kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока с использованием приёмов технологии РКМЧП "Неопределённые местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Неопределённые местоимения (1-ый урок по теме).

Цель урока: знакомство обучающихся с разрядом неопределенных местоимений, их значением, употреблением в речи.

Задачи урока:

Обучающая: закрепить умения видеть местоимения изученных разрядов в тексте, употреблять их в речи, правильно писать;

Развивающая: формировать умения извлекать нужную информацию из различных источников и составлять опорные схемы; развивать аналитические способности: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитывающая: воспитывать внимательное отношение к языку, культуру работы в парах, интерес к предмету «Русский язык».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: РКМЧП (приём «чтение со стопом», приём «ЗХУ»: Знаю-Хочу узнать – Узнал), технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы),  здоровьесберегающие.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку

Учебник: Русский язык. 6 класс./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010.

Рабочие тетради и тетради-справочники обучающихся.

Ватман  для «ЗХУ»

Дополнительный занимательный материал: конверт «Заморочки из бочки».

Индивидуальные рефлексивные дневники обучающихся.

Работа в парах (ученики сидят по 2 человека за партой)

Ход урока:

  1. Оргмомент.

 -Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Местоимения» и познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, но с каким, я пока не буду говорить, надеюсь, что вы сами мне в ходе урока сможете его назвать. Сейчас я предлагаю открыть тетради и записать дату, указать вид работы - классная работа, а  тему нашего урока мы запишем попозже.

2. Мозговой штурм.  Опрос по изученному материалу по теме «Местоимение».

- Что такое местоимение? (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их).

- Как вы можете объяснить происхождение названия данной части речи? (употребляется вместо именных частей речи)

-Как изменяются местоимения? (по падежам, некоторые ещё по родам и числам)

- С какой целью обычно используются местоимения? Какова их роль? (используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова, как средство связи предложений в тексте)

- Сколько разрядов местоимений выделяется в русском языке? (9)

- С какими разрядами местоимений мы уже познакомились? (с личными, возвратным, вопросительными и относительными)

- Сможете найти местоимения в тексте?

3. Изучение нового материала. Работа с текстом в парах (текст распечатан на листках)

- Прочитайте 1 абзац текста и выпишите из него все местоимения. Не забудьте оставить чистую строку для записи темы урока!

Самопроверка (Слайд №1)

Обращается внимание на употребление в тексте местоимения КТО-ТО.

-Вы поняли, кого мама принесла в кошёлке? - стадия вызова

Почему вы это  не смогли определить? (местоимение кто-то указывает на неопределённый предмет) – стадия осмысления

- Прочитайте  текст до конца. Что вам удалось узнать о таинственном «кто-то»? (зверёк) (Слайд №2)

- Догадались по описанию, что это за зверёк? (Слайд №3)- барсучонок.

-Почему автор в  тексте прямо не называет зверька, а использует местоимение? (Слайд №4 «Интересно ваше мнение»)

- Откройте стр. 165 вашего учебника, где обозначены все разряды местоимений. К  какому разряду будет относиться местоимение кто-то? (Местоимение кто-то относится к разряду неопределённых местоимений.)

Запись темы урока.

Заполнение таблицы «ЗХУ»

Знаю                                                             Хочу узнать                                       Узнал(а)

Название разряда – неопределённые           Какие ещё местоимения

местоимения, их роль: указывают на           относятся к неопределённым?

что-то неопределённое                                       Как они образуются?

                                                                        Как пишутся?

- Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (в учебнике на стр. 174  в рамочке даны местоимения) – заполнение таблицы «Разряды местоимений» в тетради-справочнике.

- Почему представлен не весь список местоимений, относящихся к разряду неопределённых? (их достаточно много)

- Вы этот список сможете дополнить сами, после того как мы рассмотрим вопрос, как образуются неопределённые местоимения.

Работа с таблицей учебника  (стр. 175)

Вывод: неопределённые местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ и КОЕ-, суффиксов –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ. (запись в тетрадь-справочник:

                    Неопред. мест.      от           вопрос.-относ. мест.

                       НЕ                         +             КТО или +    -ТО

                      КОЕ-                                  …                     -ЛИБО

 Но: кое у кого (в 3 слова с предлогом)                            -НИБУДЬ

Чтение правил на стр.175, 176

Работа в парах: образуйте от вопросительно-относительных местоимений все возможные варианты неопределённых местоимений:

  1. кто, какой
  2. что, чей

Проверка. Обратить внимание на правописание местоимений.

