Методическая разработка урока с использованием приёмов технологии РКМЧП "Неопределённые местоимения"
Методическая разработка урока с использованием приёмов технологии РКМЧП "Неопределённые местоимения"
Тема: Неопределённые местоимения (1-ый урок по теме).
Цель урока: знакомство обучающихся с разрядом неопределенных местоимений, их значением, употреблением в речи.
Задачи урока:
Обучающая: закрепить умения видеть местоимения изученных разрядов в тексте, употреблять их в речи, правильно писать;
Развивающая: формировать умения извлекать нужную информацию из различных источников и составлять опорные схемы; развивать аналитические способности: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитывающая: воспитывать внимательное отношение к языку, культуру работы в парах, интерес к предмету «Русский язык».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии: РКМЧП (приём «чтение со стопом», приём «ЗХУ»: Знаю-Хочу узнать – Узнал), технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы), здоровьесберегающие.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку
Учебник: Русский язык. 6 класс./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010.
Рабочие тетради и тетради-справочники обучающихся.
Ватман для «ЗХУ»
Дополнительный занимательный материал: конверт «Заморочки из бочки».
Индивидуальные рефлексивные дневники обучающихся.
Работа в парах (ученики сидят по 2 человека за партой)
Ход урока:
Оргмомент.
-Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Местоимения» и познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, но с каким, я пока не буду говорить, надеюсь, что вы сами мне в ходе урока сможете его назвать. Сейчас я предлагаю открыть тетради и записать дату, указать вид работы - классная работа, а тему нашего урока мы запишем попозже.
2. Мозговой штурм. Опрос по изученному материалу по теме «Местоимение».
- Что такое местоимение? (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их).
- Как вы можете объяснить происхождение названия данной части речи? (употребляется вместо именных частей речи)
-Как изменяются местоимения? (по падежам, некоторые ещё по родам и числам)
- С какой целью обычно используются местоимения? Какова их роль? (используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова, как средство связи предложений в тексте)
-Сколько разрядов местоимений выделяется в русском языке? (9)
-С какими разрядами местоимений мы уже познакомились? (с личными, возвратным, вопросительными и относительными)
-Сможете найти местоимения в тексте?
3. Изучение нового материала. Работа с текстом в парах (текст распечатан на листках)
- Прочитайте 1 абзац текста и выпишите из него все местоимения. Не забудьте оставить чистую строку для записи темы урока!
Самопроверка (Слайд №1)
Обращается внимание на употребление в тексте местоимения КТО-ТО.
-Вы поняли, кого мама принесла в кошёлке? - стадия вызова
Почему вы это не смогли определить? (местоимение кто-то указывает на неопределённый предмет) – стадия осмысления
- Прочитайте текст до конца. Что вам удалось узнать о таинственном «кто-то»? (зверёк) (Слайд №2)
- Догадались по описанию, что это за зверёк? (Слайд №3)- барсучонок.
-Почему автор в тексте прямо не называет зверька, а использует местоимение? (Слайд №4 «Интересно ваше мнение»)
- Откройте стр. 165 вашего учебника, где обозначены все разряды местоимений. К какому разряду будет относиться местоимение кто-то? (Местоимение кто-то относится к разряду неопределённых местоимений.)
Запись темы урока.
Заполнение таблицы «ЗХУ»
Знаю Хочу узнать Узнал(а)
Название разряда – неопределённые Какие ещё местоимения
местоимения, их роль: указывают на относятся к неопределённым?
что-то неопределённое Как они образуются?
Как пишутся?
- Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (в учебнике на стр. 174 в рамочке даны местоимения) – заполнение таблицы «Разряды местоимений» в тетради-справочнике.
- Почему представлен не весь список местоимений, относящихся к разряду неопределённых? (их достаточно много)
- Вы этот список сможете дополнить сами, после того как мы рассмотрим вопрос, как образуются неопределённые местоимения.
Работа с таблицей учебника (стр. 175)
Вывод: неопределённые местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ и КОЕ-, суффиксов –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ. (запись в тетрадь-справочник:
Неопред. мест. от вопрос.-относ. мест.
НЕ + КТО или + -ТО
КОЕ- … -ЛИБО
Но: кое у кого (в 3 слова с предлогом) -НИБУДЬ
Чтение правил на стр.175, 176
Работа в парах: образуйте от вопросительно-относительных местоимений все возможные варианты неопределённых местоимений:
кто, какой
что, чей
Проверка. Обратить внимание на правописание местоимений.
(Лингвофизминутка: ученики встают парами, называют местоимения и выполняют определённые движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно – пожимают друг другу руки, если через дефис – руки в стороны.)
Рефлексия.
- В своих рефлексивных дневниках отметьте, что вы сегодня нового для себя узнали? Оцените свою работу на уроке, в том числе свою работу в паре.
А я для вас приготовила как обычно занимательный вопрос из рубрики «Заморочки из бочки». Если вы правильно на него ответите, то я буду очень рада: значит, вы действительно усвоили тему нашего урока.
Вопрос-загадка. Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто. Некоторую часть найденного отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?
(что-то или что-нибудь; возможен ответ «ничего», но это тема уже другого урока)
Д/З: 2 правила на стр. 175-176, упр. 414(выделите орфограммы, связанные с правописание приставок и суффиксов в неопределённых местоимениях)
Если позволит время ещё один занимательный материал из разряда «Заморочки из бочки» (Слайд №5) – шуточное стих. В. Воскобойникова. (Русский язык.6кл.: пособие для учащихся/С.И. Львова. –М.: Дрофа, 2007.-с.132).
?
Однажды мама позвала меня: «Юра, смотри, какого бутузика я принесла». Я бросился к дому. Мама держала кошёлку, там на подстилке из травы и листьев копошился кто-то в серебристой шубке.
Мы пошли в комнату, подошли к дивану. Из кошёлки показалась продолговатая мордочка с чёрным носиком, блестящими глазками и очень маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька была презабавная: верхние и нижние её части – серенькие, посередине от носа к ушам тянулись широкие чёрные полосы.
Малыш выбрался из кошёлки. Какой же он занятный! Очень толстенький, настоящий бутузик. Шёрстка гладкая, светлая, серебристая. Ножки тёмные, словно он нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки.
(По Г. Скребицкому)
Вопрос-загадка.
Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто. Некоторую часть найденного отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?
(что-то или что-нибудь; возможен ответ «ничего», но это тема уже другого урока)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока с использованием приёмов технологии РКМЧП "Неопределённые местоимения"»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Неопределённые местоимения (1-ый урок по теме).
Цель урока: знакомство обучающихся с разрядом неопределенных местоимений, их значением, употреблением в речи.
Задачи урока:
Обучающая: закрепить умения видеть местоимения изученных разрядов в тексте, употреблятьих в речи, правильно писать;
Развивающая: формировать умения извлекать нужную информацию из различных источников и составлять опорные схемы; развивать аналитические способности: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитывающая: воспитывать внимательное отношение к языку, культуру работы в парах, интерес к предмету «Русский язык».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии: РКМЧП (приём «чтение со стопом», приём «ЗХУ»: Знаю-Хочу узнать – Узнал), технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы), здоровьесберегающие.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку
Учебник: Русский язык. 6 класс./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010.
Рабочие тетради и тетради-справочники обучающихся.
Ватман для «ЗХУ»
Дополнительный занимательный материал: конверт «Заморочки из бочки».
Индивидуальные рефлексивные дневники обучающихся.
Работа в парах (ученики сидят по 2 человека за партой)
Ход урока:
Оргмомент.
-Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Местоимения» и познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, но с каким, я пока не буду говорить, надеюсь, что вы сами мне в ходе урока сможете его назвать. Сейчас я предлагаю открыть тетради и записать дату, указать вид работы - классная работа, а тему нашего урока мы запишем попозже.
2. Мозговой штурм. Опрос по изученному материалу по теме «Местоимение».
- Что такое местоимение? (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их).
- Как вы можете объяснить происхождение названия данной части речи? (употребляется вместо именных частей речи)
-Как изменяются местоимения? (по падежам, некоторые ещё по родам и числам)
- С какой целью обычно используются местоимения? Какова их роль? (используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова, как средство связи предложений в тексте)
-Сколько разрядов местоимений выделяется в русском языке? (9)
-С какими разрядами местоимений мы уже познакомились? (с личными, возвратным, вопросительными и относительными)
-Сможете найти местоимения в тексте?
