Урок рекомендуется для проведения в шестом общеобразовательном классе. Задания для детей предусматривают индивидуальную и групповую формы работы и рассчитаны на среднестатистический класс. Возможно его использование в слабом классе, однако, в этом случае на данную тему рекомендуется выделить 2 часа учебного времени.
Этап | Содержание | Методы | Учебно-познавательные задачи урока | Формы контроля | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно-целевой этап | Организационный | | | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Самопроверка | Личностные: самоорганизация. |
Актуализация знаний | - Как называется раздел науки о языке, который мы изучаем? (морфология) - А что он изучает? (части речи) - Отгадайте загадки. Всё, что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? И ЧТО? Верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склонения есть, Падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное) Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие? С папой существительным Живет на редкость дружно: Изменит окончание, когда ему так нужно. Она с ним не расстанется никогда уже: Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже. (Прилагательное) Он все предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за всем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет Детям строят много школ, Чтоб все знали про… (Глагол) Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счете их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? (Имя числительное) Мы предмет не называем, Его признаки скрываем, Прямого не дадим ответа, Скажем: он, ты, мы, этот. Велико же будет удивленье, Если не узнали вы … (Местоимение) - Молодцы! Отгадали все загадки. А теперь загадаю еще одну: назовите тему нашего урока. (Местоимение) - Почему так решили? (Все загадки были об изученных частях речи. Местоимение – для нас новая тема). - Перед вами ЛИСТЫ САМОКОНТРОЛЯ. Отметьте в них то, что вы знаете и умеете. - Посмотрите на те пункты, которые остались не отмеченными. Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, изучая местоимения? - Это и есть цели нашего урока. В конце занятия проверим, всему ли, что хотели, научились? | Словесный (беседа) | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. | Определяют тему урока. Участвуют в постановке познавательной цели урока. | Словесная оценка учителя | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
Учебно-познавательная деятельность: Постановка проблемы Открытие нового через решение проблемы | Беседа по вопросам - Какое мировое событие произошло 5 февраля 2014 года? (Открытие XXII зимних Олимпийских игр в Сочи). - Сегодня наш урок предлагаю посвятить Олимпиаде: ее истории, ее рекордам. - Перед вами предложение: Если они становились победителями таких игр, то им вручалось несколько наград: медаль и диплом. - Какой частью речи являются выделенные слова? (Местоимением) - Вам понятен смысл этого предложения? ТАКИЕ игры, это какие? СКОЛЬКО наград? Непонятно. - Давайте изменим смысл этого предложения, ответив на предложенные вопросы. Если спортсмены становились победителями Олимпийских игр, то им вручалось две награды: медаль и диплом. - Вместо каких слов употреблены местоимения? (Спортсмены, Олимпийские, две) - Что это за части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное) - Так значит, для чего нужны местоимения в речи? (Заменять слова других частей речи). Применяем все мы это Вместо имени предмета, Вместо признака предмета Применяем тоже это, И количество предметов Заменяет часто это. Нам на все оно укажет, Но имен ничьих не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись. (Местоимение) - Так вместо каких частей речи используются местоимения? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное) | Дедуктивный (применение знаний) Проблемный, наглядный | Предлагает обучающимся проблемный вопрос и задания с целью выявления существенных признаков местоимения. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. | Делают вывод о роли местоимений в речи. Сравнивают лингвистические единицы с целью решения поставленной проблемы. | Словесная оценка учителя | Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения. Анализ с выявлением признаков местоимения, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение. Регулятивные: целеполагание; планирование; контроль; оценка и самооценка. Коммуникативные: участие в совместной деятельности; изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач. Готовность к восприятию нового знания. Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
Работа с учебником. Чтение определения (стр.64) - Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его? (Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет). | Поисковый, дедуктивный | Предлагает выявить причину возникновения проблемы | Работают с текстом учебника, читают определение местоимения, выявляют новую информацию, сопоставляют уже известные знания с новыми, отвечают на проблемный вопрос. | Словесная оценка учителя |
3. Первичное закрепление | Составление алгоритма правила с опорой на учебник (стр.64) | Дедуктивный | Предлагает составить алгоритм правила с опорой на известные и вновь полученные знания | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения проблемы. Выслушивают мнение других по данному вопросу. Извлекают и фиксируют необходимую информацию. | Словесная оценка учителя |
