Саба?ты? та?ырыбы: Твердые и мягкие согласные .
Тема урока: Правописание слов с мягкими
согласными.
Саба?ты? ма?саты:
Цель урока:
- познакомить с делением согласных на твердые и мягкие и перечнем пар согласных по твердости мягкости;
содействовать развитию орфографической зоркости, образного мышления и памяти у учащихся;
- привить учащимся способность в решающую минуту собраться, уметь высказать свои знания в ясной доступной форме;
- воспитывать чувство состязательного духа и прививать уважение к историй своего народа и страны, любовь к Родине, гордость за наше демократическое государство.
Тип урока: Урок - путешествие
Оборудование: книжная выставка, слайды, таблицы, тесты
Межпредметные связи: казахский язык, история, литература.
Эпиграф: «Не стремись удивить мир красноречием, стремись удивить знаниями».
(Пословица)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Побуждение
Начиная с VII века до XVII века по Великому Шелковому пути шли караваны. Они шли через пустыни, степи, т.к. являлись самыми сильными и выносливыми, могли длительное время обходиться без воды.
Я второпьях искал родник
Он был в корнях, во мхах родных.
Он затаился, занемог,
Струился, как в берёзе сок.
Об исцеленье — он просил... (В. Щербаков)
Неподалёку от нашей юрты зеленеет лужайка.
Посередине бьет родничок. Вода холодная. Бьёт из родника вода, стекает по крутому яру в овраг, обернувшись горной речкой. Каких только звуков не услышишь в горном потоке.
Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните звонкие и глухие согласные.
- Ржание жеребен...а.
- Клекот ор...а.
- Сви...т ветра.
- Гул дале...ого эха.
- Лас...овый шеп...т мамы.
- Глух...й напев дом...ры.
III.Фронтальный опрос.
В караване царила железная дисциплина. Керуенбасы
следил за порядком.
- Что такое фонетика?
- Что такое алфавит?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Что называется звуками речи?
- Что обозначают буквы?
- Из чего состоят звонкие согласные ?
- Из чего состоят глухие согласные?
- Как проверить непроизносимые согласные?
IV.Объяснение новой темы.
Чтобы уберечь караван от врагов избирались ?олдай-покровители, они проходили испытания.
Задание: Посмотрите внимательно на слова. Чем они отличаются? Почему согласные звучат мягко?
Лук-люк, ров-рёв, рад -ряд,
мал-мял, вол-вёл, нос-нёс
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Парные
Непарные
только
мягкие
только
твердые
[б]-[б'], [в]-[в'], [г]-[г'], [д]-[д'], [з]-[з'], [к]-[к'], [л]-[л'], [м]-[м'], [н]-[н'], [п]-[п'], [р]-[р'], [с]-[с'], [т]-[т'], [ф]-[ф'], [х]-[х']
[ч'], [щ'], [й']
[ж], [ш], [ц]
Запомните!
Перед буквой е надо произносить мягкий согласный:
ши[н]ель, му[з]ей.
Исключение: в словах иноязычного происхождения
фонетика, свитер — перед буквой е произносится твердый согласный.
V.Закрепление.
К?ріпкел - предсказатели предсказывали, направляли караван.
Задание. 1. Подчеркните мягкие согласные.
В тысяча девятьсот девяносто первом году Казахстан приобрёл независимость.
2.Подчеркните непарные по твёрдости-мягкости согласные.
В центре флага находится солнце. Охраняет его зоркий орёл
с распростертыми крыльями.
3.Подчеркните твердые согласные.
Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака на голубом фоне.
VI.Разминка. «Удивительное колесо»
Прочитайте в данной фигуре как можно больше слов
К
О О
Н
С Л
Е
Колесо, кол, лес, село, соло, сок, око, колос, он, оно, окно, косо, сел, лоно.
VII. Словарная работа
Независимость - т?уелсіздік
Герб - елта?ба
Флаг - ту
Гимн – ?н?ран
VIII. Выполнение упражнения № 250
Керуенбасы при подходе к границе каждого государства отправлял жаушы- посла с просьбой войти в город.
Задание. 1.Сколько мягких согласных в предложении.
Дети-это будущее государства, его защитники.
- Запишите буквами слова в соответствии с правилами орфографии.
[п'ат'], [с'эл], [в'ол].
- Впишите пожелания в лучики вокруг земного шара слова- пожелания.
- Итог урока.
Домашнее задание: упр № 248.