(Лингвофизминутка: ученики встают парами, называют местоимения и выполняют определённые движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно – пожимают друг другу руки, если через дефис – руки в стороны.)

Рефлексия.

- В своих рефлексивных дневниках отметьте, что вы сегодня нового для себя узнали? Оцените свою работу на уроке, в том числе свою работу в паре.

             А я для вас приготовила как обычно занимательный вопрос из рубрики «Заморочки из бочки». Если вы правильно на него ответите, то я буду очень рада: значит, вы действительно усвоили тему нашего урока.

Вопрос-загадка.  Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто. Некоторую часть найденного отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?

(что-то или что-нибудь;  возможен ответ «ничего», но это тема уже другого урока)

Д/З: 2 правила на стр. 175-176,  упр. 414(выделите орфограммы, связанные с правописание приставок и суффиксов в неопределённых местоимениях)

Если позволит время ещё один занимательный материал из разряда «Заморочки из бочки» (Слайд №5) – шуточное стих. В. Воскобойникова. (Русский язык.6кл.: пособие для учащихся/С.И. Львова. –М.: Дрофа, 2007.-с.132).

?

     Однажды мама позвала меня: «Юра, смотри, какого бутузика я принесла». Я бросился к дому.  Мама держала кошёлку, там на подстилке из травы и листьев копошился кто-то в серебристой шубке.

       Мы пошли в комнату, подошли к дивану. Из кошёлки показалась продолговатая мордочка с чёрным носиком, блестящими глазками и очень маленькими  стоячими ушками. Мордочка у зверька была презабавная: верхние и нижние её части – серенькие, посередине от носа к ушам тянулись широкие чёрные полосы.

      Малыш выбрался из кошёлки. Какой же он занятный! Очень толстенький, настоящий бутузик. Шёрстка гладкая, светлая, серебристая. Ножки тёмные, словно он нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки.

                                                                                            (По Г. Скребицкому)

 Вопрос-загадка.

Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто. Некоторую часть найденного отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?

(что-то или что-нибудь;  возможен ответ «ничего», но это тема уже другого урока)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока с использованием приёмов технологии РКМЧП "Неопределённые местоимения"»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Неопределённые местоимения (1-ый урок по теме).


Цель урока: знакомство обучающихся с разрядом неопределенных местоимений, их значением, употреблением в речи.

Задачи урока:

Обучающая: закрепить умения видеть местоимения изученных разрядов в тексте, употреблять их в речи, правильно писать;

Развивающая: формировать умения извлекать нужную информацию из различных источников и составлять опорные схемы; развивать аналитические способности: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитывающая: воспитывать внимательное отношение к языку, культуру работы в парах, интерес к предмету «Русский язык».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: РКМЧП (приём «чтение со стопом», приём «ЗХУ»: Знаю-Хочу узнать – Узнал), технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы), здоровьесберегающие.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку

Учебник: Русский язык. 6 класс./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010.

Рабочие тетради и тетради-справочники обучающихся.

Ватман для «ЗХУ»

Дополнительный занимательный материал: конверт «Заморочки из бочки».

Индивидуальные рефлексивные дневники обучающихся.


Работа в парах (ученики сидят по 2 человека за партой)









Ход урока:

  1. Оргмомент.

-Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Местоимения» и познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, но с каким, я пока не буду говорить, надеюсь, что вы сами мне в ходе урока сможете его назвать. Сейчас я предлагаю открыть тетради и записать дату, указать вид работы - классная работа, а тему нашего урока мы запишем попозже.

2. Мозговой штурм. Опрос по изученному материалу по теме «Местоимение».

- Что такое местоимение? (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их).

- Как вы можете объяснить происхождение названия данной части речи? (употребляется вместо именных частей речи)

-Как изменяются местоимения? (по падежам, некоторые ещё по родам и числам)

- С какой целью обычно используются местоимения? Какова их роль? (используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова, как средство связи предложений в тексте)

- Сколько разрядов местоимений выделяется в русском языке? (9)

- С какими разрядами местоимений мы уже познакомились? (с личными, возвратным, вопросительными и относительными)

- Сможете найти местоимения в тексте?