3. Изучение нового материала. Работа с текстом в парах (текст распечатан на листках)
- Прочитайте 1 абзац текста и выпишите из него все местоимения. Не забудьте оставить чистую строку для записи темы урока!
Самопроверка (Слайд №1)
Обращается внимание на употребление в тексте местоимения КТО-ТО.
-Вы поняли, кого мама принесла в кошёлке? - стадия вызова
Почему вы это не смогли определить? (местоимение кто-то указывает на неопределённый предмет) – стадия осмысления
- Прочитайте текст до конца. Что вам удалось узнать о таинственном «кто-то»? (зверёк) (Слайд №2)
- Догадались по описанию, что это за зверёк? (Слайд №3)- барсучонок.
-Почему автор в тексте прямо не называет зверька, а использует местоимение? (Слайд №4 «Интересно ваше мнение»)
- Откройте стр. 165 вашего учебника, где обозначены все разряды местоимений. К какому разряду будет относиться местоимение кто-то? (Местоимение кто-то относится к разряду неопределённых местоимений.)
Запись темы урока.
Заполнение таблицы «ЗХУ»
Знаю
Хочу узнать
Узнал(а)
Название разряда – неопределённые местоимения,
Их роль: указывают на что-то неопределённое
Какие ещё местоимения относятся к неопределённым?
Как они образуются?
Как пишутся?
- Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (в учебнике на стр. 174 в рамочке даны местоимения) – заполнение таблицы «Разряды местоимений» в тетради-справочнике.
- Почему представлен не весь список местоимений, относящихся к разряду неопределённых? (их достаточно много)
- Вы этот список сможете дополнить сами, после того как мы рассмотрим вопрос, как образуются неопределённые местоимения.
Работа с таблицей учебника (стр. 175)
Вывод: неопределённые местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ и КОЕ-, суффиксов –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ. (запись в тетрадь-справочник:
Неопред. мест. вопрос.-относ. мест.
НЕ + КТО или + -ТО
КОЕ- … -ЛИБО
Но: кое у кого (в 3 слова с предлогом) -НИБУДЬ
Чтение правил на стр.175, 176
Работа в парах: образуйте от вопросительно-относительных местоимений все возможные варианты неопределённых местоимений:
кто, какой
что, чей
Проверка. Обратить внимание на правописание местоимений.
(Лингвофизминутка: ученики встают парами, называют местоимения и выполняют определённые движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно – пожимают друг другу руки, если через дефис – руки в стороны.)
Рефлексия.
- В своих рефлексивных дневниках отметьте, что вы сегодня нового для себя узнали? Оцените свою работу на уроке, в том числе свою работу в паре.
А я для вас приготовила как обычно занимательный вопрос из рубрики «Заморочки из бочки». Если вы правильно на него ответите, то я буду очень рада: значит, вы действительно усвоили тему нашего урока.
Вопрос-загадка. Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто. Некоторую часть найденного отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?
(что-то или что-нибудь; возможен ответ «ничего», но это тема уже другого урока)
Д/З: 2 правила на стр. 175-176, упр. 414(выделите орфограммы, связанные с правописание приставок и суффиксов в неопределённых местоимениях)
Если позволит время ещё один занимательный материал из разряда «Заморочки из бочки» (Слайд №5) – шуточное стих. В. Воскобойникова. (Русский язык.6кл.: пособие для учащихся/С.И. Львова. –М.: Дрофа, 2007.-с.132).
?
Однажды мама позвала меня: «Юра, смотри, какого бутузика я принесла». Я бросился к дому. Мама держала кошёлку, там на подстилке из травы и листьев копошился кто-то в серебристой шубке.
Мы пошли в комнату, подошли к дивану. Из кошёлки показалась продолговатая мордочка с чёрным носиком, блестящими глазками и очень маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька была презабавная: верхние и нижние её части – серенькие, посередине от носа к ушам тянулись широкие чёрные полосы.
Малыш выбрался из кошёлки. Какой же он занятный! Очень толстенький, настоящий бутузик. Шёрстка гладкая, светлая, серебристая. Ножки тёмные, словно он нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки.
(По Г. Скребицкому)
Вопрос-загадка.
Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто. Некоторую часть найденного отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?
(что-то или что-нибудь; возможен ответ «ничего», но это тема уже другого урока)