Постановка и решение проблемы | Словарная работа - Перед вами текст. Выберите из него слова для словарного диктанта. В зеленой афинской роще любил гулять со своими учениками философ Платон. Здесь же упражнялись атлеты, проводились интереснейшие соревнования – бег с факелами. Глубокой ночью бегуны с зажжёнными восковыми факелами отправлялись в путь к Афинам, передавая священный огонь от одного к другому. Побеждала команда, которая достигала первой жилья пекаря, гончара или кузнеца и разжигала печь ремесленника. В наши дни Олимпийский огонь проделывает гораздо больший путь – от Олимпии к городу – столице Игр. Физ.минутка - Проверим, как справились со словарной работой. На экране будут появляться слова. Если это слово вы записали в тетрадь, подпрыгиваете; если в тетради у вас нет этого слова, приседаете. (Работа проводится со слайдами под музыку). | Поисковый | Предлагает задание по тексту | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения проблемы. Фиксируют слова в тетради. | Самопроверка. Словесная оценка учителя |
5. Закрепление (практический этап) | Работа в группах. «Книга рекордов Гиннеса» - Исправьте текст. Текст для 1 группы Самым юным чемпионом Олимпийских игр принято считать французского мальчика. Имя французского мальчика, к сожалению, не сохранилось. Французский мальчик был рулевым в занявшей первое место на Играх в 1900 года академической двойке команды Нидерландов. Французскому мальчику, как утверждают историки, было 7-10 лет. Текст для 2 группы В индивидуальных Олимпийских дисциплнах самой молодой чемпионкой была американка Марджори Гестинг. Американка Марджори Гестинг выступала в прыжках с трамплина 12 августа 1936 года. Американка Марджори Гестинг завоевала золотую медаль в 13 лет. Текст для 3 группы Самым «пожилым» победителем Олимпийских игр стал Оскар Гомер Сван. 64-летний Оскар Гомер Сван был в составе команды Швеции. Оскар Гомер Сван получил «золото» за первенство в стрельбе по «бегущему оленю» на Олимпиаде 1912 года. Текст для 4 группы Василий Алексеев – советский штангист-тяжеловес. Василий Алексеев признан рекордсменом среди рекордсменов. Менее чем за 7 лет, Василий Алексеев 80 раз вносил поправки в официальную таблицу мировых рекордов. (Представители групп рассказывают об исправлениях). - Так для чего нужны местоимения? (Заменять другие части речи, позволяют делать речь более лаконичной и избегать речевых ошибок). | Групповое исследование | Раздает задания для работы в группах. Контролирует ход выполнения работ, направляет деятельность учеников. | Объединяются в группы, обсуждают, совместно решают поставленную проблему, выбирают представителя группы для озвучивания итогов выполнения задания | Взаимоконтроль. Словесная оценка учителя. |
Графический диктант + | есть местоимение в предложении | - | нет местоимения в предложении | 1 2 3 4 5 6 7 8 1) Олимпийские игры – наиболее почитаемое празднество в Древней Греции. 2) Первые игры прошли в 776 году до нашей эры. 3) Они проводились один раз в четыре года и продолжались пять дней. 4) На время их проведения объявлялся «священный мир». 5) В этот период в Греции не велось военных действий. 6) Дороги в Олимпию были безопасны. 7) Победители соревнований награждались венком из ветвей оливы. 8) Они пользовались в Греции почетом и уважением. Ключ для взаимопроверки: - - + + + - - + 1 2 3 4 5 6 7 8 | Мозговой штурм | Предлагает задание на слух на выявление местоимений по его признакам с опорой на составленный алгоритм правила и ключ выполнения работы | Выполняют задание на слух и заполняют таблицу с опорой на составленный алгоритм правила. Взаимопроверка в парах по ключу | Взаимопроверка (обмен тетрадями в парах, оценивание по ключу) |
Самостоятельная работа (карточки) - Найдите местоимения и определите, чем они являются в предложении. Зимняя Олимпиада 2014 года вступила в свои права. Она стала полноправной хозяйкой спортивной сочинской арены. Ее ожидали с нетерпением. Около двух недель спортсмены будут состязаться в различных видах спорта. Им предстоит пережить и победы, и поражения. Мы с тобой, Россия! - По каким признакам находили местоимение? - Как определяли синтаксическую функцию? | Поисковый, аналитический | Осуществляет контроль имеющихся и полученных на уроке знаний обучающихся | Демонстрируют имеющиеся и вновь полученные на уроке знания | Оценка учителя после проверки работ |
Итог урока. Рефлексия | - Какие цели мы ставили в начале урока? - Что реализовали на уроке? - Какие вопросы остались? - Вернемся к листам самоконтроля. На пустых строчка подпишите, какие вопросы требуют дополнительной проработки. Поставьте оценку своей деятельности на уроке. | Словесный (беседа) | Организует обобщение, рефлексию | Осуществляют рефлексию | Самооценка | Регулятивные: участие в подведении итогов урока; самооценка. |
Домашнее задание | § 76 (Выучить правило). Упражнение 436 (письменно по заданию учебника) или написать мини-сочинение о спорте или Олимпиаде. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Зимняя Олимпиада 2014 года вступила в свои права. Она стала полноправной хозяйкой спортивной сочинской арены. Ее ожидали с нетерпением. Около двух недель спортсмены будут состязаться в различных видах спорта. Им предстоит пережить и победы, и поражения. Мы с тобой, Россия!