3. Изучение нового материала. Работа с текстом в парах (текст распечатан на листках)

- Прочитайте 1 абзац текста и выпишите из него все местоимения. Не забудьте оставить чистую строку для записи темы урока!

Самопроверка (Слайд №1)

Обращается внимание на употребление в тексте местоимения КТО-ТО.

-Вы поняли, кого мама принесла в кошёлке? - стадия вызова

Почему вы это не смогли определить? (местоимение кто-то указывает на неопределённый предмет) – стадия осмысления

- Прочитайте текст до конца. Что вам удалось узнать о таинственном «кто-то»? (зверёк) (Слайд №2)

- Догадались по описанию, что это за зверёк? (Слайд №3)- барсучонок.

-Почему автор в тексте прямо не называет зверька, а использует местоимение? (Слайд №4 «Интересно ваше мнение»)

- Откройте стр. 165 вашего учебника, где обозначены все разряды местоимений. К какому разряду будет относиться местоимение кто-то? (Местоимение кто-то относится к разряду неопределённых местоимений.)

Запись темы урока.

Заполнение таблицы «ЗХУ»

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Название разряда – неопределённые местоимения,

Их роль: указывают на что-то неопределённое

Какие ещё местоимения относятся к неопределённым?

Как они образуются?

Как пишутся?


- Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (в учебнике на стр. 174 в рамочке даны местоимения) – заполнение таблицы «Разряды местоимений» в тетради-справочнике.

- Почему представлен не весь список местоимений, относящихся к разряду неопределённых? (их достаточно много)

- Вы этот список сможете дополнить сами, после того как мы рассмотрим вопрос, как образуются неопределённые местоимения.

Работа с таблицей учебника (стр. 175)

Вывод: неопределённые местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ и КОЕ-, суффиксов –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ. (запись в тетрадь-справочник:

Неопред. мест. вопрос.-относ. мест.

НЕ + КТО или + -ТО

КОЕ- … -ЛИБО

Но: кое у кого (в 3 слова с предлогом) -НИБУДЬ

Чтение правил на стр.175, 176

Работа в парах: образуйте от вопросительно-относительных местоимений все возможные варианты неопределённых местоимений:

  1. кто, какой

  2. что, чей

Проверка. Обратить внимание на правописание местоимений.

(Лингвофизминутка: ученики встают парами, называют местоимения и выполняют определённые движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно – пожимают друг другу руки, если через дефис – руки в стороны.)

Рефлексия.

- В своих рефлексивных дневниках отметьте, что вы сегодня нового для себя узнали? Оцените свою работу на уроке, в том числе свою работу в паре.

А я для вас приготовила как обычно занимательный вопрос из рубрики «Заморочки из бочки». Если вы правильно на него ответите, то я буду очень рада: значит, вы действительно усвоили тему нашего урока.

Вопрос-загадка. Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто. Некоторую часть найденного отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?

(что-то или что-нибудь; возможен ответ «ничего», но это тема уже другого урока)

Д/З: 2 правила на стр. 175-176, упр. 414(выделите орфограммы, связанные с правописание приставок и суффиксов в неопределённых местоимениях)

Если позволит время ещё один занимательный материал из разряда «Заморочки из бочки» (Слайд №5) – шуточное стих. В. Воскобойникова. (Русский язык.6кл.: пособие для учащихся/С.И. Львова. –М.: Дрофа, 2007.-с.132).


?

Однажды мама позвала меня: «Юра, смотри, какого бутузика я принесла». Я бросился к дому. Мама держала кошёлку, там на подстилке из травы и листьев копошился кто-то в серебристой шубке.

Мы пошли в комнату, подошли к дивану. Из кошёлки показалась продолговатая мордочка с чёрным носиком, блестящими глазками и очень маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька была презабавная: верхние и нижние её части – серенькие, посередине от носа к ушам тянулись широкие чёрные полосы.

Малыш выбрался из кошёлки. Какой же он занятный! Очень толстенький, настоящий бутузик. Шёрстка гладкая, светлая, серебристая. Ножки тёмные, словно он нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки.

(По Г. Скребицкому)





Вопрос-загадка.

Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто. Некоторую часть найденного отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?

(что-то или что-нибудь; возможен ответ «ничего», но это тема уже другого урока)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лаздан Нина Анатольевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286357


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства