а также итоговый контроль возможны по задачам повышенного уровня.

Психологическая комфортность. Система задач выражена в разных формах работы.














Минимальный (базовый) уровень

Общий (средний) уровень

Повышенный (профильный) уровень

  1. Заимствованные слова

Определите с помощью словаря иностранных слов, из каких языков заимствованы данные слова.

Сундук, авеню, кукла, бумага, фонтан, кровать, аквариум, жалюзи, колорит, барабан.

Замените выделенные заимствования русскими синонимами там, где возможно. Определите, какие из них нельзя заменить и почему.

У России установлены полезные контакты с другими странами.

К празднику народные умельцы готовят сувениры.

Экспонаты вернисажа произвели огромное впечатление.

Мемуары великого писателя вызвали большой интерес.

На день рождения я получила замечательный презент.

Докажите, что данные слова являются заимствованными:

Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.

  1. Профессионализмы

Вставьте в предложения подходящие по смыслу профессионализмы, используя слова для справок:

1) Опытный столяр умело работает … .

2) Чистить … – моя работа.

3) Художник … холст.

4)Работник типографии закончил … новый номер газеты.

5) … показало счёт футбольного матча.

Слова для справок:

Грунтовать, табло, стамеска, верстать, карбюратор.

Данные ниже слова употребляются преимущественно в речи художников, музыкантов и поэтов. Распределите их по группам согласно данным профессиям:

Палитра, рифма, гамма, строфа, акварель, нота, метафора, мольберт, аккорд, гуашь, октава, форма.

Составьте словарик профессиональных слов:

Строителей: …

Военных: …

Музыкантов: …

Летчиков: …

Фотографов: …

  1. Диалектизмы

Выпишите из стихотворения диалектные слова, составьте для одного из них словарную статью:

Родные, знакомые с детства слова

Уходят из обихода:

В полях поляши-тетерева,

Летятина-дичь,

Пересмешки-молва,

Залавок-подобье комода.

(А. Яшин)

Используя толковые словари, подберите к данным диалектизмам синонимичные общеупотребительные слова:

Вестимо - …

Бурак - …

Люлька - …

Мшара - …

Полудновать - …

Яр - …

Музга - …

Определите, какое общеупотребительное слово может «возглавить» каждый ряд диалектизмов.

1.Прямушка, рубеж, обходница, межа, межинка, топничок, стежка, стега, стеговина, пешеходка, ступень.

2.Завируха, путень, гиба, пурган, буран, сипуча, засипух, завьюга, непогодь, кутиха, кутель, пылюга.

  1. Жаргонизмы

Из данного списка слов выпишите только жаргонизмы:

Блеск, отлично, клёво, чудесно, смутный, железно, крутой, коронно, правильно, обалденно, ерунда, прекрасный, муть, плохой, прокол, прикольный.

Соедините жаргонизмы с их значениями:

усечь

оценка два

физра

домашнее задание

пара

дом

хвост

урок физкультуры

хибара

отдыхать, дремать

домашка

понять

кемарить

несданный экзамен


Составьте несколько предложений или текст, используя следующие жаргонизмы:

Телик, клёвый, домашка, классно, боты, комп, хата.

  1. Устаревшие слова

Найдите в следующих пословицах устаревшие слова и определите их значение, пользуясь словарем:

Добрый швец с запасом шьет.

В карете цугом по грибы не ездят.

Всяк спляшет, да не как скоморох.

Всякий подъячий любит калач горячий.

Смелость силе воевода.

Счастья алтыном не купишь.

Замените устаревшие слова современными синонимами. Какие слова не удается заменить? Объясните, почему?

Очи, ланиты, чело, выя, рамена, перси, десница, шуица, ветрило, рыбарь, веретено, треуголка, лапти, ендова, ступа, ботфорты, светец, кафтан.

Переведите текст начала 18 века на современный русский язык:

…Встретил нас королевны дворовый воевода лорд Харберт Пенброк, а с ним князи на жеребцах и на конех в наряде и золотых чепях, как въехали в посад Лунду и в те поры было по реке Темзе в судах и по берегам по обе стороны и по улицам людей добре много.

  1. Неологизмы

Подчеркните неологизмы в шуточном стихотворении М.Д. Яснова «Про мамонтов». Объясните, от каких слов они образованы.

Мамонт и папонт

Гуляли вдоль речки.

Бабонт и дедонт

Лежали на печке.

А внучонт

Сидел на крылечке

И свертывал хобот

В колечки.

И, взяв на колени

Тетрадь и пенал,

Пыхтел

И стихи сочинял…

Выпишите из предложений авторские неологизмы. Укажите, что они обозначают и для чего авторы их придумали?

Но странная из солнца ясь струилась. (В.В.Маяковский)

В эту серую морось и слизь мне приснилось рязанское небо. (С.А.Есенин)

Светит месяц. Синь и сонь. Хорошо копытит конь. (С.А.Есенин)

Голуби цараписто гремели лапками по железной крыше. (В.Солоухин)

Как будто грома грохотанье, тяжелозвонное скаканье по потрясенной мостовой. (А.С.Пушкин)

Как вы думаете, какие из данных ниже слов можно назвать неологизмами? Докажите свою точку зрения.

Компьютер, мультиварка, планшет, смартфон, ноутбук, интернет, телевизор, флешка, блендер, магнитола, навигатор.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Митусова Александра Петровна

Дата: 13.06.2019

Номер свидетельства: 514639


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства