kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 6 класса "Местоимение как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема - Местоимение как часть речи

Цель урока:

  1. Показать роль местоимений в речи, особенности употребления данной части речи, её отличие от именных частей речи и наречий.
  2. Научить ребят определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений с именами существительными, числительными, прилагательными.

Форма урока: аналитическая беседа с элементами исследовательской деятельности.

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный;
  2. Элементы проблемного обучения.

Оборудование:

  1. Мультфильм «Винни-Пух и все, все, все»;
  2. Текст песенки;
  3. Раздаточный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 6 класса "Местоимение как часть речи" »

















Конспект урока

По русскому языку для 6 класса.

Тема: «Местоимение как часть речи».















Учитель: Степанова Наталия Аркадьевна.











Новоуральск – 2015 г.





Цель урока:

  1. Показать роль местоимений в речи, особенности употребления данной части речи, её отличие от именных частей речи и наречий.

  2. Научить ребят определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений с именами существительными, числительными, прилагательными.

Форма урока: аналитическая беседа с элементами исследовательской деятельности.



Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный;

  2. Элементы проблемного обучения.

Оборудование:

  1. Мультфильм «Винни-Пух и все, все, все»;

  2. Текст песенки;

  3. Раздаточный материал.



























Ход урока.

  1. Вступительная часть.

Учитель: - Сегодня мы начнём изучать интересную тему по морфологии, а усвоить её нам помогут герои знакомых мультфильмов.

Идёт просмотр нескольких кадров из мультфильма «Винни-Пух и все, все, все».

Цель просмотра: создать эмоциональный настрой на восприятие учебного материала. Ребята смотрят фрагмент, где Кролик велел Винни-Пуху отвлечь маму Кенгу, чтобы утащить её сына, крошку Ру.

Текст песенки записан на доске.

На днях, не знаю сам зачем,

Зашёл я в незнакомый дом.

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том, о сём.



Я рассказал им что, когда,

И почему, и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;



Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему?



Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну!», и просто смех!»



Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-кто спросил: «И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни тони сё!»

После того как дети прочитали песенку, учитель спрашивает: « А вы поняли смысл песенки? В чём же ошибка Винни, который остался непонятым?»

Дети: - Содержание непонятно потому, что неизвестно, с кем разговаривал Винни, о чём, что происходило до этого, что будет потом. Он употреблял слова кое-кто, что, им, кого, о том, о сём.

Учитель: - Являются ли эти слова названиями предметов или только указывают на предметы, признаки? Какая это часть речи?

  1. Открытие темы урока.

Учащиеся записывают тему урока, затем выдвигают свои версии происхождения термина «местоимение». Учитель обобщает сказанное: «вместо имени».

Учитель: - Какие вы знаете именные части речи?

Дети: - Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.

Учитель: - Зачем нужно использовать другие слова ( местоимения) вместо имён?

Класс приходит к выводу: местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

  1. Этап закрепления знаний.

Учитель: - В речи мы часто используем местоимения. Учёные-лингвисты говорят, что по частоте употребления местоимения называют 3-е место после существительных и глаголов. Так ли это? Попробуем убедиться. Проведём лингвистический эксперимент.

Каждый ученик получает карточку из 80 слов.

Учитель: - Посчитайте общее количество существительных, глаголов, местоимений.

Текст.

Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни-Пухом? Книжка о его приключениях называется «Винни-Пух и все, все, все». Её написал английский писатель Алан Милн, и я научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски.

Ну, а для тех, кто не знаком, я объясню: Винни-Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и Сопелки. Я их очень полюбил, и мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни-Пуха, прочли несколько песенок.

( Б. Заходер).

Местоимения в тексте подчёркнуты, так как многих разрядов местоимений дети ещё не знают.

В результате эксперимента выясняется, что существительных здесь 20, глаголов – 11, а местоимений 18 (9, если не считать повторов). Для учащихся становится очевидно, что при малом количественном составе местоимений, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи.

Учитель: - А зачем нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи?

Учитель предлагает детям в предложенном тексте заменить повторяющиеся местоимения другими словами. Ребята читают варианты своих текстов. Убеждаемся: без местоимений нельзя обойтись, из-за их частого употребления и малого их количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качество, количество. Местоимения помогают нам экономить речевые усилия и время. О том, какой длинной и неудобной была бы наша речь, написал польский писатель Януш Корчак.

Текст.

Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: КТО?

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: Кто? А не будь этой малышкиКто, ты должен был бы спросить: «Это Казик стучит? Или Менька? Или тётя? Или гончар?» А ты всё отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там? – и в этом коротком «кто» - имена всех людей на свете. «Кто» - это местоимение.

IV.Этап обобщения знаний.

Учитель: - Обобщим сказанное о роли местоимений в нашей речи и запишем, что говорил о них учёный-лингвист А. Реформатский.

«Местоимения удобны и прктичны, но в них нет «перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета. Они, как запасные игроки на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова», - считал А. Реформатский.

V. Домашнее задание.

Рассказ о местоимение с опорой на теорию учебника, упр. 368.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Степанова Наталия Аркадьевна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137922


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства